фимиам что это такое и как используется
Православная Жизнь
С самых древних времен различные ароматические курения сопровождали жизнь человека, но во времена Ветхого Завета было одно благовонное курение, которое предназначалось исключительно для богослужебных целей. Это фимиам.
Фимиам (греч. θυμίαμα) происходит от греческого глагола θυμιάω, что значит «жгу, курю», и, соответственно, переводится дословно как «курение».
Согласно Священному Писанию, состав фимиама был получен пророком Моисеем от Господа на горе Синай вместе с другими богослужебными указаниями:
«И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе» (Исх. 30:34–36).
Ветхозаветный «жертвенник воскурения». Современная реконструкция
Итак, фимиам – это многосоставное благовоние наподобие современного церковного «ладана», который в своем составе может иметь различные вещества.
Библейский фимиам состоял из четырех таких компонентов: стакти, оних, халван и ливан.
Другие компоненты не столь известны, но мы попытаемся расшифровать и их.
Стакти (греч. στακτή) дословно переводится как «капающий», т.е. подразумевается некий сок или смола. Большинство толкователей библейских текстов (в том числе, например, и свт. Василий Великий) придерживаются мнения, что в данном случае речь идет о мирре – смоле деревьев рода коммифора, о которой мы также рассказывали, причем имеется в виду особо очищенная мирра, которую можно сравнить с современным мирровым маслом. Впрочем, талмудическая традиция толкования библейских текстов предполагает, что стакти (евр. נטף – натаф) – это стираксовый бальзам. Но талмудическая традиция во многом отличается от церковной, потому к ней стоит относиться с определенной долей осторожности.
Раковина моллюска Strombus tricornis и ее когтеобразный оперкулум
Оних (греч. ονυχ – «имеющий отношение к ногтям»), так называемый оперкулум – плоская выпуклая крышечка, закрывающая устье раковины моллюска и защищающая его тело от высыхания, она иногда и в самом деле напоминает ноготь или коготь. Оперкулум определенных моллюсков обладает специфическим запахом, порошок из такого оперкулума с глубокой древности использовался в благовониях. Так, в ветхозаветную эпоху для ароматических составов употреблялись, например, оперкулумы моллюска Strombus tricornis, обитающего в Красном море.
Халван, это гальбанум – камедесмола цветковых растений рода Ферула (Ferula galbaniflua и Ferula rubricaulis) семейства зонтичных, растущих на территории Ирана. Это пахучее вещество используется в парфюмерии и по сей день.
В древности все благовония использовались не только для религиозных обрядов, но и в быту – как лекарственное средство и как духи. Однако фимиам именно в таком составе (ливан, стакти, оних, халван) предназначался исключительно для богослужения: «Курения сделанного по сему составу не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им; (душа та) истребится из народа своего» (Исх. 30:37–38). Т. е. человек, который в эпоху Ветхого Завета решился бы использовать фимиам не для молитвы, а для ароматизации собственного дома, мог быть подвержен смертной казни.
Христианские авторы придавали фимиаму символическое значение. Так, богослов IV века Евагрий Понтийский считал, что четыре компонента фимиама символизируют единство четырех добродетелей (благоразумие, справедливость, умеренность и мужество), а англосаксонский святой VII–VIII вв. Беда Достопочтенный утверждал, что благовония фимиама обозначают вечные блага, которые верующие ищут у Господа.
Со временем богослужение Ветхого Завета усложнилось, что коснулось и фимиама: в эпоху Второго храма он уже состоял не из четырех, а из одиннадцати или, по некоторым источникам, из тринадцати веществ.
В новозаветный же период при изготовлении фимиама (ладана) уже не придерживались ветхозаветного состава и стали использовать совершенно разные благовония, не обязательно соответствующие древнему рецепту. Эта практика в христианском богослужении продолжается и сейчас. Ведь при всем почтении ветхозаветной традиции нужно понимать, что в те времена ароматические вещества были крайне дорогими и малодоступными, а потому их использование в известном смысле ограничивалось. Сейчас же многие благовония более доступны, что позволяет составлять более сложные ароматические композиции.
Ладан – его уникальные свойства и применение.
Ладан – его уникальные свойства и применение.
Что такое ладан
Ладан — ароматическая древесная смола, получаемая из деревьев рода Босвеллия: Ладанного дерева, растущих на Аравийском полуострове (в Йемене и Омане) и в Восточной Африке (в Сомали). Одно из древнейших благовоний.
Ладан делят на обыкновенный и отборный. Смолу, которую собрали с дерева и с листьев распределяют на более чистые куски, которые похожи на капли, имеют светло-желтый или розоватый оттенок и при растирании становятся белым порошком. Не такие чистые, крупные и темные куски – обыкновенный ладан.
Виды ладана: Чистый ливан — это и есть ладан, смола очень редкого дерева Boswellia, произрастающего в Аравии. Стакти — это смирна из стираксового дерева (мирра). Халван душистый — это застывшие гранулы млечного сока из растения семейства зонтичных, обладающего болеутоляющими, спазмолитическими и мочегонными свойствами. Ониха — не что иное, как створка раковины особого вида моллюска, обитающего в Красном море. Истертые в порошок, они с древности использовались в медицине.
Ладан применяется не только в Церкви. Его используют в ароматерапии, изготовлении косметики и парфюмерии. Благодаря удивительным свойствам ладана, его использовали в Египте для бальзамирования умерших, так появились мумии. Египтяне часто использовали ладан в своих религиозных церемониях. Некоторые историки считают, что иудеи научились использованию ладана именно во времена египетского рабства, переняв эту традицию у египтян.
Ладан в Библии.
В Песни песней 4:14 упоминается как левона לְבוֹנָה. Ладан — составная часть фимиама из 11 благовоний, воскурявшегося в Храме. “нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами”
В Евангелии ладан упоминается как один из даров, принесённых волхвами Иисусу Христу, наряду с золотом и смирной. “И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему;
и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну” (Матф.2:11)
В Библии указан рецепт, как приготовить благовонное курение и как его использовать: “И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину,
и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый,
и истолки его мелко, и полагай его пред [ковчегом] откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;
курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа;”
(Исх.30:34-38)
Ладан имеет специфический запах. Человек, который впервые приходит в православный храм может ощутить яркий аромат, который надолго запоминается. Именно так пахнет ладан.
При богослужении ладан возжигается на горящих углях кадила, металлического чашеобразного сосуда, подвешенного на нескольких цепочках. При сгорании ладана образуется благовонный дым – фимиам.
Благовония из ладана всегда использовались в православной и римско-католической Церкви. Дым ладана, стремящийся вверх, символизирует молитвы верующих, возносящиеся к Небесам.
Аромат ладана лечит душевную боль, дарит человеку чувство спокойствия и защищенности. А еще ладан подавляет размножение микробов в воздухе, в воде и, главное, в организме! При большом скоплении людей ладан полезен как обеззараживающее средство.
В чём же секрет этого вещества?
Химический состав ладана достаточно сложен. Он имеет ароматические вещества, благодаря которому у ладана такой насыщенный запах. Более половины состава (56%) – это смола из свободной босвеллиевой кислоты и связанным с ней олибанорезеном. Около 30% ладана – камедь. Остальной состав – различные эфирные масла (терпены, цимен, фелландрен и другие).
Ученые утверждают, что в составе дыма от ладана присутствует ацетат инценсола, который способен оказывать психоактивное действие и привести человека в состояние эйфории. Но для этого концентрация ладана должна быть очень высокой, при обычном богослужении в храме этого никогда не происходит.
Собрав воедино эти компоненты, ученые попытались установить свойства истинного библейского ладана. Результат их поразил: ладан оказался мощнейшим иммуностимулятором! Вот и получается, что когда священнослужители окуривали ладаном больных, дым, олицетворяя светлые силы, заполнял пространство комнаты.
В медицинском смысле — убивал вирусы и болезнетворные бактерии. Мельчайшие частицы, попадая через легкие в организм, оказывают невероятный оздоровительный эффект! B дыме ладана содержатся вещества, которые побеждают стресс, помогают справиться с нервным истощением, паническими атаками и бессонницей. Аромат ладана укрепляет память.
В эпоху Средневековья армянский врач Амирдовлат Амасиаци писал: «Своей горячей и сухой природой ладан укрепляет разум и излечивает забывчивость». Даосы рекомендовали ладан как средство, продлевающее жизнь.
На Руси в монастырях для укрепления здоровья издревле пили воду, настоянную на ладане. Окуривая ладаном, лечили больных, одержимых бесами. Ведь ладан, как и молитва, — в большей степени лекарство для души, нежели для тела. Смола при высоких температурах высвобождает биокатализаторы, которые облегчают расширение сознания.
В православном храме, в монастыре или церковной лавке ладан можно всегда купить.
Как использовать ладан в домашних условиях
Все хорошо знают, что в храме ладан используют во время богослужений. Можно ли использовать ладан дома? Многие считают, что дом нельзя уподоблять храму и ладан, с правом использовать его – прерогатива Церкви. На самом деле, не будет грехом использовать ладан и дома.
Поэтому, если человеку для молитвы хочется жечь ладан дома, в этом нет ничего плохого. Если ладан служит молитве, помогает человеку молиться и сосредоточиться на общении с Богом, его можно использовать и дома.
Многие также применяют ладан в медицинских целях. Для этого надо заручиться поддержкой врача.
Эфирное масло ладана хорошо сочетается с апельсиновым, лимонным и другими цитрусовыми маслами. Также оно подходит к маслу бергамота, сосны и сандала. Эфирное масло ладана имеет древесный, сладкий, теплый аромат. Страна происхождения и качество ладана играют большую роль в том, насколько приятным будет аромат ладана и, обладает ли он целебными свойствами.
Ладан не растворяют в эфире, воде и спирте. Такая эмульсия теряет свои полезные свойства.
Чтобы зажечь ладан дома понадобятся кадило или жаровня, угли, свеча и спички. Ладан не горит, поэтому без специального устройства, которое поддерживает достаточно высокую температуру, ничего не получится.
В церкви это – кадило, но дома подойдет и обычная жаровня, металлическая пластина или чаша из огнеупорного материала. Под емкостью размещают свечу или лампаду. В емкость помещают раскаленный уголь. Подойдет даже тот уголь, который продают для кальянов. Смола ладана начинает плавиться и источать аромат. Чем меньше температура плавления, тем тоньше и приятнее будет аромат ладана.
Перебарщивать с окуриванием помещения ладаном не стоит. Это может оказать не самое лучшее воздействие на организм человека и вызвать головные боли.
Еще интересные факты о ладане
Вывод.
В церкви для помощи нам используются все стихии мира: вода, огонь (свечи), земля (в виде хлеба) и воздух – в виде ладана. Но эти стихии отличаются по свойствам от тех, к которым мы привыкли в обычной жизни. Они очищены Духом Святым, обновлены и находятся в состоянии близком к первозданной материи мира до грехопадения, к которой нам надо стремиться в своем духовном развитии. Ведь мир зависит от состояния людей и люди также ощущают на себе влияние окружающего мира.
Таким образом нам ладаном задают самую высокую частоту стихии воздуха для помощи в оздоровлении и очищении души и тела.
Если вы хотите осознанно воцерковиться или вы уже участвуете в церковных обрядах, но мало что в них понимаете и хотите постичь невидимую суть и пользу для вашей души всех таинств и обрядов церкви, то получите Видеокурс «ОБРЯДЫ И ТАИНСТВА ЦЕРКВИ. Невидимая суть и форма», нажав на банер ниже
Если Вам понравилась и была полезна эта статья, то оставьте, пожалуйста, под ней свой комментарий и поделитесь с друзьями. Этим вы способствуете распространению Слова Божьего.
Заранее благодарна, духовный психолог Елена Фатеева.
Фимиам: значение
(Откр 8:4) И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
(1Тим 2:8) Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.
Зачастую, читая это место писания, мы думаем, что здесь есть условие. Можно подумать, что Бог говорит вам поднимать святые руки, потому что ваши руки грязные. На самом деле Бог говорит вам: «без гнева». Потому что вы гневливый человек? Также и «без сомнения». Потому что вы сомневающийся?
Нет, Бог говорит о том, каковы верующие сегодня, когда мы поднимаем свои руки. Мы поднимаем святые руки без гнева и сомнения.
Первосвященник и фимиам
В дни Моисея алтарь кадильный располагался в Святилище. За завесой Святое Святых, где был Ковчег Завета. Первосвященник входил в это место раз в год, в день искупления. Первосвященник входил с фимиамом в руках, с золотой кадильницей, полной горящих углей во Святое Святых, становился перед Ковчегом Завета. Ковчег завета — это образ нашего Господа Иисуса Христа. Приходя перед Богом, первосвященник имел в руках фимиам.
(Лев 16:12) И возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который перед лицом Господним, и благовонного мелко-истолченного курения полные горсти, и внесёт за завесу.
(Лев 16:13) И положит курение на огонь перед лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть.
Фимиам и молитва
(Пс 140:2) Да направится молитва моя, как фимиам, перед лицо Твоё, воздаяние рук моих — как жертва вечерняя.
В книге Откровение также упоминается фимиам.
(Откр 8:3) И пришел иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу.
Это происходит на небесах.
(Откр 8:3,4) И дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
Бог сказал Моисею сделать скинию по образцу, которая была показана ему на горе Синай. Небеса — это реальный образец, а земля — это копия образца.
История о царе Озии
Царь Озия
В начале Озия был хорошим царём. Он был поставлен на царство в юном возрасте.
(2Пар 26:5) И прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог.
С ним происходили чудеса, которые давал ему Бог. Он был дивно огражден. И когда стал сильным, возгордилось сердце его на погибель. Он сделался преступником перед Господом, потому что вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном.
Озия сам захотел быть священником — это гордыня. Он уверовал в собственную силу и стал уповать на свою плоть. «Я царь и никто не может указывать мне, что делать». Это сосредоточенность на себе, которая производит гордость и гнев.
(2Пар 26:18) И воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не будет тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Озия, — а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его.
Озия — Господь сила моя.
Он забыл, что сила его в Господе. Гнев и гордость имели место у алтаря кадильного.
Захария
Подобный случай произошел с Захарией.
(Лук 1:7) У них не было детей, ибо Елисавета была неплодная, и оба были уже в летах преклонных.
Оба они были пожилыми людьми. Захария в очередной раз служил у алтаря перед Богом.
(Лук 1:10) А все множество народа молилось вне во время каждения.
Люди знали, что, когда поднимается облако фимиама — это время благоволения. Люди ждали благословения после того, когда выйдет священник.
Когда вы молитесь, тогда поднимается облако фимиама — приходит ответ на ваши молитвы.
(Озия у алтаря разгневался).
Без гнева, как у Озии. Без сомнения, как у Захарии (к стиху 1Тим 2:8)
(Лук 1:13) Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн.
Дальше Ангел сказал, что он будет велик пред Господом и подготовит путь для Господа Иисуса Христа. В этой же главе, тот же Ангел, принеся послание Захарии, отправился в Назарет, к юной Марии. Он принёс ей послание о том, что она родит долгожданного Мессию — Иисуса Христа.
Итак, вначале Ангел явился Захарии и принёс ему благую весть. Посмотрите на реакцию Захарии.
(Лук 1:18) И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
Он усомнился в словах Ангела Господня.
Мария
(Лук 1:34) Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Она не сомневалась в том, что это будет сделано. Она спрашивает: «Каким образом?». Мария говорит о методе, а Захария о невозможности.
В чём проблема Захарии? В его сомнении. Посмотрите на ответ Ангела.
(Лук 1:19) Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
В данном случае, Бог затворил уста Захарии, чтобы он не помешал процессу беременности жены. Потому что наши слова могут как созидать, так и разрушать. Захария забыл значение своего имени и значение имени своей жены Елисаветы.
Захария — Господь помнит.
Елисавета — Божье обетование.
У них родился сын Иоанн — благодать.
Здесь есть послание: Бог помнит Своё обетование, и дал благодать.
Когда вы забываете Божьи обетования, вы начинаете сомневаться. Когда вы молитесь, помните Божьи обетования. Молясь, вспоминайте об Озии, ведь его сила была не от него самого, а от Господа. Захария же забыл, что Господь помнит Свои обетования и всегда даст благодать.
Ангел и Мария
(Лук 1:30) И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
(Лук 1:38) Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
Вся вера в слово Божье, а не на собственные возможности. Вы помещаете свою веру на слово, которое дает вам обетование. В этом слове, вся сила для его собственного исполнения. Пребывайте в покое. Слово обладает силой, а не вы.
Мы здесь можем научиться:
Проблема Озии и Захарии
Писание говорит; «Желаю, чтобы произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». В чем была проблема Озии и Захарии?
Комплекс превосходства, следствие гордости и сосредоточение на себе. «Я царь, я могу быть священником если захочу, я знаю, как приносить курение». Этот комплекс проявлялся через гнев. Озия постоянно раздражался.
Главной проблемой Захарии было сомнение — это тоже сосредоточение на себе.
(Лук 1:18) И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
Такую форму принимает сомнение. Бог говорит вам сделать что-то, не говорите, как Захария: «Не могу, я уже стар». Это забывчивость и пренебрежение всем тем, что говорит Бог. Это сосредоточенность на себе. Если Богу угодно, Он обновит и омолодит.
Царственное священство
Под законом царь не мог исполнять служение священника. А священник не мог исполнять служение царя. Но задолго до закона был царь Мелхиседек. Он вышел навстречу Аврааму с хлебом и вином. Библия говорит, что наш Господь Иисус Христос — священник по чину Мелхиседека, это значит Царь — Священник. Во времена Давида, во времена Озии, царь был царем, священник — священником. Но Иисус Христос — Царь — Священник. А мы, как часть Его семьи — царственное священство. Как священники, мы можем приносить фимиам хвалы поклонения и молитвы Богу. Благодаря Христу, они принимаются. Как священники мы можем приходить в Божье присутствие и говорить: «Болезнь, рак, немощь, уходи во имя Господа Иисуса Христа». И они исчезнут. Мы можем говорить, потому что в слове Царя сила.
Немой священник
Захария вышел к людям, когда они ждали его вне, во время каждения. Он должен был благословить народ, но сделался немым и люди, переглянувшись, стали уходить в разочаровании. Нет ничего хуже, когда священник выходит и не может благословить народ. Проповедник в каждой проповеди должен благословлять народ.
Иисус Воскрес из мёртвых и в Библии написано:
(Лук 24:50) И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
Он благословил нас с вами и Его благословение пребывает сегодня.
Фимиам
Что такое фимиам?
Слово «фимиам» многие отождествляют с ладаном. Это не совсем верно. В своем изначальном значении ладан – это смола одного растения, ладанного дерева. Фимиам же представляет собой благовоние, составленное из нескольких компонентов, рецепт которого приведен в ветхозаветной книге «Исход»: «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе» (Исх. 30:34–36).
Что же за вещества входили в состав фимиама? Ливан – это ладан, стакти – смирна (мирра), то есть смола миррового дерева, а халван – смола, получаемая из растения рода ферула. Оних же это вытяжка из моллюсков. Со временем состав фимиама усложнялся и достиг 13 компонентов.
Слово «фимиам» по-гречески звучит θυμίαμα и переводится как «курение».
Из истории
Употребление фимиама строго регламентировалось Ветхим Заветом. В то время, как ладан и прочие благовония употреблялись и в быту, применять фимиам вне богослужения было запрещено. «Курения сделанного по сему составу не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им; (душа та) истребится из народа своего» (Исх. 30:37–38) – гласила Библия.
Фимиам торжественно возжигали на особом кадильном жертвеннике в Храме в соответствии с четко разработанным церемониалом.
Символика
Воскуряемое в храме благовоние символизирует молитву, а также благодать, которую Господь ниспосылает верующим. Христианские авторы трактовали состав фимиама как аллегорию к основным добродетелям. Так, Евагрий Понтийский проводил параллель между четырьмя компонентами благовония и четырьмя качествами, которые необходимы верующему: благоразумием, справедливостью, умеренностью и мужеством.