фичеринг что это такое
Там тоже работают люди, или практические советы о фичеринге
Как бесплатно получить быстрый прирост органического трафика в мобильное приложение или игру? CTO digital-агентства Piconsult Клим Миронов рассказывает о фичеринге, попадании в топ и возможных последствиях
Как работает фичеринг
Фичеринг — это процесс отбора приложений для топ-листов различных категорий в магазинах Google Play и App Store. И если ваша компания планирует оказаться в таких подборках, то запомните главное правило — модераторы Google и Apple готовы к общению. У них есть свои KPI, и они ориентируются на ключевые показатели приложения в магазине, но их решение и мнение о продукте — это последняя инстанция, поэтому вы просто обязаны поддерживать контакт с такими людьми.
Существуют и критерии отбора приложения, которые касаются технической и графической составляющих, а также модели монетизации. Чтобы оставаться в рамках тренда того или иного магазина, обратите внимание на своих конкурентов в подборке. В рамках тематического фичеринга к критериям добавляется еще и приуроченность к определенному событию. Может сыграть решающую роль и модель монетизации, так как с каждой транзакции магазины получают 30% прибыли.
Среднее время размещения — две-три недели. И это при том, что приложение вызывает интерес и имеет хорошие показатели и высокий уровень ежедневной активности пользователей (DAU). Для удержания позиции в топ-листе потребуется постоянно увеличивать количество загрузок приложения, поэтому на стадии фичеринга нужно дополнительно продумать рекламные возможности, которые позволят привлечь аудиторию и подольше задержаться в подборке. И помните: о добавлении в подборку модераторы вас не предупреждают, поэтому внимательно следите за изменениями статистики приложения в магазинах.
Отличия магазинов Apple и Google
Существует точка зрения, что в Google у модераторов больше свободы в выборе и они чаще выводят в топ просто «хорошие» продукты с хорошей моделью монетизации. На то есть причины.
В процентном соотношении к общей массе опубликованных приложений в Google Play периодически недостает качественных проектов. Поэтому, когда речь идет о действительно стоящем приложении, с Google можно выйти на прямой офлайн-контакт и заранее обсудить предстоящий релиз. Если у приложения есть недостатки в UI/UX, но при этом проект перспективен для дальнейшей монетизации, то, несмотря на наличие недостатков, модераторы Google могут им заинтересоваться.
Фичеринг в App Store предъявляет более жесткие требования к приложениям. При этом, несмотря на неуникальную схему монетизации, приложение может выйти в топ исключительно за счет качественной проработки usability, дизайна и хорошей оптимизации. В рамках фичеринга потребуется уделить много внимания деталям: подготовить баннер для страницы подборки (если речь идет о фичеринге с баннером), иконку, спланировать количество и регулярность обновлений, обеспечить локализацию для всех языков в App Store — вам действительно нужно доказать Apple, что вы работаете над своим продуктом.
Особенное внимание Apple уделяет использованию собственных разработок, например, у приложения с расширением для iMessage не только больше шансов попасть в выборку, но также при удачном исходе и получении фичеринга прирост органического трафика будет идти из дополнительной подборки с iMessage. При рассмотрении вопроса о продлении фичеринга модераторы будут учитывать совокупную статистику по обеим площадкам.
Место и количество размещений тоже играют роль. Некоторые эксперты говорят, что, чем больше у вас было фичеринга в небольших странах, тем выше вероятность получить его и на крупном рынке. При этом с модераторами Чехии, Дании или Беларуси договориться всегда проще. Работайте над локализацией приложения или игры, а также следите за тематическим контентом для пользователей других стран (например, за крупными локальными праздниками) — это позволит вашему приложению попасть в подборки сразу в нескольких странах.
О чем важно помнить
Фичеринг одного приложения в разных странах будет особенно полезен для оценки платежеспособности целевой аудитории. Вы можете сфокусировать свое внимание на более выгодном рынке. Для этого учитывайте показатель ARPU (average revenue per user) и сопоставляйте его со средней CPI по рынку страны.
Не забывайте, что фичеринг лишь кратковременно увеличивает рост продаж, поэтому на время его проведения нужно организовывать акционные и скидочные предложения, что позволит увеличить интерес конкретно к вашему продукту и привлечет новых пользователей. Создавайте хороший продукт, обновляйте его как с точки зрения UI/UX, так и дизайна, а также регулярно проводите рекламные кампании в магазинах. В результате всего этого фичеринг будет обеспечен.
Однако для успеха важно взять под контроль все, что касается внимания модераторов сторов к вашему приложению: пишите им, презентуйте свои концепции и модели монетизации, назначайте встречи, уделите внимание ASO и оформлению страницы приложения. Контролируйте также данные из магазинов: отслеживайте резкие скачки — они станут для вас сигналом попадания в топ; запустите акционное предложение, рекламные кампании в географических регионах топ-листов; анализируйте данные по разным рынкам и находите оптимальную юрисдикцию.
Обязательно контролируйте фичеринг и поддерживайте его соответствующими активностями. Неконтролируемые процессы в бизнесе не могут быть выгодными в долгосрочной перспективе — весь органический трафик от фичеринга уйдет, упадут DAU и ARPU, а оценить останется лишь высоту падения.
Продвигаем мобильные приложения в AppStore и Google Play: как правильно использовать методику featuring
В этой статье мы бы хотели обратить внимание разработчиков приложений на такой неоднозначный механизм продвижения, как фичеринг в магазинах мобильных приложений (AppStore и Google Play). Да, нашему редактору тоже не нравится слово «фичеринг» (featuring), но адекватного русского аналога нет, поэтому будем использовать кальку с английского.
Apple или Google featuring – это методика, когда сам Apple или Google выбирает приложения, соответствующие текущим маркетинговым приоритетам этих компаний. Такие приложения выделяются на определенный период с помощью внутренних маркетинговых инструментов App Store/Google Play (прежде всего, это размещение баннера на главной странице App Store/Google Play, или размещение в тематичиской подборке на «видном месте»).
Для участия в фичеринге приложение не только должно соответствовать ряду требований, которые предъявляют Apple/Google – таким, как качество продукта, уникальность, польза, эксклюзивность, актуальность, но и пройти ручной отбор редакторами App Store/Google Play.
Фичеринг бесплатен, так как таким образом Apple/Google «рекомендуют» самые интересные продукты своим пользователям и помогают разработчикам приложений найти новых пользователей и выйти на новые рынки.
Какие бывают фичеринги и как в них попасть? Мы выделили две большие категории. Подробнее о них — ниже.
Сезонные фичеринги
Когда делаются подборки и, зачастую, скидки на приложения в определенных регионах, посвященные каким-то событиям (чаще всего национальным праздникам). Как пример можно привести фичеринг Google Play под названием «Празднование полной луны», в котором мы участвовали с приложением ABBYY TextGrabber в сентябре в некоторых азиатских странах: Японии, Корее, Тайване, Гонконге.
Для попадания в подобный фичеринг необходимо, прежде всего, поддерживать в своем приложении локализацию на языки тех стран, которые заявлены для промо-акции, а также снизить стоимость приложения или докупок внутри него до уровня, который требует магазин на период акции. В акции «Празднование полной луны» идея Google была предложить пользователям самые качественные бизнес-приложения по цене зубной щетки, тем самым повысить популяризацию бизнес-приложений и снять с них имидж дорогостоящий инструментов, которые может покупать только ограниченная аудитория.
Для попадания в подобный фичеринг необходима номинация приложения сотрудником Apple/Google, а также тщательный отбор и проверка на соответствие критериям фичеринга редакторской командой Apple/Google.
Тематические фичеринги
Когда в подборку попадают приложения определенной категории: образование, бизнес, фотографии на память, головоломки и т.д. Внимание редактора магазина привлекают именно те приложения, которые стремятся быть лучшими в своей категории, вносят постоянные изменения в продукт, получают высокие оценки и хорошие отзывы от пользователей.
В эту же группу попадают фичеринги, которые посвящены серьезным технологическим изменениям на платформах Apple/Google Play. Примером может быть запуск iOS 9 и те основные технологические изменения, которые приложения стали предлагать пользователям в связи с запуском новой операционной системы, а именно: мультизадачность (Split view), умный поиск (Spotlight Search), 3D Touch (трехуровневая система измерения давления). Для попадания в подобные фичеринги разработчики должны внимательно следить за последними новостями платформ и первыми воплощать все технологические изменения.
Личный опыт
Немного о фичеринге ABBYY TextGrabber, который попал в подборку Apple «Amazing Apps & Games for Tier 1 Price» летом прошлого года. Textgrabber извлекает тексты небольшого объёма из любых печатных источников и переводит их, а также позволяет делиться как угодно результатами.
Во время фичеринга действовала специальная скидка на приложение: цена была снижена для Мексики, Китая, Индонезии, Индии, России, Турции и ЮАР до минимального уровня (в России это 15 руб.), в остальных странах стоимость приложения упала с 4,99 долларов до 0,99. Акция началась 15 и закончилась 31 июля 2015.
С началом акции резко возросло количество ежедневных скачиваний, что не удивительно. По нашим оценкам, эта цифра возросла более чем в сорок раз! Особо заметным стал рост загрузок в Китае, России и США.
Вместе с количеством скачиваний росло и число положительных отзывов. И снова, наиболее активно выступали пользователи Китая, России и США.
Положительный эффект от двухнедельного фичеринга трудно было переоценить. Громадное количество скачиваний и положительных отзывов в Китае недвусмысленно намекали на очередной успех наших OCR-технологий в Поднебесной. Китайские пользователи неизменно приходят в восторг от распознавания иероглифов программами ABBYY. Об этом свидетельствовали многочисленные демонстрации китайским партнерам наших мобильных продуктов на разных презентациях. Теперь с таким объемом скачиваний становилось понятным, что для наших мобильных приложений открываются новые рынки Китая и других стран (например, Индии или Бразилии, где в силу специфики экономики при старой цене о таком взлёте скачиваний нельзя было даже мечтать; мы не говорим уже о США, ввиду сильнейшей конкуренции на этом рынке).
Должны отметить, что когда акция закончилась, приложение ушло из топа, и количество продаж упало столь же стремительно, как и выросло.
• новых пользователей
• большое количество положительных отзывов
• опыт работы с фичерингом от Apple
• кратковременный рост продаж при условии значительного снижения стоимости приложения
• а самое важное – понимание, на какие рынки далее стоит обратить наше стратегическое внимание.
И здесь основными выводами для нас были следующие:
1. Как правильно сохранить позиции в ТОПах магазина, которые мы так волшебно получили? Очень важно быстро с помощью аналитических систем оценить положение своего приложения в магазине, и какое количество загрузок требуется, чтобы удержать подобные позиции, и так же стремительно реагировать дополнительным привлечением пользователей. Самое время закупить рекламный трафик. Эффект от фичеринга в таком случае может быть продлен. Будучи на высоких позициях в магазине приложение получает много «органических», хороших пользователей, которые выбирают ваш продукт сами и осознанно. При этом удержание позиций, на которые приложение уже забралось, может быть не очень дорогим и однозначно выгодным.
2. Так как фичеринг проходит в нескольких странах, есть возможность оценить платежеспособность аудитории этих стран и, соответственно, степень вашей дальнейшей заинтересованности них. Для этого рассчитываем ARPU (average revenue per user = доход от покупок / количество установок) по каждой стране и оцениваем данный показатель в сравнении со стоимостью привлечения пользователя в этой стране (CPI). Данный подход эффективен и практически ничего не стоит разработчику, чтобы определить дальнейшую стратегию выбора иностранного рынка для продвижения приложения.
3. Фичеринг работает, прежде всего, на узнаваемость приложения, а большое количество скачиваний и положительных отзывов поднимает приложение в общем рейтинге. Прежде всего, этот инструмент интересен для разработчиков, которые хотели бы продвигать свой продукт на другие рынки, так как выход на новые рынки самостоятельно – тема дорогостоящая, хотя и очень интересная, особенно в текущих экономических условиях. С помощью подобных фичерингов Apple/Google приложение может определить перспективные для себя страны, а также какие-то особенности местных потребителей: как используют продукт, платежеспособность, оптимальную цену, востребованность дополнительных платных функций.
Ну и, повторимся, получить приглашение Apple или Google Play на фичеринг – это признание качество вашего продукта со стороны ведущих мировых магазинов мобильных приложений.
Наталья Фролова,
департамент продуктов для мобильных платформ
Каждый разработчик желает знать, как попасть в фичеринг
Сегодня мы затронем тему, которая волнует каждого причастного к разработке приложений под iOS — попадание в подборки магазинов экосистемы Apple. В сентябре прошлого года произошло глобальное обновление App Store, в связи с которым у разработчиков появилось больше шансов привлечь (доброкачественное) внимание администрации, завоевать новую аудиторию, увеличить прибыль, поднять конверсию и просто выйти в тренд.
Типы фичеринга в App Store
Для начала определимся с понятиями. На многих зарубежных ресурсах под фичерингом авторы статей понимают только одну его разновидность, самую труднодоступную – «Приложение/Игра Дня». На деле, Apple помогает разработчикам в продвижении их продуктов несколькими способами, каждый из которых заслуживает внимания.
1. Вкладка Cегодня (Today)
«Каждый визит в App Store теперь начинается с вкладки «Сегодня», где можно узнать всё об играх, приложениях и виртуальной культуре», — говорится на официальном сайте Apple. Сейчас эта вкладка напоминает новостную ленту.
Каждый день в подборке «Сегодня» появляются новые карточки, составленные редакторами Apple, которые охватывают множество игр и приложений. Количество карточек варьируется в зависимости от локализации: к примеру, на маркете в US их 6, в России — 4. Без сомнений, вкладка «Сегодня» является лучшим двигателем для продвижения приложений. У каждой карточки есть своя заявленная тема, название, небольшая история и ссылка для скачивания приложения.
График популярности используемых тем для подборок во вкладке Сегодня (US маркет)
Согласно недавно опубликованному исследованию, самой популярной категорией, которую редакторы App Store из Соединенных Штатов продвигают особенно охотно, являются игры (41%), что неудивительно. 8% приходится на категорию Образование, по 5% взяли Здоровье и Фитнес, Стикеры и Производительность.
Категории Игры и Образование привлекают редакторов App Store больше, чем остальные.
Чтобы попасть во вкладку Сегодня, приложение должно быть по-настоящему классным, в тренде и просто понравиться редактору. По слухам, значительная фора имеется у тех, о ком уже писали крупные ресурсы. Но что же это даст? По официальным данным от Apple, более 70 миллионов уникальных пользователей со всего мира заглядывают в App Store ежедневно. На американский маркет заходит ежедневно около 18-19 миллионов пользователей. Результаты попадания в подборку могут серьезно ошеломить разработчика. Так, по данным исследования Sensor Tower, фичеринг способен увеличить приток новых пользователей на 800%.
Позиции приложений до/после попадания в подборку вкладки Сегодня (бесплатные приложения).
Соответственно, приток новых пользователей гарантирован, равно как и попадание в топ-10 по своей категории. В теории появление в рубрике «Приложение дня» должно увеличить число загрузок на 685%, а в «Игру дня» — на 802%.
Категория игр, по официальным данным, является самой популярной в App Store: на маркете представлено более полумиллиона игровых приложений. Подборки игр и приложений обновляются раз в неделю. Чтобы пользователям было удобнее отыскивать во всем многообразии действительно достойные проекты, редакторы представляют рекомендуемые релизы и обновления, видеоролики лучших тайтлов, топ-чарты и интересные статьи.
Тут можно попасть в разные типы подборок: от выбора редакции с размещением большого баннера наверху страницы, до топа платных и бесплатных приложений в самом низу страницы. Конечно, эффект от всех этих типов продвижения тоже будет разным, и местами весьма неожиданным. К примеру, наши товарищи из App Tractor упоминали в своей статье возможность падения загрузок, зафиксированную сервисом Sensor Tower, после попадания в фичеринг приложения с видео и скриншотами.
3. Вкладка «Приложения»
В iOS 11 приложения и игры оказались вынесены в разные вкладки, что само по себе даёт больше шансов засветиться. Одно из исследований Store Intelligence касалось данной разновидности фичеринга: по их данным, попадание во вкладку «Приложения» может увеличить скачивания на 141% (что показывает сравнение недельных периодов по установкам до/после фичеринга). По аналогии с разделом «Игры», во вкладке «Приложения» размещены большие баннеры избранных вверху страницы, ниже расположены подборки по горящим на текущий момент темам, и в самом низу — топы бесплатных и платных проектов.
Подаем заявку с прицелом на результат
После выхода iOS 11, стала доступна удобная форма связи для подачи заявки на фичеринг. В ней необходимо заполнить все стандартные поля: название приложения, название компании, будет ли заявка на новое приложение или же на обновление существующего, на какие языки локализован интерфейс, бизнес-модель монетизации, а также предполагаемые даты релиза. Администраторы Apple советуют подавать заявку за 6-8 недель до предполагаемого выпуска приложения. Из того, что мы читали об опыте других команд, иногда модераторы связываются с разработчиками после отбора, однако в большинстве случаев никаких оповещений не приходит — приходится проверять подборки вручную или узнавать об успешном исходе уже задним числом, по росту загрузок.
Более детального обзора заслуживают нестандартные поля формы:
Version Highlights: здесь вы перечисляете, что нового и интересного будет в той самой версии, которая отправляется на фичеринг.
Marketing Plans: в этом поле можно рассказать о дальнейших планах развития проекта. Мы сосредоточились на тех возможностях, которые хотим обеспечить в будущих релизах, но, полагаем, что допустимо писать и о других аспектах — например, перспективном партнерстве.
Your Story: этот блок пригодится редакторам в том случае, если ваш продукт выберут для секции «Приложение дня». Это не значит, что написанное вами будет отображаться в App Store: редактор составит свой текст на базе предложенной информации. Соответственно, ваша задача здесь — заинтересовать его, выделиться среди остальных претендентов. Это можно сделать разными способами: рассказать историю компании или проекта, раскрыть свою миссию, расписать, где вы черпали вдохновение — словом, не бойтесь проявлять фантазию.
Поля Version Highlights и Marketing Plans помечены как необязательные к заполнению — вы можете пропустить их и предоставить приложению самому говорить за себя. Мы, однако, не рекомендовали бы такую политику. Очень многое зависит именно от вашей способности донести главные преимущества приложения, показать, чем вы выделяетесь в представленной категории и почему достойны попасть в подборку. Так что лучше использовать предоставленные вам символы на по полной. Кстати, ограничение для поля Your Story — 1000 символов, для полей Version Highlights и Marketing Plans — 2000 символов.
По слухам, администрация App Store питает слабость к тем, кто активно использует новые возможности для разработчиков от Apple или хорошо освоил другие трендовые технологии (блокчейн, ИИ). Откровенно сочинять научную фантастику, пожалуй, все-таки не стоит, однако если вы внедряете или даже планируете внедрить что-то подобное, стоит об этом упомянуть.
Помимо текстовых описаний, App Store позволяет приложить три ссылки на материалы любых других форматов — можно добавить хоть видео, хоть инфографику, хоть многостраничную документацию. Этой возможностью тоже не стоит пренебрегать; как известно, визуальная информация воспринимается и лучше, и охотнее.
Наконец, несколько слов нужно отдельно сказать о Mac Store. Заявка на фичеринг подается по той же форме и по той же ссылке, что и на App Store; единственное отличие — в одном из выпадающих списков нужно будет выбрать платформу MacOS. Опыта попадания в фичеринг здесь, к сожалению, ни у наc, ни у наших знакомых еще не было. Однако в наших ближайших планах значится обновление и продвижение приложений для десктопа — надеемся, что в скором времени нам будет что рассказать и по этому поводу.
Как это было
Итак, теоретическая база прояснена. Теперь перейдем непосредственно к реальным примерам. Дальнейшее повествование основано на опыте разработчиков компании ФинЭко, наших партнеров, с их слов записано верно и ими прочитано. Ребята занимаются разработкой кросс-платформенных финансовых приложений, некоторые из которых недавно были отобраны редакторами Apple для участия в фичеринге.
Чтобы повысить свои шансы попасть в подборку, они подавали заявки на два проекта сразу, оба из категории Финансы. Одним из отобранных проектов стало приложение Мои Доходы и Расходы, предназначенное для контроля личных финансов. Ниша, мягко говоря, обжитая, но разработчики решили сделать акцент на продуманность и тщательную проработку. Первая версия вышла ровно год назад, и за это время был значительно улучшен интерфейс и расширен спектр возможных операций. Активное общение в комментариях (спасибо iOS 11) позволило лучше понять аудиторию, их запросы и доработать изначальный функционал до того, что действительно необходимо пользователю. Заявку на это приложение они подали за три недели до намеченного обновления.
По совету модераторов в личной переписке, поля заполнялись на английском языке, хотя команда ориентировалась прежде всего на российскую аудиторию. В перечисленных выше блоках делался акцент на все, что выделяет приложение среди аналогов — быстрота действий, интуитивность проведения операций и наглядное отображение результатов. В поле Marketing рассказали о дальнейших планах по автоматизации и распознаванию разных типов информации, попытались показать логическую связь между миссией, завяленной в Your story, и новыми возможностями, чтобы последние не выглядели приписанными просто для красоты.
Заявку на продвижение второго проекта команда отправила за несколько дней до обновления. Дело было еще до принятия закона о повышении пенсионного возраста, однако Моя Пенсия — приложение для расчета пенсионных накоплений и отслеживания сбережений — оказалось на злобу дня уже и тогда. Вероятно, именно остросоциальная тематика помогла продукту так быстро привлечь внимание модераторов. Ровно в обозначенную в заявке дату он попал в подборку вкладки «Сегодня» российского маркета. Как уже было сказано, лента новостей обновляется ежедневно, но данная подборка еще висела 7 дней в разделе Приложения.
В случае с первым приложением пришлось проявить чуть больше терпения — оно было отобрано для вкладки «Сегодня» только неделю спустя. Все это время команда старательно отслеживала показатели через встроенную систему аналитики в appstoreconnect, на App Annie и непосредственно на самом маркете. Когда счастливый миг наконец наступил, это стало очевидно с первого же взгляда.
Данные приложения «Моя Пенсия», 18 апреля произошел рост просмотра страницы продукта и установок.
В целом и общем, те приблизительные цифры, которые мы цитировали в первой части статьи, не были преувеличенными. Установки приложений взлетели настолько, что обещанные 800% оказалась вполне достижимым рубежом. В среднем каждый день пребывания в подборке давал увеличение показателей просмотра страницы и установок в 20 раз.
Попадание в фичеринг, вкладка Сегодня, 26 апреля 2018, Мои Доходы и Расходы
Неделя до и после попадания в фичеринг. Мои Доходы и Расходы