философы эмпирики так же как и рационалисты

Эмпиризм в философии: понятие и основные идеи

философы эмпирики так же как и рационалисты. Смотреть фото философы эмпирики так же как и рационалисты. Смотреть картинку философы эмпирики так же как и рационалисты. Картинка про философы эмпирики так же как и рационалисты. Фото философы эмпирики так же как и рационалисты

Эмпиризмом в философии называют один из методов познания окружающего мира. Его основой является собственный личный опыт конкретного индивидуума, полученный им через органы чувств, а любой вывод, основанный на личном опыте, признается эмпириками либо верным, либо близким к верному. Основоположником данного течения является английский философ Френсис Бэкон. Из этой статьи вы более подробно узнаете о том, что такое эмпиризм, в чем заключаются его основные идеи, как связаны эмпиризм и рационализм.

Что такое эмпиризм?

Эмпиризм — это одно из направлений теории познания, согласно которой чувственный опыт является единственным источником познания. Термин «эмпиризм» происходит от греческого слова «empeiria», в переводе означающего «опыт», а понятие «эмпиризм» возникло в Новое Время.

Сторонники этого философского направления признавали приобретенный человеком при помощи органов чувств личный опыт важнейшим и основным источником истинных и достоверных знаний. Мышлению эмпирики отводили сугубо второстепенную роль, сводя его функции лишь к комбинированию и обработке полученных благодаря чувственному познанию сведений. В историческом плане эмпиризм тесно связан с концепцией «чистого листа», сторонники которой считали разум людей изначально «пустым», но наполняемым в течение жизни с помощью получаемого опыта.

Эмпиризм основывается на полученных путем эксперимента доказательствах — эмпирики считают любую не подтвержденную на практике теорию или гипотезу не заслуживающей доверия. По этой причине описываемое философское течение получило популярность в среде естествоиспытателей, не только полагавших, что любое неподкрепленное опытом знание не может считаться истинным, но и относящих даже экспериментально подтвержденные сведения к вероятным, а потому требующим постоянного пересмотра для борьбы с возможными фальсификациями. Экспериментальный, основанный на наблюдениях подход к познанию определяет научный метод эмпиризма.

Формы эмпиризма

Философы выделяют две формы эмпиризма, отличия в которых основываются на различных толкованиях термина «опыт». К ним относят:

Основные идеи эмпиризма

Эмпиризм — это довольно обширная концепция, над созданием которой работали десятки ученых из разных стран. Однако наиболее весомый вклад в развитие и популяризацию этого направления внесли английские философы Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк. Помимо них, в отдельном блоке следует рассказать и о воззрениях еще одного английского ученого, Джорджа Беркли, также оказавшего большое влияние на оформление и становление эмпиризма. Теперь ознакомимся со взглядами и концепциями каждого из перечисленных выше философов более детально.

Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона

Френсис Бэкон (1561–1626 гг.) считал стремление к счастью и его достижение первостепенными целями в жизни любого человека. Для их достижения, по мнению Бэкона, люди должны сначала отрыть законы природы, а затем подчинить ее себе. К тому же, именно он разработал теорию элиминативной индукции и стал автором целого ряда научных трудов, включая книги «Опыты политические и моральные» и «Новая Атлантида».

философы эмпирики так же как и рационалисты. Смотреть фото философы эмпирики так же как и рационалисты. Смотреть картинку философы эмпирики так же как и рационалисты. Картинка про философы эмпирики так же как и рационалисты. Фото философы эмпирики так же как и рационалисты

К основным объектам познавательной деятельности Бэкон относил природу, а главной задачей познания объявлял исследование природных законов, финалом которого стало бы полное подчинение природы воле людей. Первопричину научного упадка он находил в отсутствии надежных и проверенных научных методов, а опыт определял в качестве основы познания. К тому же, философ выделял целый перечень причин, мешающих людям постигать истинные знания, разделяя их на четыре вида, называемые им призраками (или идолами):

Концепция Т. Гоббса

Подходы и взгляды Ф. Бэкона, касающиеся методологии эмпиризма, воспринял его соотечественник Томас Гоббс (1588–1679 гг.), написавший известный многим трактат «Левиафан». Гоббс определял философию как дисциплину, призванную оказывать практическую пользу людям, оставаясь при этом независимой от религиозных организаций. Чувства человека Гоббс считал единственным источником познания, но при этом отрицал свободную волю. Основой его концепции стало учение о знаках, которое во многом тождественно теории Бэкона о призраках знания.

философы эмпирики так же как и рационалисты. Смотреть фото философы эмпирики так же как и рационалисты. Смотреть картинку философы эмпирики так же как и рационалисты. Картинка про философы эмпирики так же как и рационалисты. Фото философы эмпирики так же как и рационалисты

Знаками философ называл все то, чем обозначается восприятие человеком предметов из окружающего его мира, выделяя значение и материал знака. Знаки подразделялись им на несколько разновидностей, к коим относились естественные и произвольные метки, сигналы, выступающие в качестве меток знаки, знаки знаков и т.д. Основным условием познания, согласно его концепции, является недопущение смешения вещей с их знаками. Реально существующими Гоббс признавал исключительно единичные предметы, но не их имена. Телесные предметы он называл первичными, а к началу познавательной деятельности относил ощущения, получаемые людьми при ознакомлении с единичными вещами.

Концепция Дж. Локка

Еще один английский ученый, Джон Локк (1632–1704) не признавал авторитета веры перед очевидным жизненным опытом, одновременно с этим признавая существование Бога, наделившего людней разумом и способностью познавать окружающий мир. Он считал опыт и ощущения основой любого знания, сравнивая новорожденных с чистой поверхностью доски, на которой лишь со временем, благодаря накопленному опыту появятся узоры, символизирующие познания. Свои взгляды философ базировал на простом, но логичном заключении — если бы знания давались человеку от рождения, то и дети и взрослые были бы примерно одинаковы в своем развитии.

философы эмпирики так же как и рационалисты. Смотреть фото философы эмпирики так же как и рационалисты. Смотреть картинку философы эмпирики так же как и рационалисты. Картинка про философы эмпирики так же как и рационалисты. Фото философы эмпирики так же как и рационалисты

Немалая роль в концепции Локка отводится рефлексии — внутреннему опыту, получаемому людьми посредством наблюдения за собственной жизнедеятельностью во всех ее проявлениях. Также ученый наделял разум определенной спонтанной силой, не зависимой от опыта, но способной рождать идеи. Существование любой врожденной идеи он отрицал, но признавал за людьми наличие у них врожденных задатков к тем или иным занятиям.

Знания Локк подразделял на:

В целом научные изыскания Дж. Локка существенно повлияли как на последующее развитие философии, так и на формирование психологии и педагогики.

Эмпирические воззрения Джорджа Беркли

Джордж Беркли (1685–1753) по праву считается крупнейшим философом-эмпириком в Англии первой половины 18 века. Он признавал существование первичных и вторичных качеств вещей, основанных на особенностях человеческого восприятия. Всякое качество вещи в представлении человека философ считал вторичным, поскольку данное качество основывается только на восприятии самим человеком этого предмета. К примеру, размер любой вещи не объективен, так как определяется он органами чувств и восприятием, а они способны сделать предмет меньше или больше его реального размера.

философы эмпирики так же как и рационалисты. Смотреть фото философы эмпирики так же как и рационалисты. Смотреть картинку философы эмпирики так же как и рационалисты. Картинка про философы эмпирики так же как и рационалисты. Фото философы эмпирики так же как и рационалисты

Рассуждения Беркли о природе материи аналогичны. Он отрицал факт существования каких-либо абстрактно-общих идей, полагая, что человеческий разум, вполне готовый к созданию конкретных образов, все же не приспособлен к формированию общих идей. Данную неспособность ученый объяснял все теми же особенностями человеческого восприятия, которые могут фиксировать не абстрактные, а конкретные, уже существующие в воображении вещи. По этой причине он не соглашался признавать и факт существования материи как таковой, ведь подобная идея рассматривала бы и материю в качестве некой неясной абстракции.

На основании сделанных им выводов Беркли стал развивать свои дальнейшие воззрения, касающиеся уже отрицания объективного существования вещей. Считая качества предметов продуктами восприятия, а субстанцию относя к носителям качеств и свойств предметов, Беркли высказал предположение о том, что все предметы окружающего мира являются вещами, чьи свойства обуславливаются исключительно органами чувств людей. И постоянно существуют эти вещи лишь потому, что их постоянно и поочередно воспринимают различные люди. Таким образом, по Беркли вещи и идеи, даже объективно не существуя, все равно продолжают существовать в сознании человека.

Взаимосвязь эмпиризма и рационализма

Разногласия между сторонниками эмпиризма и рационализма строятся на разнице их взглядов в отношении роли сенсорного (зрительного, слухового, тактильного и т.д.) опыта человека в области познания им окружающей действительности. Так, эмпирики считают данный опыт основой любого знания и мировоззрения в целом, а рационалисты ставят сенсорное восприятие в один ряд с другими методами познания.

Сторонники рационализма обосновывают свою позицию двумя утверждениями: первое базируется на примерах опережения мировоззрением людей сведений, предоставляемых им сенсорным опытом, второе основано на размышлениях о том, как мозг в определенной форме предоставляет человеку эти дополнительные сведения об окружающей его среде.

Эмпирики, в противовес рационалистам, заявляют о том, что разум человека в принципе не может предоставить ему какую-либо информацию без участия в данном процессе сенсорного опыта, поскольку этой информации просто не существует. Кроме того, нередко сторонники эмпиризма обосновывают свою критику рационализма скептицизмом — если приобретенный человеком опыт не способен дать ему знаний или сформировать мировоззрение (как говорят рационалисты), то у людей нет ни знаний, ни мировоззрения.

Источник

Рационализм, эмпиризм, иррационализм

Одно из самых известных делений философов и вообще людей — на рационалистов, эмпириков и иррационалистов.
Слово “РАЦИОНАЛИЗМ” происходит от французского “rationalisme”, которое в свою очередь происходит от латинского “rationalis”, а последнее от латинского же “ratio”. Одно из основных значений слова “ratio” — разум. Соответственно рационализм часто понимают как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. А иррационализм методом от противного рассматривается как концепция, отвергающая верховенство разума в жизни человека. Кто же прав?

Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т. д. и т. п.

В том, что разум управляет человеком, его поведением, есть ПРОТИВОРЕЧИЕ. С одной стороны понятно, что в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением. Но, с другой, как может “часть” (а разум лишь “часть” человека, пусть главная, но всё же “часть”) управлять, “вертеть” целым?

Да, действительно, разум лишь ”часть”, но такая, которая делает целое целым. Разум — интегральное “свойство” человека, делающее его целым, т. е. он в известном смысле и часть, и целое, является связующим звеном между “частями” человека и человеком как целым.

Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”. Иррационалистам ближе шекспировские слова: “есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам”.

Рационалисты акцентируют внимание на верховенстве разума, а ИРРАЦИОНАЛИСТЫ — на его ограниченности, на том, что разум меньше самого человека, меньше жизни, и поэтому не может быть верховным руководителем жизни.

Вот высказывания критиков ума-разума:
(«Если допустить, что жизнь может управляться разумом — то уничтожится сама возможность жизни» — Лев Толстой. «Жизнь надо любить прежде логики» — Ф. М. Достоевский (Иван Карамазов. «Братья Карамазовы»).
В фильме Григория Любомирова «Русский крест» (2009 г.), прославляющем православных священнослужителей, монах-схимник Епифаний говорит: «А в жизни ум не главное… Главное, веру б не потерять. Я вон в скиту своем, ну, одной верой жил. А ум мне и не понадобился. Одной верой жил… Ну Бог мне по вере моей-то отпускал»).

И те и другие правы по-своему. Истина, как всегда, где-то посередине. Человек, с одной стороны, старается руководствоваться в своем поведении доводами разума, а, с другой, ведет себя порой как существо ВНЕразумное, лишенное разума, а то и просто безумное, как чувствующее, наслаждающееся или страдающее, как волящее или безвольное и т. д.
Примечание. Некоторые люди на полном серьезе утверждают, что они живут чувствами. Диана, принцесса Уэльская, незадолго до своей смерти сказала буквально следующее: “Я живу чувствами, а не разумом”.

Различие между рационализмом и иррационализмом не только в их отношении к разуму. Они — это логика и интуиция, рассудочность и алогизм, возведенные в ранг философской концепции или сознательно принятые в качестве методологических установок, парадигм.

Рационалисты склонны к порядку, любят его и абсолютизируют его. Соответственно они абсолютизируют знание, всё непознанное пытаются истолковать с позиций познанного, наличного знания.

Иррационалисты, наоборот, не любят обычный порядок вещей, склонны к беспорядку, готовы допустить все, что угодно. Иррационалисты — это любители парадоксов, загадок, мистики и т. п. Они абсолютизируют незнание, сферу неизведанного, непознанного, тайну.

Можно различать УМЕРЕННЫЙ И КРАЙНИЙ РАЦИОНАЛИЗМ, УМЕРЕННЫЙ И КРАЙНИЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ.
Умеренный рационализм достаточно самокритично относится к себе (пример: критический рационализм К. Поппера), отвергает чисто рассудочный, чисто логический подход к оценке явлений мира.
Крайний рационализм рассудочен, до омерзения логичен, расчетлив как вычислительная машина, выступает в таких мировоззренческих установках как панлогизм, лапласовский детерминизм, механицизм, технократизм.

Умеренный иррационализм делает упор на эмоциональность, неповторимость, индивидуальность, пренебрежительно относится к логике, любит парадоксы и загадки (пример: философия С.Кьеркегора, экзистенциализм). В искусстве он выступает в форме абсурдизма, сюрреализма…

Крайний иррационализм обычно выступает в форме мистицизма. Для него всё тайна, всё чудо, возможно любое нарушение порядка (законов, правил, естественного хода событий, жизни и т. п.). Мистицизм бывает религиозным и нерелигиозным или полурелигиозным.

ЭМПИРИЗМ (От греч. empeiria — опыт) — абсолютизация опыта, промежуточного (между логикой и интуицией) способа мышления, вероятностного подхода. Он выступает в двух формах: сенсуализма и прагматизма.

Сенсуалистический эмпиризм акцентирует внимание на чувственном опыте (sensus — чувство, ощущение), чувственном познании.
Прагматический эмпиризм акцентирует внимание на двигательной активности человека, на физических-практических действиях, приводящих к успеху.
Сенсуализм пассивен, созерцателен; прагматизм активен, деятелен.

Эмпиризм занимает промежуточное положение между рационализмом и иррационализмом. Это видно из следующего.

Первое. Ясно, что между рационализмом и иррационализмом более глубокое различие, чем между рационализмом и эмпиризмом. И если располагать указанные философские-методологические позиции-установки в один ряд, то рационализм и иррационализм будут крайними членами этого ряда, а эмпиризм — средним членом.

Третье. Эмпирики отвергают крайности рационализма и иррационализма. Они достаточно скромно оценивают и рассудочную, дедуктивную логику, и интуицию, фантазию. Вспомним, как Ф. Бэкон, эмпирически ориентированный философ, выступал против дедуктивной логики Аристотеля. Органону Аристотеля он противопоставил свой “Новый Органон”, в котором пытался обосновать универсальное значение индукции как научного метода. С другой стороны, эмпирики не жалуют интуицию (догадку, фантазию, воображение). Они выступают против мистицизма.

Это, кстати, не исключает «дружбы» крайнего эмпиризма с мистицизмом. Вот что, например, писал Ф. Энгельс о плоском эмпиризме биолога Уоллеса и химика Крукса: «Но довольно. Мы здесь наглядно убедились, каков самый верный путь от естествознания к мистицизму. Это не безудержное теоретизирование натурфилософов, а САМАЯ ПЛОСКАЯ ЭМПИРИЯ, ПРЕЗИРАЮЩАЯ ВСЯКУЮ ТЕОРИЮ И ОТНОСЯЩАЯСЯ С НЕДОВЕРИЕМ КО ВСЯКОМУ МЫШЛЕНИЮ (выделено мной — Л.Б.). Существование духов доказывается не на основании априорной необходимости, а на основании эмпирических наблюдений господ Уоллеса, Крукса и компании. Так как мы доверяем спектрально-аналитическим наблюдениям Крукса, приведшим к открытию металла таллия, или же богатым зоологическим открытиям Уоллеса на островах Малайского архипелага, то от нас требуют того же самого доверия к спиритическим опытам и открытиям обоих этих ученых. А когда мы заявляем, что здесь есть все-таки маленькая разница, а именно, что открытия первого рода мы можем проверить, второго же не можем, то духовидцы отвечают нам, что это неверно и что они готовы дать нам возможность проверить и спиритические явления». (Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1982. С. 41-42).

Вообще эмпирики слишком скромно оценивают человеческое мышление и разум, в частности.
Эмпирики-сенсуалисты отдают предпочтение чувственному опыту. Их наиболее яркий представитель — Д. Локк — утверждал: “Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах”. Вдумайтесь в эти слова: какое, в сущности, уничижение разума! (Зачем тогда разум, если в нем нет ничего, чего не было бы в чувствах?)

Эмпирики прагматического направления отдают предпочтение действию, практическому опыту.

Такая скромная оценка мышления и разума вполне корреспондируется с вероятностным характером эмпирического мышления. Ведь на основе опыта можно получить только вероятные выводы. В этом случае нет места ни дедукции, ни интуиции. А где нет дедукции и интуиции, там нет и Разума как высшей способности мышления, объединяющей то и другое. Да и о мышлении в целом приходится говорить как о некоторой условности, как о каком-то непонятном довеске к чувственности. В самом деле, что такое мышление без Разума, т. е. без Силы и Глубины?! Да и вообще, возможно ли мышление без взаимодействия (в широком смысле) логики и интуиции?!

Можно различать крайних и умеренных эмпириков. Крайние эмпирики стоят на позиции, что существует только то, что можно потрогать и пощупать. «Что в руки взять нельзя — того для вас и нет» (Гёте) — вот их кредо. По их мнению, опыт является единственным источником знания. Крайний эмпиризм называют еще ползучим эмпиризмом. Он ползает по частным случаям и не пытается оторваться от них, т. е. не пытается обобщать. Ползучий эмпиризм летать не способен.

Умеренный эмпиризм на словах за опыт как источник знаний, а на деле вынужден в какой-то мере учитывать то, что лежит за пределами опыта.
Умеренные эмпирики — как птицы с подрезанными крыльями или как курицы, которые так тяжелы, что могут только вспархивать, но не летать.

————————————————————
Выше (справа) приводится СХЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЦИОНАЛИЗМА, ЭМПИРИЗМА, ИРРАЦИОНАЛИЗМА И “РАЗУМИЗМА”.
Она аналогична структурной схеме мышления (см. выше слева). Это позволяет не просто говорить о различии или противоположности указанных подходов, а классифицировать их, уточнить их место и роль в человеческой культуре.

Из схемы можно видеть, что наиболее сбалансированная позиция — это позиция “РАЗУМИЗМА”. Она охватывает все типы мышления (логику, интуицию, вероятностное мышление) и избегает крайностей-односторонностей рационализма, иррационализма, эмпиризма.

Термин “рационализм” не подходит для обозначения указанной позиции, так как по-русски он может пониматься и как “разумизм”, и как “рассудизм”. Эта неопределенность в понимании термина создает постоянную опасность истолкования его в одностороннем смысле (как “рассудизм”). Это — во-первых.

Во-вторых, односторонность рационализма как бы продуцируется-задается фактом существования противоположной позиции — иррационализма. Спор между рационализмом и иррационализмом — это, в сущности, ситуация позиционного конфликта, как в суде: между обвинением и защитой. Соответственно, как и в суде, должен быть верховный арбитр между рационализмом и иррационализмом. Им не может быть рационализм, поскольку он сам — одна из спорящих сторон.

(К. Поппер попытался преодолеть односторонность рационализма и иррационализма в концепции критического рационализма и это получилось у него в общем-то неплохо. Неудачно только название концепции. Критический, да еще рационализм! Поппер не учел того, что выражение “критический рационализм” довольно-таки неопределенно, допускает разные толкования, не только то, которое он дал. Например, “критический рационализм” можно понимать как признание критики главенствующим способом мышления. Или его можно понимать как рационализм, критикующий всё, что не является рационализмом. И т. д., и т. п.)

Материал взят из книги: Л.Е.Балашов. Что такое философия?

Источник

Дифференцированный зачет

Данные тесты предназначены для дифференцированного зачета по Обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный зачет»

ЗАДАНИЕ № 1. ЧЕЛОВЕК.

1.Человека от животного отличает способность:

а) пользоваться дарами природы;

б) создавать условия для жизни

в) совершать целенаправленные действия

г) заниматься воспитанием молодого поколения

2. Игровая деятельность является необходимой для человека, так как

а) формирует логическое мышление

б) отвлекает от повседневных дел

в) формирует профессиональные навыки

г) улучшает отношения с окружающими

3. Научным изучением человеческого организма занимается

4. В отличие от животного человек умеет

а) передавать свой опыт подрастающим поколениям

г) создавать духовную культуру

5. Труд и общение как виды человеческой деятельности

а) требуют обязательного наличия партнера/партнеров

б) зависят от вербальной активности человека

в) являются потребностями человека

г) направлены на запланированный результат

6. Какая наука занимается изучением человека как члена общества?

7. Понятие «индивидуальность» подразумевает

а) неповторимые природные и общественные особенности человека

б) особенности характера и темперамента

в) совокупность способностей человека

г) неповторимые черты человека как биологического организма

8. Общество породило потребность человека в

а) укреплении здоровья

б) отдыхе в течение трудового дня

в) трудовой деятельности

г) больших физических нагрузках

9. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек является «творцом» культуры. Б. Человек находится под влиянием исключительно тех людей, которые живут вокруг него.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Сходство человека и животного проявляется в обладании

а) инстинктом самосохранения

б) логическим мышлением

в) возможностями саморазвития

г) членораздельной речью

11. По сравнению с животными деятельность человека носит характер

12. Какая способность, свойственная человеку, отсутствует у животных?

а) воспринимать окружающий мир

б) ощущать изменения в окружающей среде

в) удовлетворять свои биологические потребности

г) нести ответственность за принятое решение

13. Человек способен проявлять

а) инстинкты при воздействии среды

б) самокритичное отношение

в) обусловленный рефлекс

г) зависимость от природных условий

14. Общими признаками человека и животного являются

а) сознательно относиться к процессу воспитания потомства

б) выбирать средства достижения цели

в) предвидеть результат деятельности

г) воспроизводить определенные модели поведения

15. Как человек, так и животные обладают

а) социальными ролями

в) поведенческой активностью

г) способностью к саморазвитию

16. Человек и животные способны

а) определять цель своих действий

б) изменять окружающую среду

в) преобразовывать условия существования

г) взаимодействовать в группе

17. Исключительно человек способен

а) воспитывать потомство

б) целенаправленно воздействовать на природу

в) подражать звукам природы

18. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек — это биологическое существо с живородным потомством.

Б. Феномен «бинарной природы человека» заключается в сочетании особенного (индивидуального) и общего в человеке.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. Практическая деятельность человека характеризуется как

20. Если целью деятельности человека является производство полезных обществу материальных благ, то это

21. Термины «самоконтроль», «саморазвитие» характеризуют человека как

а) биологическое существо

22. Наличие неповторимых отличительных черт у человека используют для характеристики человека как

б) физического лица

23. Согласно классификации потребностей человека американского психолога А. Маслоу, потребность в хорошем образовании, оплачиваемой работе относится к потребностям

24. Общение между автором художественного произведения и читателем — это пример общения между

а) реальными субъектами

б) иллюзорными объектами

в) реальным субъектом и воображаемым партнером

г) воображаемыми партнерами

25. Что подразумевается под термином «идентификация человека»?

а) утрата особенных черт человека

б) изменение врожденных неповторимых черт

в) попытка подделать уникальные качества другого человека

г) определение конкретного человека по набору индивидуальных черт

26. «Естественный человек» Ж.-Ж. Руссоэто:

а) дикий человек, который ведет звероподобный образ жизни

б) человек, не стесняющийся своей наготы

в) человек, приспособившийся к природным условиям обитания

г) человек-потребитель исключительно даров природы

27. Русский философ Николай Александрович Бердяев считал, что «человек есть принципиальная новизна в природе», потому что:

а) человек имеет социальные потребности

б) человекединственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов

в) человек может имитировать звуки природы и обладает членораздельной речью

г) человек создает предметы материальной культуры

28. Что изучает социобиология?

а) взаимодействие человека и животного

б) влияние человека на животный мир

в) общее между человеком и животным

г) сущность человека

29. Почему А. Шопенгауэр назвал человека «дезертиром природы»?

а) человек потребляет невосполняемые природные ресурсы

б) человек не может предотвратить стихийные бедствия

в) не проживает в тяжелых климатических условиях

г) создав искусственные условия проживания, покинул природу как среду обитания

30. Примером взаимодействия природы и человека является:

б) природные запахи

в) строительство ирригационной системы для орошения полей

г) лук и стрелы из дерева, железные наконечники

31. Какому этапу развития человека свойственен каннибализм?

б) звероподобному образу жизни

в) соседской общины

г) потестарного общества

32. Правильное и здоровое питание человекаэто

б) исключительно употребление отваров трав

в) раздельное витаминизированное питание

г) избыточное потребление жирной пищи

33. Животные, в отличие от людей, никогда

а) не готовят себе еду

б) не добывают пищу в природе

в) не заготавливают отдельные продукты на зиму

г) не питаются падалью

34. Примером идентификации человека является

а) составление фоторобота

б) описание со слов близких родственников

в) поиск общностей с одним из родителей

г) проведение дактилоскопической экспертизы

35. Человек становится отшельником, когда

а) его увольняют с работы

б) сознательно уходит жить вдали от людей

в) пребывает в состоянии депрессии

г) не выходит из дома из-за плохой погоды

36. Только человек обладает способностью

а) пользоваться дарами природы

б) защищать свое потомство

г) выражать свои эмоции

37. Современный человек

а) пользуется техническими изобретениями только в сфере производства

б) не уделяет должного внимания своему внешнему облику

в) передвигается только пешком

г) должен уметь пользоваться техникой повсеместно

38. Человек «одомашнил», приручил ряд животных

а) для увеселительных мероприятий

б) для того, чтобы по-своему общаться с ними

в) для хозяйственных потребностей

г) для экстремальных ощущений

39. Человек дрессирует, специально обучает животное выполнять определенные задания

а) для привлечения животных во всех сферах деятельности

в) исключительно для научных экспериментов

г) с учетом специфики профессиональной деятельности

40. Благодаря специально организованным заказникам, человек

а) может наблюдать за жизнью всех животных

б) пытается сохранить редкие и исчезающие виды животных и птиц

в) выращивает животных с производственной целью

г) показывает животных в специальных клетках другим людям

ЗАДАНИЕ №2. ОБЩЕСТВО.

1. В отличие от природы общество

а) развивается закономерно

б) имеет способность к развитию благодаря сознанию человека

в) подвержено изменениям

г) не развивается вообще

2. Природа в отличие от общества

а) находится под воздействием человека

б) способна развиваться от низшего к высшему

в) может развиваться без участия человека

г) не подвержена воздействию цивилизации

3. Общая характеристика и общества, и природы

а) являются закрытыми системами

б) носят характер динамических систем

в) способны развиваться без вмешательства человека

г) изучаются учеными-социологами

4. К числу подсистем общества относится

в) духовная культура

г) окружающая среда

5. Понятие «общество» подразумевает

а) часть реального мира

б) результат эволюционного развития

в) целостную систему

г) личность с ее внутренним миром

6. Общество отличается от природы тем, что

а) представляет собой замкнутую систему

б) развивается под влиянием деятельности людей

в) является средой обитания человека

г) имеет божественное происхождение

7. Компоненты социальной сферы общества изучает наука

8. Компоненты духовной сферы общества изучает наука

9. Научное изучение процесса стратификации в обществе осуществляет

а) теория государства и права

10. К малым институтам общества относятся

11. Что характеризует индустриальное общество?

а) локальные хозяйства

б) увеличение экологических проблем

в) массовое производство

12. Характерной средой постиндустриального общества является

а) создание искусственного интеллекта

б) мануфактурное производство

в) низкая социальная мобильность

г) большинство населения задействовано в производстве

13. Традиционное и индустриальное общество объединено

а) взаимосвязью всех сфер жизни общества

б) применением высоких технологий

в) высокой социальной мобильностью

14. Индустриальное общество в отличие от традиционного

а) имеет классовую систему деления общества

б) преобладает религиозное мировоззрение

в) используется преимущественно ручной труд

г) имеет низкий уровень развития

15. Что является отличительной чертой информационного общества?

а) приоритет ценностей коллективизма

б) распространение мобильных технологий

в) увеличение числа крупных промышленных предприятий

г) сословная структура общества

16. Процесс глобализации в современном обществе сопровождается

а) ростом численности сельского населения

б) усовершенствованием средств транспорта и связи

в) обособленностью этнических групп

г) снижением миграционных процессов

17. Глобализация проявляется в

а) доминировании самобытной культуры

б) понижении статуса международных организаций

в) образовании транснациональных корпораций

г) дипломатических переговорах между странами

18. Переход от ручного труда к машинному служит примером

а) научной революции

б) социальных преобразований

в) общественного прогресса

г) сокращения объемов производства

19. К глобальным проблемам человечества относится

а) увеличение числа безработных в США

в) некачественное медицинское обслуживание

г) локальные вооруженные конфликты

20. К негативным последствиям глобализации можно отнести

а) совместное решение экологических проблем

б) ослабление национальных культур малочисленных народов

в) применение Интернет технологий

г) становление мировой экономики

21. К глобальным проблемам не относится

а) стихийные бедствия

б) бурный рост населения

в) увеличение религиозных сект

22. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является динамической системой. Б. Общество и государство — суть разные явления.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23. Общество в широком смысле — это

а) любое взаимодействие людей

б) все люди планеты

в) временное объединение людей по общности взглядов

24. Стихийные бедствия относятся к глобальным проблемам, так как:

а) порождены внеземными цивилизациями

б) не поддаются регулированию

в) являются результатом локальных войн и вооруженных конфликтов

г) происходят только после эвакуации населения

25. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. На данном этапе развития общества прогресс охватил все области общественной жизни.

Б. Информационному обществу не свойственен общественный прогресс.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

26. Верны ли следующие суждения о подсистемах общества?

А. Подсистемы общества не являются сферами общественной жизни

Б. Все сферы общества взаимосвязаны между собой

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

27. Благодаря природе общество имеет возможность

а) устанавливать этические нормы для своих членов

б) воспроизводить себе подобных

в) создавать ноосферу в дополнение к биосфере

г) предсказывать события

28. Верно ли суждение об общественных отношениях?

а) общественные отношения всегда являются результатом производственной деятельности

б) общественные отношения возникают в ходе совместной деятельности

в) только эпизодические связи людей формируют отношения в обществе

г) только благодаря общению возникают общественные отношения

29. Взаимодействие с природой позволяет обществу

а) определить государственные границы

б) заниматься колонизацией территорий

в) создавать материальные объекты

г) преодолевать огромные расстояния

30. В эпоху НТР происходит

а) сокращение использования ручного труда

б) усиление зависимости человека от СМИ

в) снижение информационных потоков

г) понижение интереса к научным исследованиям

31. К какой сфере общества можно отнести термин «уровень жизни»?

32. Проявлением взаимосвязи социальной и экономической подсистем является

а) смена политической власти в результате экономического кризиса

б) улучшение условий работы трудящихся вследствие экономических реформ

в) правовое регулирование экономических отношений

г) воспитание духовных ценностей у молодого поколения образовательными учреждениями

33. Гуманитарное общество

а) провозглашает борьбу со злом

б) признает принцип невмешательства в дела государства

в) считает благо человека высшей ценностью

г) развивается поступательно

а) все люди, жившие когда-либо на планете

б) крупное объединение людей в истории, отличающееся определенными достижениями культуры, науки и техники

в) все народы, живущие обособленно

г) жители крупных городов

35. К номинальным группам общества относится

36. Для традиционного общества характерно(ы)

а) массовое производство товаров широкого потребления

б) автоматизация производства

в) примитивные орудия труда

г) хорошо развитый транспортный узел

37. Материальное и нематериальное производство необходимых для человека товаров и благ объединено понятием

38. Для современной цивилизации свойственно

а) массовое внедрение высоких технологий

б) доминирование языческих обрядов и традиций

в) отсутствие взаимосвязи национальных культур

г) отсутствие интереса к массовому спорту

39. Примером, иллюстрирующим процесс глобализации, является

а) праздник отдельной малой этнической группы

б) решение повседневных проблем на местах

в) международное олимпийское движение

г) нежелание представителя малой этнической группы изучать интернациональные языки

40. Античные философы

а) отождествляли понятия «общество» и «государство»

б) выделяли понятие «гражданское общество»

в) считали, что государство породило общество

г) признавали первичность государства по отношению к обществу

Задание № 3. Познание.

1. Какое познание древнегреческие философы считали ложным?

2. Философы-эмпирики так же, как и рационалисты

а) считали возможным познание мира

б) видели в чувственном опыте основу познания

в) верили в существование врожденных моральных качеств

г) считали логику основой истинных знаний

3. Научное мировоззрение мира формируется в результате

а) трудовой деятельности

4. Особенность познания общества заключается в

а) формировании научной картины мира

б) изучении взаимодействия природы и общества

в) зависимости от субъективной позиции исследователя

г) необходимости проведения экспериментов

5. Как эмпирические знания, так и теоретические

а) опираются на личные впечатления

б) приобретаются при познавательной активности субъекта

в) позволяют полностью понимать любые процессы

г) влияют на общественный прогресс

6. На основе трудовой деятельности формируется

а) мифологическое мировоззрение

б) религиозное мировоззрение

в) обыденное мировоззрение

г) научное мировоззрение

7. Социальное познание ориентировано на

а) доказательство гипотез

б) совпадение объекта и субъекта познания

в) формирование этических норм

г) эстетическое восприятие мира

8. Философы-рационалисты отличались от эмпириков тем, что

а) видели в чувственном опыте основу познания

б) считали возможным познание мира

в) рассматривали чувства как основу своих истинных знаний

г) допускали существование врожденных идей

9. Научные знания, в отличие от обыденных

а) влияют на эстетическое восприятие мира

б) приобретаются только в ходе наблюдений

в) позволяют объяснить законы природы и развитие общества

г) формируют этические нормы

10. Верны ли суждения о чувственном познании?

а) Чувственное познание осуществляется в форме восприятия чего-либо.

Б. Чувственное познание свойственно только детям.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. Какой компонент мировоззрения отвечает за превращение знаний во взгляды?

12. Формой рационального познания является

13. В процессе рационального познания человек

а) формирует представления о предмете

б) непосредственно воспринимает предмет

в) обобщает накопленный опыт

г) исследует физическую природу

14. Какое утверждение является результатом научного познания?

а) Какая погода на праздник Покрова, такова и предстоящая зима.

б) У каждого человека есть биополе.

в) Свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от их атомной массы.

г) Сердце подскажет, кто твоя судьба.

15. Субъектом научного познания выступает:

а) мировое научное сообщество

б) все жители планеты

в) руководители промышленных предприятий

г) политическая элита

16. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно

а) происходит отражение внешних признаков познаваемого объекта

б) теоретически обобщаются результаты многолетнего опыта и наблюдений

в) формулируются возможные ответы на возникающие вопросы

г) выстраиваются предположения, основанные на опыте

17. Благодаря научному познанию человек

а) имеет представление об окружающей среде

б) может делать анализ происходящих событий

в) пытается ответить на вопросы, возникающие в повседневной жизни

г) может объективно отнестись к законам природы

18. Результат познавательной деятельности не зависит

а) от установок, целей познающего субъекта

б) от доступности объекта познания для субъекта

в) престижности места работы познающего субъекта

г) от возрастных особенностей субъекта познания

19. Особенностями отдельных видов познания не являются

а) житейская мудрость в виде проницательных выводов и предположений

б) научное познание как теоретическое обобщение накопленного опыта

в) здравый смысл, способный формулировать проблему

г) интуиция как логически обоснованное доказательство

20. Особенностью социального познания является

а) опора на разные формы общения

б) констатация исторических событий

в) стремление к объективности

22. Логическое мышление характерно для

б) художественного познания

в) научного познания

23. Термины «аксиома», «объективность», «эксперимент» используются при характеристике познания

24. Образное мышление лежит в основе познания

26. Вывод «С кем поведешься, от того и наберешься» — является

в) художественным вымыслом

г) обобщением жизненного опыта

27. В каких трех формах проявляется рациональное познание?

а) представление, суждение, ощущение

б) понятие, представление, умозаключение

в) понятие, суждение, умозаключение

г) ощущение, восприятие, представление

28. Какое из приведенных суждений можно считать правильным?

а) Человек получает информацию только с помощью органов чувств.

б) Человек может осуществлять познание только благодаря зрению.

в) Чувственное познание может осуществляться с помощью любого органа чувств.

г) Большую часть информации человек получает от всех органов чувств

29. Чувственное познание осуществляется благодаря анализаторам

а) слухового, вкусового, обонятельного, кинестетического, зрительного в разной степени

б) слухового и зрительного

в) только зрительного

г) слухового, вкусового, обонятельного, кинестетического, зрительного в равной степени

30. Процесс познания не включает в себя

Задание № 4. Социальная сфера.

1. Верно ли суждение о процессе социализации?

А. В результате социализации у личности формируется

шкала ценностей. Б. В процессе социализации индивид приспосабливается к социальной среде.

2) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Какому обществу присущ классовый тип социальной стратификации?

б) современным развитым государствам

в) средневековым государствам Западной Европы

3. Если, перемещаясь, человек не меняет социальный статус, то такое изменение можно назвать

а) горизонтальной мобильностью

б) вертикальной мобильностью

в) восходящей социальной мобильностью

г) нисходящей вынужденной социальной мобильностью

4. Неотъемлемой составляющей воспитания дворянских детей было усвоение ряда правил «как подобает вести себя в обществе», что является примером

а) соблюдения закона

б) сохранения традиций

в) усвоения норм этикета

г) соответствия имиджу

5. В отличие от авторитета личности, престиж

а) не зависит от антуража

б) отражает степень признания окружающими личных и деловых качеств

в) оценка социальной позиции, занимаемой в обществе

г) является особой силой подчинения одних людей другим

6. Важным фактором восходящей социальной мобильности выдающийся русский социолог П.А. Сорокин считал

в) социальные связи

г) получение образования

7. Подвергающийся агрессии со стороны родителей ребенок безропотно подчиняется им дома, а оказавшись на улице без присмотра, он совершает ряд необдуманных поступков, не принимая во внимание замечания старших. Этот случай можно рассматривать как пример

а) девиантного (отклоняющегося) поведения

б) конформистского поведения

в) адаптивного поведения

г) делинквентного поведения

8. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

А. Основными социальными институтами современного общества являются семья и школа.

Б. Социальный институт — это организованная система соподчинения с устойчивым комплексом норм, определяющих отношения между людьми.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Понятие «личность» определяет человека как

а) существо биологическое

в) индивид, который несет ответственность за свои поступки

г) эмоционально-чувственная индивидуальность

10. Если социальный статус передается по наследству, наделяя его обладателя социальными привилегиями, то это статус

11. К социальным потребностям человека относится потребность в

а) престижной работе

12. Девиантным или отклоняющимся поведением называют

а) несоответствие поведения человека его социальному статусу

б) любое социальное перемещение индивида в пределах своей группы

в) любое изменение в поведении человека как следствие перемен в его жизни

г) несоблюдение принятых в обществе норм

13. Бывший владелец ресторана в северном городе приобретает отель на побережье. Это пример

а) процесса социализации

б) процесса глобализации

в) социальной мобильности

г) социальной поляризации

14. По какому признаку выделена такая крупная социальная группа, как нация?

15. Основанная на кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью хозяйственной деятельности, финансами и интересами, называется

16. Какие социальные нормы иллюстрируют предписание: «Первокурсники должны пройти посвящение в студенты»?

б) устав института/университета/академии

г) студенческой традиции

17. Верны ли суждения о семье?

А. Семья — социальный институт, влияющий на социализацию индивида.

Б. Семья не способна смягчить давление внешнего мира.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. Объектом социализации является

а) любая социальная группа

б) группа подростков

19. Сущность процесса социализации заключается в

а) передаче накопленного опыта одного поколения другому

б) приобретении необходимых знаний, навыков и умений

в) формировании шкалы ценностей и личных приоритетов

г) профессиональной ориентации

20. К каким группам общества можно отнести классы?

21. Нефиксированные нормы и правила поведения людей в повседневной жизниэто

22. Семья, школа, государство представляют собой

а) религиозные объединения

б) государственные учреждения

в) социальные институты

г) социальные статусы

23. Кто такие люмпены?

а) люди, оказавшиеся на «дне общества» без жилища и средств к существованию

б) лица, не имеющие гражданства

в) инициаторы перемен в обществе

г) члены экстремистских организаций

24. Сословный строй является

а) формой государственного устройства

б) социальной стратификацией

в) социальной поляризацией

г) политической системой

25. Определите неверное высказывание о социальных конфликтах

а) антагонизм классов, по мнению К. Маркса, неизбежен

б) в любом обществе существуют конфликты как противоречие взглядов, методов

в) социальные конфликты приводят только к негативным последствиям

г) одним из условий социального конфликта может стать различие в ценностях противоборствующих сторон

26. Человек, занимающий промежуточное положение в обществе (страте), относится к

б) «серым воротничкам»

27. Если социальный статус индивида определяет его профессиональная деятельность, то он относится к группе

28. Содержание моральных норм и правил изучает

29. Процесс взаимодействия людей в обществе называют

30. В современных развитых странах большую часть населения составляют

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *