фишбоун что это такое

Приём «фишбоун» на уроках в школе

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое

На уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун».

Содержание Свернуть

Суть дидактического приёма

«Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:

Учёные Бостонского университета, занимающиеся исследованием способов восприятия у младших школьников, пришли к выводу, что с помощью зрительных образов ребёнок в возрасте от 2 до 13 лет быстрее запоминает любую информацию.

Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и чётко формулировать мысли.

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое Схема Исикавы помогает систематизировать полученные знания по основным категориям: причины, факты, выводы по теме

Правила составления «рыбьего скелета»

«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже.

Существуют два типа расположения:

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое Для уроков в начальной школе схема должна напоминать рыбу максимально точно

Способы и формы применения такого метода в школе

«Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами. Что касается места технологии в конспекте урока, то она может выступать как способ организации части урока, либо же в качестве стратегии всего занятия по теме. Например, с помощью метода можно проводить целые уроки по изучению творчества Пушкина или Толстого: детям предлагается рассмотреть проблемы, затронутые в творчестве писателей (с конкретными примерами из произведений), и задача школьников — оценить значение работ великих соотечественников для последующих поколений.

Способ составления «рыбьего скелета» может быть:

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое Для объёмных тем «косточки» можно сделать многоуровневыми

«Фишбоун» можно использовать в качестве:

Особенно важно делать акцент на презентации результатов заполнения схемы. Она должна подтверждать значимость проблемы и показывать взаимосвязь всех обозначенных элементов. Иногда дети определяют несколько проблем, а вот с аргументами возникают сложности: учащимся непросто найти подтверждения для каждой. Это нормальная ситуация, ведь в жизни тоже предположений всегда больше, чем подтверждений. Поэтому нижние (или левые) «косточки» могут оставаться пустыми. Что касается вывода, то есть хвоста рыбы, то его можно предлагать в готовом виде или оставлять на доработку ребятам. Завершение работы со «скелетом» строится на определении дальнейших действий: либо продолжать исследование вопроса, либо формулировать его решения.

Приём Исикавы может быть уместен на уроках любого цикла, но самыми «плодотворными» схемы оказываются на занятиях, которые предполагают начало исследовательской деятельности: филологии, истории, обществознания, биологии и географии.

Примеры использования технологии на различных уроках

Литература

Наиболее часто «рыбья кость» применяется на уроках литературы. К примеру, таким может быть «рыбий скелет», заполненный на предпоследнем занятии перед написанием сочинения по «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого:

Кстати, для реализации межпредметных связей, учащимся можно предложить выделить орфограммы в использованных словах (русский язык) или подготовить сообщение на тему: «Жизненный путь обыкновенного героя — А. Мересьева» (история).

История

Урок истории также открывает огромные возможности для составления «фишбоунов». Например, тема «Причины феодальной раздробленности Руси» может быть представлена на доске в виде схемы.

Обществознание

Учителя обществознания считают тему «Социальная система общества» одной из самых сложных для восприятия. Однако «рыбья кость» помогает разложить информацию по полочкам, например, при составлении конспекта материала урока.

Биология

Цикл тем по биологии, посвящённый защите окружающей среды, можно подытожить групповым или индивидуальным «фишбоуном» в виде проектной презентации.

География

Такой «рыбий скелет» будет уместен при подготовке к контрольной работе по географии:

Английский язык

Изучение лексического материала на уроке английского по теме «Изобретения в нашей жизни» очень удобно систематизировать «рыбьим скелетом», например, перед отработкой навыка говорения:

Приём «фишбоун» помогает школьникам выделять проблему, находить её подтверждения и формулировать вывод. Работа со схемой учит ребят работать индивидуально и в группах, а также с уважением и вниманием относиться к мнению одноклассников. Кроме того, «Рыбья кость» стимулирует творческое мышление и развивает критическое.

Источник

Стратегия «Фишбоун» как приём реализации технологии критического мышления

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

Тема: « Стратегия «Фишбоун» как приём реализации технологии критического мышления»

Костина Наталья Васильевна – учитель начальных классов

Согласно ФГОС НОО впервые в практику работы начальной школы вводится межпредметная программа “Чтение: работа с информацией”. Реализация данной программы предполагает, что чтение из цели обучения становится базовым навыком для дальнейшего образования.

Сегодня моя задача, как учителя, заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становления умений работать с информацией, как показателем общего развития личности. Работая с детьми, я вижу, что часто многие ребята ещё не могут находить информацию в тексте, заданную в явном и неявном виде. Им сложно высказывать свою точку зрения о прочитанном, определять тему и главную мысль текста.

Поэтому, проблему получения, понимания и применения информации при работе с текстом, ставлю на первое место.

Работая первый год по ФГОС, я обратила внимание на то, что показатели качества образования недостаточно высоки. При применении различных технологий (игровой, проблемной, проектной и др.) результаты увеличивались, но совсем незначительно. И я стала искать другие пути, формы, приёмы решения этой проблемы. Старшие коллеги посоветовали мне обратиться к технологии критического мышления.

работать с увеличивающимся потоком информации;

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

вырабатывать собственное мнение;

точно и полно выражать свои мысли;

аргументировать свою точку зрения и учитывать мнение других;

сотрудничать и работать в группе;

решать собственные и социально значимые проблемы.

Технология критического мышления имеет 3 фазовую структуру.

1.Вызов: цели этого этапа:

— побудить ученика к активной работе, вызвать устойчивый интерес;

— актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

2. Осмысление : цели этапа:

— получить новую информацию;

— осмыслить и соотнести с имеющимися знаниями;

3. Рефлексия: цели этапа:

— обобщение полученной информации;

— формирование у каждого ученика собственного отношения к изученному материалу.

На стадии осмысления и рефлексии при работе с текстом я использую различные приёмы технологии критического мышления. Один из них прием «Фишбоун», как модель постановки и решения проблемы, описанной в тексте. Данный приём я начала использовать в 3 классе. И вот уже второй год успешно его реализую.

«фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такоеФишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) Схемы «Фишбоун» были придуманы японским профессором Каору Исикава (Ишикава).

Порядок работы с использованием «Фишбоун» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:

1. В верхнем треугольнике, после обсуждения с классом, я или учащийся записывает формулировку проблемы.

2. На самом скелете есть верхние и нижние «косточки». На верхних «косточках» ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы, а на нижней – факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Это делается путем анализа разных источников: просмотр презентаций, видеофрагментов, дополнительной литературы, иллюстраций, чтения текста.

Мои учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения.

3. Хвост рыбы – вывод (пути решения). Путем анализа связки «причины-аргументы» мы вместе с ребятами синтезируем вывод, который записываем в конечной части рисунка.

Работа в группах . Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Пример практического применения приема «Фишбоун» описан в Приложении 1.

Анализируя результаты опыта, отмечаю, что использование ТРКМ позволило мне добиться определённых результатов:

· повышение учебной мотивации школьников;

· способность обучающихся к самостоятельным оценочным суждениям;

· умение ставить вопросы, выделять главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;

· умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

Но самый главный критерий – это незначительное повышение показателя качества знаний.

Результативность можно оценить по следующим параметрам (рассматриваем в сравнении 3 и 4 классы):

1фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такоефишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое. Уровень извлечения информации, заданной в явном виде

2фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такоефишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое. Уровень извлечения информации в неявном виде

3фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такоефишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое. Умение формулировать вопросы к тексту

Пример применения приема «Фишбоун»

Урок: окружающий мир

Тема: Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах

Учащимся предлагается прочитать текст проблемного содержания.

Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда – губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твёрдый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы такие международные организации как Международный союз охраны природы, Всемирный фонд дикой природы, Гринпис, издана «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга России».

— Как вы понимаете, что такое экологическая проблема?

— Какие экологические проблемы вы уже знаете? Чем они были вызваны?

— Можно ли их было избежать?

Для систематизации прочитанного материала каждой группе учащихся раздаю схему «Фишбоун». Их задача после прочтения текста и обсуждения его содержания, сформулировать проблему и ее описать. При помощи полученной схемы ребята иллюстрируют признаки экологических проблем, их взаимосвязь, комплексный характер и т. д. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Я акцентирую их внимание на то, что предположений в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. В этом случае составляемая схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет – остров предстоящего исследования.

Учащиеся изучили текст, в котором описываются проблемы воды, Мирового океана, проблемы загрязнения воды радиоактивными отходами, нефтью. Ребята в группе обсуждают результаты работы на предыдущей стадии и совместно делают исправления и дополнения к предположениям, сделанным на стадии вызова, таким образом, список проблем дополняется, и вносятся коррективы в признаки экологических проблем. Далее делается общий вывод по проблеме и предлагаются пути решения. Заполняется основная схема Фишбоун, расположенная на доске.

Источник

Мастер класс по теме:»Приём»Фишбоун»в технологии критического мышления»

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ пояснительная записка к приему фишбоун.docx

МБОУ «Благовещенская ООШ» Полякова Светлана Владимировна

( Слайд 1)«Приём «Фишбоун» в технологии критического мышления»

(Слайд 2)«Помоги мне это сделать самому,
ничего не делая за меня,
направь в нужное русло,
подтолкни к решению,
а остальное я сделаю САМ!»

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри и гости!

Я, Полякова Светлана Владимировна. Работаю учителем математики в МБОУ «Благовещенская ООШ»

Представляю вашему вниманию разработку мастер класса по теме: «Приём «Фишбоун» в технологии критического мышления»

Начать своё выступление хочется со слов итальянского педагога Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому,
ничего не делая за меня,
направь в нужное русло,
подтолкни к решению,
а остальное я сделаю САМ!»

(слайд 3)Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из основных задач современного образования является не только поиск путей повышения эффективности процесса обучения, но и предоставление возможностей для раскрытия творческих способностей всех участников процесса обучения. Известны разнообразные инновационные приемы, служащие решению этих задач, в т. ч. и образовательная технология Фишбоун.

(слайд 4) Цель: познакомить участников мастер – класса с приёмом «Фишбоун» в технологии критического мышления

показать применение данной технологии на уроках математики;

научить видеть проблему, определять гипотезы, работать над поисками аргументов, умением делать вывод.

Одной из успешных инновационных педагогических технологий является технология критического мышления, суть которой заключается в том, чтобы развивать у учащихся умения чётко мыслить, структурировать и корректно интерпретировать информацию.

По мнению Г. Селевко:

Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.

(слад 6) В ТКМ применяются следующие приёмы:

Верные и неверные утверждения

В своей работе я хочу остановиться на методическом приёме «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. (Слайд 7) Схемы (диаграммы) «Фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава.

(слайд 8) Описание алгоритма действий при работе с приемом «Фишбоун».

Как известно любая проблема начинается с головы.

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое

( слайд 9)Схемы Фишбоун дают возможность:

§ организовать работу участников в парах или группах;

§ развивать критическое мышление;

§ визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

§ ранжировать факторы по степени их значимости.

§ Систематизировать знания по основным категориям.

(слайд 10)Технология применения: Формы работы на уроке.

Фронтальная. Схему Фишбоун заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон Фишбоун. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.

5. Каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбоун»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.

Рассмотрим примеры применения данного способа на уроках математики.

(слайд 11)Пример применения приема «Фишбоун» на уроке математики 6 класс

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое

Для того, чтобы узнать делится ли число на 2, на5, на 4 надо посмотреть его последнюю(ие) цифру(ы)- это будет вывод и его помещаем в хвост рыбы.

Пример применения приема «Фишбоун» на уроке математики 9 класс по теме: «Уравнения и неравенства с одной переменной»

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое

Пример применения приема «Фишбоун» на уроке математики 9 класс по теме: «Уравнения и неравенства с одной переменной»

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое

(слайд 12)Пример применения приема «Фишбоун» на уроке геометрии по теме: «Четырехугольники»

Попробуем теперь вместе составить нашу диаграмму по этой теме.

Приглашаю желающих составить диаграмму по теме: «Отличительные свойства четырехугольников» 8 класс

Описание: заранее заготовлены макеты геометрических фигур, свойства этих фигур и магниты, взять с собой мел.

Давайте поработаем теперь вместе с вами. В голове рыбки поставим проблему – Отличительные свойства четырехугольников.

А какие же отличительные свойства этих фигур Вы знаете?

Параллелограмм – Противоположные стороны равны и параллельны. Противолежащие углы равны.

Прямоугольник – Углы прямые.

Квадрат – Все стороны равны.

Ромб – Диагонали пересекаются под прямым углом и являются биссектрисами его углов.

Трапеция – Два основания параллельны, а две другие непараллельные.

А какой Мы теперь сделаем вывод: Рассмотрели отличительные свойства четырехугольников. И поместим этот вывод в хвост рыбы.

Молодцы! Вы справились с поставленной задачей. Спасибо Вам за работу!

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое

«Фишбоун» – универсальный приём технологии критического мышления, которым можно пользоваться на уроках любого типа.

Учащиеся, овладевающие приёмом «Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции как:

· взаимодействие в группах;

· планирование и осуществление исследовательской деятельности;

· истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;

· осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

(Слайд 14)Спасибо всем за внимание!

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Пусть каждый день и каждый час

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце будет умным.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу громкими аплодисментами.

Выбранный для просмотра документ прием фишбоун (2).pptx

Источник

Презентация «Прием фишбоун» как способ развития критического мышления.

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБОУ «Благовещенская ООШ» Приём «Фишбоун» как способ развития критического мышления Приём «Фишбоун» как способ развития критического мышления МБОУ «Благовещенская ООШ» Подготовила: Полякова Светлана Владимировна учитель математики высшей категории

«Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю САМ!» М. Монтессори.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из основных задач современного образования является не только поиск путей повышения эффективности процесса обучения, но и предоставление возможностей для раскрытия творческих способностей всех участников процесса обучения. Известны разнообразные инновационные приемы, служащие решению этих задач, в т. ч. и образовательная технология Фишбоун.

Цель: познакомить участников мастер – класса с технологией критического мышления «Фишбоун» Задачи: показать применение данной технологии на уроках математики; научить видеть проблему, определять гипотезы, работать над поисками аргументов, умением делать вывод.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю

В ТРКМ применяются следующие приёмы: Мозговой штурм Кластер Корзина идей Дерево предсказаний Верные и неверные утверждения Инсерт Чтение с остановками Фишбоун Плюс-минус-интересно Знаю-хочу узнать-узнал Сводная таблица РАФТ ( роль, аудитория,форма, тема) Синквейн Шесть шляп и т.д. Лови ошибку.

Схема Фишбоун («Рыбьи Косточки», «Рыбий скелет») Схемы (диаграммы) «Фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава. Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы

Схема Фишбоун Этот вид схем позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.

Процедура составления схемы: на листе провести горизонтальную стрелку через середину листа; дать название главной стрелке. Это главная (хребтовая) кость схемы; от главной кости нарисовать дополнительные «косточки» под углом 450, каждая из них посвящена одной проблеме или группе проблем, подписать каждую из «косточек»; добавить дополнительные «косточки»; идеально, если разные части проблемы расположены так, что наиболее важная находится в голове рыбы.

Шаблон схемы Фишбоун Этот приём позволяет нам «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально: Факты, аргументы Причины

Схемы ФИШБОУН дают возможность: Организовать работу в парах или группах Развивать критическое мышление Визуализировать взаимосвязи между причинами и следствием Ранжировать факты по степени их значимости Систематизировать знания по основным категориям

Технология применения: Фронтальная Индивидуальная Работа в группах

Пример применения приема «Фишбоун» на уроке математики 6 класс

Пример применения приема «Фишбоун» на уроке математики 9 класс по теме «Уравнения»

Пример применения приема «Фишбоун» на уроке математики 9 класс по теме: «Уравнения и неравенствас одной переменной»

Пример применения приема «Фишбоун» на уроке геометрии по теме: «Четырехугольники» Параллелограмм Четырехугольники Прямоугольник Ромб Трапеция Квадрат Рассмотрели свойства четырехугольников

Пример применения приема «Фишбоун» на уроке геометрии по теме: «Трапеция» Трапеция

Выводы: «Фишбоун» – универсальный приём технологии критического мышления, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Учащиеся, овладевающие приёмом «Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции как: критическое мышление; взаимодействие в группах; планирование и осуществление исследовательской деятельности; истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста; осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

Спасибо всем Вам за то, что Вы сегодня со мной! Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет, Пусть добрым будет ум у вас. А сердце будет умным. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А все хорошее, друзья, Дается нам недешево. С.Маршак Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу громкими аплодисментами.

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

фишбоун что это такое. Смотреть фото фишбоун что это такое. Смотреть картинку фишбоун что это такое. Картинка про фишбоун что это такое. Фото фишбоун что это такое

В своей работе я хочу остановиться на методическом приёме «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Схемы (диаграммы) «Фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава(9), поэтому часто называются диаграммы Ишикава.

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяетпроанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показатьвнутренние связи между разными частями проблемы. (10)

Этот вид схем позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. (11)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *