филогенез является примером такого свойства живого как
Филогенез является примером такого свойства живого как
– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.
Признаки биологических систем
– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:
1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.
2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.
4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.
5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.
6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией.
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток.
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.
7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).
8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования.
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.
9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.
10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д.
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.
Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»
Филогенез является примером такого свойства живого как
Теория
Признаки (свойства) живого:
Термины
Список использованных источников
1. Биология для поступающих в вузы / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Оникс, 2008
2. Биология. Новейший справочник / Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю.Б., Ларина С.Н. – М.: Махаон, 2007
Теоретический вопрос ДНЯ
Советы, которые помогут эффективно подготовиться к ЕГЭ по БИОЛОГИИ
1. Познакомься с актуальными демоверсией, спецификацией, кодификатором на официальном сайте, чтобы четко понимать, что тебя ждет и какие требования предъявляются к уровню подготовки.
2. Определись, сколько баллов ты хотел бы получить.
3. Составь расписание своих занятий и старайся максимально его соблюдать. Регулярность занятий очень важна.
4. Используй несколько источников для подготовки: школьные учебники, пособия для поступающих в ВУЗы, видео уроки и т.п.
5. Главное – понимание! Старайся разобраться в теме, а потом можно зазубрить некоторые понятия.
6. Учись внимательно читать и понимать задание.
7. Начинай с легкого и постепенно усложняй материал. Но не бойтесь сложных заданий, если хочешь высокий балл.
8. Постоянно повторяй пройденный материал, решай тесты, задачи и теоретические вопросы.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову.
9. Систематизируй материал, создай целостную и структурированную систему знаний.
10. И не забывай высыпаться, сбалансированно питаться и вести здоровый образ жизни. Это хорошо влияет на память:)
Определение жизни. Основные свойства живой материи
Вопрос 2. Перечислите основные свойства живой материи.
Выделяют следующие основные свойства живой материи:
• единство элементного химического состава;
• единство биохимического состава;
• единство структурной организации;
• дискретность и целостность;
• обмен веществ и энергии;
• способность к саморегуляции;
• открытость;
• размножение;
• наследственность и изменчивость;
• рост и развитие;
• раздражимость и движение;
• ритмичность.
Вопрос 3. Объясните, в чем, по вашему мнению, заключаются принципиальные различия обмена веществами в неживой природе и у живых организмов.
В отличие от неживой природы, живые организмы способны накапливать необходимые вещества, а также энергию в форме особых химических соединений (АТФ). Кроме того, живые организмы способны трансформировать химические вещества и превращать простые соединения в более сложные при помощи ферментов (часто с затратой энергии). Так, например, из мономера глюкозы синтезируются полимеры крахмал, гликоген, целлюлоза. Живые организмы обладают способностью копировать наследственный материал. Такое копирование тоже является примером преобразования простых веществ (отдельных нуклеотидов) в более сложные (нуклеиновые кислоты). Специальный комплекс ферментов способен создать новую полинуклеотидную цепь по образцу материнской. Живой организм в отличие от неживой природы представляет собой энергетически открытую систему, т. е. активно организует поступление энергии за счёт обмена веществ с окружающей средой. Главное отличие обмена веществ в живой природе – возможность осуществлять реакции синтеза
высокомолекулярных соединений (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот) и их распада. первым увидел живые клетки в усовершенствованный микроскоп с увеличением в 150—300 раз.
Вопрос 4. Каким образом связаны наследственность, изменчивость и репродукция в обеспечении жизни на Земле?
Способность живых организмов к репродукции (размножению) обеспечивает непрерывность жизни на Земле и преемственность поколений. Воспроизведение базируется на реакциях матричного синтеза, идущих на основе молекул ДНК. Постоянство строения ДНК обеспечивает наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Изменчивость — это свойство, противоположное наследственности. Она определяется как способность организмов существовать в различных формах, меняя свои признаки. Изменчивость создает разнообразный материал для естественного отбора, который приводит к возникновению новых проявлений жизни и новых биологических видов.
Вопрос 5. Дайте определение понятия «развитие». Какие формы развития вы знаете?
Развитие — это изменение строения и физиологии организма с течением времени. Принято выделять две основные формы развития — онтогенез и филогенез.
Онтогенез (индивидуальное развитие) — это развитие живого организма от зарождения до момента смерти. Обычно онтогенез сопровождается ростом.
Филогенез (историческое развитие) — необратимо направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и, как правило, прогрессивным усложнением жизни.
Практическое занятие на тему «Сущность жизни и свойства живого»
Сущность жизни и свойства живого.
Уровни организации живого.
Цель занятия : Познакомиться с живыми системами. Изучить уровни организации живой материи.
Живые организмы по многим признакам отличаются от неживой природы.
Живые организмы имеют определенный химический состав (белки, нуклеиновые кислоты), но смесь этих веществ не является живой системой. Особенностью живых систем является способность синтезировать белки по программам, содержащимися в нуклеиновых кислотах.
Каждый организм можно считать живым, если он имеет определенную структуру и выполняет определенные функции.
Классическое определение жизни дал Ф. Энгельс: «Жизнь, есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».
Современным представлениям более соответствуют такие определения:
— живыми называются системы, имеющие в своём составе белки и нуклеиновые кислоты и способные сами синтезировать эти вещества;
— живыми называются системы, имеющие генотип, записанный в нуклеиновых кислотах.
Самый общий подход к поиску определения жизни связан с термодинамическими свойствами живых систем. Прежде всего это связано с тем, что живые организмы являются диссипативными структурами (от лат. dissipatio – рассеивание), увеличивающими собственную упорядоченность за счёт роста неупорядоченности окружающей среды.
Жизнь – это поддержание и воспроизводство характерных высокоупорядоченных структур, которое совершенствуется в ходе эволюции и осуществляется в соответствии с внутренней программой благодаря внешним источникам вещества и энергии.
Субстрат жизни – это комплекс сложных биополимеров белков и нуклеиновых кислот, а жизнь есть их совместная функция.
Свойства живой материи.
1. Определенный химический состав.
Живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, однако соотношение этих элементов различно. Основными элементами живых существ являются С, О, Н и N.
Все живые организмы, кроме вирусов, имеют клеточное строение.
3. Обмен веществ и энергозависимость.
Живые организмы являются открытыми системами, они зависят от поступления в них веществ и энергии из внешней среды.
Живые организмы обладают способностью поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность обменных процессов.
5. Раздражимость и психические функции.
Живые организмы проявляют раздражимость, то есть способность отвечать на определенные внешние воздействия специфическими реакциями.
Живые организмы способны передавать признаки свойства из поколения в поколение с помощью носителей информации – молекул ДНК и РНК.
Живые организмы способны приобретать новые признаки и свойства.
8. Самовоспроизведение (репродукция).
Живые организмы способны размножаться – воспроизводить себе подобных.
9. Индивидуальное развитие.
Онтогенез – развитие организма от момента зарождения до смерти. Развитие сопрвождается ростом.
10. Эволюционное развитие.
Филогенез – развитие жизни на Земле с момента её возникновения до настоящего времени.
Живые организмы проявляют ритмичность жизнедеятельности (суточную, сезонную и др.), что связано с особенностями среды обитания.
12. Целостность и дискретность.
С одной стороны, вся живая материя целостна, определенным образом организована и подчиняется общим законам; с другой стороны, любая биологическая система состоит из обособленных, хотя и взаимосвязанных элементов.
Начиная от биополимеров (нуклеиновых кислот, белков) до биосферы в целом все живое находится в определенной соподчиненности. Функционирование биологических систем – менее сложном уровне делает возможным существование более сложного уровня.
Уровни организации живой природы.
Все живые организмы произошли из неживой природы, постепенно усложняясь в ходе эволюции и естественного отбора и затем разделились по способу питания на автотрофов и гетеротрофов. Однако в сходных условиях окружающей среды дальнейшее развитие растений и животных шло параллельно, и поэтому в строении тела живых организмов можно проследить гомологические ряды.
Все организмы – живые системы, имеющие сходные черты строения и жизнедеятельности; у них сходный генетический код, химический состав, строение молекул, клеток, однотипное строение тела на одинаковых уровнях организации. Это единство живых организмов даёт возможность построить общую систему уровней организации живой материи от молекулярного до биосферного.
Уровень организации живой материи – это функциональное место биологической структуры определенной степени сложности в общей иерархии живого. Выделяют следующие уровни (табл. 1).
Науки, занимающиеся этими вопросами
Обладает характерной информацией, способностью к выполнению опреде-ленных функций в клетке.
Биохимия, цитология, биофизика
Обладает основными свойствами живых систем: способностью к обмену ве-ществ, размножению и т. д. У однок-леточных обладает свойствами организ-ма, у многоклеточных служит для вы-полнения определенной функции.
Управляет клеточной жизнедеятель-ностью (делением, обменом веществ, функциональной активностью). Способ-на к обработке информации и выполне-нию определенных кибернетических функций.
Анатомия, морфология, гистология
Явяется единицей естественного отбора (как целое гибнет или выживает и разм-ножается). Обладает индивидуальностью, возникающей в результате онтогенеза.
Анатомия, морфология, физиология, генетика
Обладает потенциальным бессмертием и способностью к эволюции. Характери-зуется определенной половозрастной, пространственной, генетической, иерар-хической структурой.
Способен к развитию (сукцессии), осу-ществляет частично замкнутый кругово-рот веществ.
Осуществляет замкнутые биогеохими-ческие циклы (с учетом обмена вещест-вом с космосом и земными недрами). Регулирует некоторые свойства плане-ты, обладает способностью к биос-ферной эволюции.
Экология, учение о биосфере, геохимия
Задание для самостоятельной работы.
1. Какие свойства живой материи должны быть отражены, по вашему мнению, в определении понятия «жизнь»?
2. Почему трудно дать однозначное определение понятия «жизнь»? Попробуйте сформулировать собственное определение.
3. Дополните недостающие смысловые характеристики:
4. Проиллюстрируйте на примерах такие свойства живой материи, как :
а) Дискретность и целостность…
в) Обмен веществ и энергии…
5. Раскройте смысл утверждения: «Одним из важнейших свойств живых существ является способность к саморегуляции».
6. Установите соответствие между группами и их представителями:
1. Молекула А. Живая природа
4. Млекопитающие Б. Неживая природа
7. Самовоспроизведение – это одно из важнейших свойств живой материи. Почему возникают различия между родителями и потомками?
8. Соедините стрелками соответствующие друг другу элементы левого и правого столбика.
9. Какие формы существования живой материи называются структурными уровнями организации жизни? Приведите примеры таких форм.
10. Заполните правую колонку таблицы 2.
Таблица 2 – Уровни организации живой материи
Тест районной олимпиады школьников по биологии 2010 г
Тест районной олимпиады школьников по биологии 2010 г.
Тест состоит из теоретической и «практической» частей. На его выполнение отводится 180 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть I состоит из 25 заданий (№№1-25). К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ. Если Вам кажутся верными несколько ответов, выберите самый полный из них. В бланке ответов под номером задания поставьте цифру, соответствующую порядковому номеру правильного ответа.
1. Признаком всех живых систем является
1) анабиоз 2) метабиоз 3) метаболизм 4) мутуализм
2. Клонирование животных использует методы
1) клеточной инженерии 2) генной инженерии
3) искусственного мутагенеза 4) слияния бластомеров
3. Создание коровы, содержащей в молоке человеческие антитела против возбудителей холеры, стало возможным благодаря методам
1) клеточной инженерии 2) генной инженерии
3) искусственного мутагенеза 4) моделирования
4. Химерное животное – овцекоза была получена методами
1) генной инженерии 2) межвидовой гибридизации 3) селекции 4) слияния бластомеров
5. В генетике человека не используют …. метод.
1) цитогенетический 2) гибридологический
3) генеалогический 4) популяционно-генетический
6. Оплодотворение in vitro («в пробирке», вне организма) – это достижение
1) клеточной инженерии 2) генной инженерии
3) искусственного мутагенеза 4) слияния бластомеров
7. Метод изменения генетического материала клеток с помощью химических или физических агентов называется
3) искусственным мутагенезом 4) искусственным отбором
8. Филогенез – это проявление на популяционно–видовом уровне такого свойства живых систем как
1) раздражимость 2) авторегуляция 3) рост и развитие 4) дискретность
9. Международная биологическая программа по изучению структуры ДНК человека называется
1)«Генетика человека» 2)«Генофонд человека» 3)«Генотип человека» 4)«Геном человека»
10. Количество видов тканей и типов органов – основной систематический признак деления царства растений на
1) отделы 2) типы 3) классы 4) порядки
11. По наличию камбиального кольца можно определить принадлежность цветковых растений к
1) отделу 2) классу 3) порядку 4) семейству
12. Наиболее весомые доказательства родства человека и шимпанзе предоставляет
1) геносистематика 2) кариосистематика 3) хемосистематика 4) хемотаксономия
13. Особенно богаты гранулярной ЭПС … клетки животных.
1) мышечные 2) нервные 3) железистые 4) костные
14. Колленхима является … тканью растений.
1) образовательной 2) основной 3) проводящей 4) механической +
15. Удаление вредных, ненужных растению веществ осуществляется в процессе
1) трансляции 2) листопада 3) транспирации 4) гуттации
16. Для прорастания семян им необходимы
1) влага 2) влага и тепло
3) влага, тепло, кислород 4) влага, тепло, кислород, почва
17. Наиболее примитивным типом нервной системы является
1) лестничная нервная система 2) диффузная сеть
3) брюшная цепочка 4) ганглионарный тип
18. Незамкнутую кровеносную систему имеют
1) кольчатые черви и членистоногие 2) членистоногие и моллюски
3) моллюски и круглые черви 4) круглые черви кольчатые черви
19. В процессе эволюции вторичная полость тела впервые появляется у
1) кишечнополостных 2) круглых червей
3) плоских червей 4) кольчатых червей
20. Мускульный желудок максимально развит у
1) орла 2) дятла 3) тетерева 4) чайки
21. Еж и ехидна относятся
1) одному отряду 2) разным отрядам одного подкласса
3) разным подклассам одного класса 4) разным классам
22. Кровь и лимфа относятся к … тканям.
1) эпителиальным 2) соединительным 3) нервным 4) мышечным
23. Продолжительность диасистолы желудочков у человека при частоте пульса 75 равна
24. Емкость всей системы кровообращения в большей степени определяют
1) артерии 2) аорта 3) артериолы 4) вены
25. Большая часть белков плазмы синтезируется в
1) печени 2) почках 3) селезенке 4) поджелудочной железе
Часть II состоит из 10 заданий (№№ 26-35). К каждому заданию дано несколько ответов, из которых два являются верными. Выберите их и поставьте цифры, соответствующие порядковым номерам правильных ответов в бланке ответов под номером задания.
26. Ферментами ротовой полости являются
1) трипсин 2) липаза 3) мальтаза 4) птиалин 5) пепсин
27. Хемосинтез как способ питания имеют
28. Двухслойными животными являются
1) губки 3) саркодовые 3) плоские черви 4) кишечнополостные 5) иглокожие
29. Пентозы входят в состав
1) нуклеиновых кислот 2) АТФ 3) липидов 4) белков 5) фосфопротеинов
1) кислородного дыхания 2) брожения 3) хемосинтеза
4) оксигенного фотосинтеза 5) аноксигеного фотосинтеза
31. В световую фазу фотосинтеза идут процессы
1) синтеза НАДФ-Н2 2) синтеза глюкозы 3) использования АТФ
4) фиксации углекислого газа 5) фотолиза воды
32. В клетка животных процесс транскрипции происходит в
1) хлоропластах 2) ядре 3) рибосомах 4) лизосомах 5) митохондриях
33.Для представителей отдела Мохообразные характерно наличие
1) диплоидного спорофита 2) гаплоидного спорофита 3) диплоидного гаметофита
4) гаплоидного гаметофита 5) преобладания в жизненном цикле спорофита
34. Реакциями матричного синтеза являются
1) гликолиз 2) гидролиз 3) ассимиляция углерода
4) редупликация 5) обратная транскрипция
35. Непрямое постэмбриональное развитие характерно для
1) бесхвостых амфибий 2) миног 3) скатов 4) акул 5) рептилий
Часть III состоит из 5 заданий (№№36-40). Ответ (1 или 2 слова) запишите на бланке заданий рядом с номером задания.
36. Беспозвоночные животные, имеющие незамкнутую кровеносную систему, трахейное дыхание и 1 пару усиков, относятся к классу …
37.Споры растений имеют … набор хромосом.
38. Эволюционными предками млекопитающих считаются …
39. Внутриклеточными паразитами бактерий являются …
40. Найдите аналогию:
Часть IV состоит из 3 заданий (№№ 41-43). В заданиях установите соответствие и запишите ответ на бланке заданий рядом с номером задания в виде последовательности цифр и букв, например, 1АВ 2ГД 3Б
41. Найдите соответствие:
Основные инструменты эволюции
А. Утрата хлорофилла повиликой
Б. Способность насекомых питаться разной пищей
3. Общая дегенерация
В. Разная форма клюва у птиц
Г. Разные жизненные формы цветковых растений
Д. Третий зародышевый листок
42. Найдите соответствие:
1. Продолговатый мозг
А. Дыхательный центр
2. Промежуточный мозг
Б. Сосудодвигательный центр
Д. Кора больших полушарий
43. Найдите соответствие:
В. Гидролиз биополимеров
Г. Синтез полипептидных цепей
Д. Окисление органических веществ кислородом
«Практическая»часть состоит из 15 заданий (№№Ответ (1 или 2 слова или формулу) запишите на бланке заданий рядом с номером задания.
44. На рисунке (поперечный срез эпидермы
листа ириса) цифрой 1 обозначены …
45. На рисунке цифрой 5 обозначена …
46. На рисунке цифрой 7 обозначены
47. На рисунке цифрами 4 и 6 обозначены
48. Благодаря структурам 1,2,3 внутрь листа
при фотосинтезе поступает …
49. Благодаря структурам 1,2,3 внутрь листа
при дыхании поступает …
50. Благодаря структурам 1,2,3 из листа
при фотосинтезе удаляется …
51. Благодаря структурам 1,2,3 из листа
при дыхании удаляется …
52. Насекомое, изображенное на рисунке, относится к отряду …
53.. Насекомое, изображенное на рисунке, имеет непрямое развитие с … превращением.
54. Насекомое, изображенное на рисунке, имеет ротовой аппарат …. типа.
55. У насекомого, изображенного на рисунке, отсутствует в жизненном цикле стадия ….
56. Стадии между яйцом и взрослым насекомым (имаго) называются …
57. У личинок изображенного насекомого отсутствует (не функционирует) половая система и отсутствуют …
58. Органы слуха изображенного насекомого, располагающиеся в голенях передних ног, называются …
Матрица ответов
на задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2010-11 уч. год
Теоретическая часть [максимально 70 баллов]