фарз в исламе это что такое
Фарз в исламе это что такое
«Вера в Бога Единого заложена в каждом ребенке отроду, и только родители делают его иудеем, христианином или язычником». // хадис от Абу Хурейра // Сахих аль-Бухари
«Поистине, Аллах любит мягкость (доброту) в каждом деле». // хадис от Аиши // Бухари и Муслим
«У верующего есть шесть особых обязательств (по отношению к другому) верующему: он навещает его во время его болезни, присутствует на его похоронах, отзывается на его приглашение, приветствует его при встрече, желает ему благого, и искренен (сердечен) по отношению к нему в его присутствии и отсутствии». // хадис от Абу Хурайры // Бухари и Муслим
«Всевышний Аллах смотрит не на вашу внешность и состояние, а на ваши сердца и поступки». // хадис от Умара бин аль-Хаттаба // Сахих аль-Бухари
«Поистине, мягкость, в чем бы она ни выражалась, украшает, а ее отсутствие, в чем бы оно ни выражалось, поистине очерняет (порочит)». // хадис от Аиши // Муслим
«Кто призывает делать добро, тому – награда, подобная награде того, кто его делает». // хадис от Абу Мас‘уда Укбы // Муслим
«Не сообщить ли вам, кому запрещен Ад? Запрещен он каждому, кто близок (к людям), снисходителен, мягок, прост (в общении)». // хадис от Абдуллаха ибн Мас‘уда // Тирмизи
«То достоинство, за которое большинство людей войдут в Рай, это их набожность и хороший тон поведения». // хадис от Абу Хурейра // Ат-Тирмизи
«Не пренебрегай ничем из одобряемого, хотя бы тем, чтобы встретить своего брата с радушным лицом». // хадис от Абу Зарра Джундаба // Муслим
«Лучшим из людей является тот верующий, который дерзает на Господнем промысле всей своей жизнью и всем своим добром». // хадис от Абу Сайда аль-Кудри // Бухари и Муслим
«Улаживайте разногласия между мусульманами, так как злоба между ними губительна». // хадис от Абу ад-Дарда
«Если ты испытываешь чувство любви к своему брату, поспеши сказать ему об этом». // хадис от Абу Каримы // Абу Дауд и Тирмизи
Как соотносятся между собой фарз, ваджиб и суннат?
Как соотносятся между собой фарз, ваджиб и суннат?
Фарз – это обязательная для исполнения религиозная обязанность, по поводу которой имеется твердо установленное повеление. В качестве примеров фарза можем привести повеления совершать намаз, соблюдать ураза и платить закят.
Фарз имеет две разновидности: фарз айн и фарз кифая.
Если фарз кифая никем не будет исполнен, то за это будут ответственны все находящиеся там мусульмане. К примеру, если на приветствие, обращенное к группе людей, никто из них не ответит, будет виноват каждый из этой группы. Но если один человек ответит на приветствие, то все остальные освобождаются от такой обязанности.
За исполнение фарза человек получит воздаяние, а за оставление фарза без уважительной причины в ахирате ждет наказание. Человек, отрицающий один из фарзов, перестает быть мусульманином.
Ваджиб – это обязанность, исполнение которой хотя и не настолько категорично, как фарза, но опирается на серьезный религиозный довод и является долгом каждого мусульманина. К примеру, в ханафитском мазхабе ваджибом является принесение курбана, чтение витр и праздничных намазов.
За исполнение ваджиба, также как и за исполнение фарза, есть воздаяние, а за его оставление человека ожидают мучения. Человек, отрицающий ваджиб, не выйдет из религии, но окажется в заблуждении.
Только в ханафитском мазхабе между фарзом и суннатом есть отдельная ступень ваджиба. В других мазхабах нет такой отдельной от фарза степени обязательного, как ваджиб. Согласно этим мазхабам, фарз и ваджиб – это одно и то же. Если какой-то вид поклонения не является фарзом, то является суннатом. Например, фитр-садака по ханафитскому мазхабу является ваджибом, а по остальным трем мазхабам – фарзом.
Суннат – это те не обязательные, но желательные действия, исполнения которых исламская религия ждет от своих приверженцев. Исполняющий их удостаивается похвалы и заслуживает воздаяния, а кто оставляет, тот осуждается, но не будет наказан. Тот, кто не исполняет эти действия, может заслужить осуждение со стороны досточтимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ханафиты разделили суннат на три группы:
В других мазхабах суннат имеет и такие названия как мандуб, нафиля, мустахаб, тетавву, ихсан и хасен. Выбирая точку зрения этих мазхабов, Ибн-и Абидин говорил следующее:
«Мандуб, мустахаб, нафиля и тетавву не различаются между собой. Оставление их нежелательно. В случае их оставления, осуждение будет несомненным». (Ибн-и Абидин, I/115)
А теперь поговорим о важности следования суннату и о вреде его оставления. Как известно, следование сунне является благим делом. Особенно в наше время, когда распространяются вредные новшества, а в умме появляются раздоры, следование сунне имеет еще большее значение. В такие времена одним только следованием сунне можно заслужить тысячи воздаяний.
Высшая цель мусульман – заслужить довольство Аллаха. Среди всех путей, ведущих к довольству Аллаха, самым коротким, надежным и приемлемым является путь, который указал и по которому следовал наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Любить досточтимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и следовать ему – вот единственный путь, который приведет нас к довольству Аллаха. В одном аяти-кариме Всевышний Аллах благоволит:
Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». (Ал-и Имран, 3:31)
А в другом аяте наш Господь говорит:
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха». (Ахзаб, 33:21)
Да, каждая проблема, нашедшая свое решение в сунне, играет роль компаса или фонаря на темном и опасном пути. Каждое действие нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является лучшим руководством для следования и повторения. Даже в его самых обычных повседневных делах заключаются глубокий смысл и большая польза для человеческой жизни. Следуя сунне, верующий и сам не сойдет с прямого пути, и других не введет в заблуждение. В одном хадис-шарифе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, так высказазался по этому поводу:
«О, люди! Оставляю вам две вещи. Если будете их крепко держаться, никогда не войдете в заблуждение. Это – книга Аллаха и сунна Его посланника». (Имам Малик)
Как видим, жизнь согласно сунне имеет большое значение. По этой причине, проведение своей жизни в полном соответствии с сунной каждый мусульманин должен воспринимать, как свою главную обязанность.
Внесение изменений в сунну, являющуюся одной из двух великих достояний мусульман, является вредным новшеством, заблуждением и большой ошибкой. Сознательно оставивший сунну лишится шафаата, заступничества Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который не станет просить за него у Аллаха Тааля прощения грехов и недостатков.
Фард в исламе: обязанности верующих
Фард (фарз) – действия и поступки, которые обязательны для выполнения людьми. Как правило, указания на обязательность того или иного деяния содержатся в Священном Коране, а также в достоверных хадисах.
За соблюдение фарда верующий обретает большую награду, а за его оставление – большой грех. Кроме того, если человек не только не выполняет, но и отрицает необходимость его выполнения, то в таких случаях, по мнению большинства учёных, он впадает в неверие.
Виды фарда
В исламском праве выделяется два вида фарда: индивидуальный (айн) и коллективный (кифая).
Индивидуальный фард – действия, которые обязан совершать каждый мусульманин. Такие деяния человек должен выполнять только за себя, так как фардуль-айн – личная обязанность перед Всевышним. Но при этом существует исключительная практика, когда люди, располагающие материальными средствами, могут совершить, например, паломничество за своих родственников, которые не смогли по тем или иным причинам отправиться в хадж. Но это возможно только в том случае, если мусульманин до этого уже совершил хадж за себя.
Коллективный фард – действия, которые возлагаются на мусульманскую общину в целом. Если один мусульман уже совершил фардуль-кифая, то с других эта обязанность снимается. Однако награду за совершение такого фарда получает только выполнивший его верующий. Если же коллективный фард не совершит ни один мусульманин, то грех запишется всем. Например, к числу коллективного фарда относится заучивание Корана наизусть. Пока в нашем обществе есть хафизы Благородного Писания, то со всех остальных мусульман эта обязанность снимается, но при этом саваб записывается только знатокам Корана.
Бывают такие ситуации, при которых коллективный фард становится индивидуальным. Например, забота и уход за больными людьми в исламе относится к категории фардуль-кифая. Но если в населённом пункте есть только один врач, который может заниматься лечением, то для него эта обязанность становится индивидуальной. Если же спустя некоторое время в этом селении появится ещё один доктор, то тогда лечение станет вновь коллективной обязанностью.
Приоритет одних обязанностей в исламе над другими
Нередко мы сталкиваемся с тем, что совершение одних наших обязанностей противоречит остальным. Например, мы обязаны поститься в месяц Рамазан, но при этом не должны вредить своему организму. В этой ситуации налицо столкновение обязанности по отношению к Аллаху, то есть пост, и обязанности по отношению к себе и обществу, то есть здоровье. Как правило, в таких случаях наиболее приоритетным выглядит фард по отношению к обществу, так как его невыполнение способно нанести ущерб, в то время как оставление фарда перед Всевышним вреда не наносит. Но это только в тех ситуациях, когда существует подобное противоречие.
Отличия фарза от ваджиба
В Шариате существует ещё одна категория действий, которые мусульманин обязан выполнять – это ваджиб (необходимые). Примерами таких действий могут служить совершение праздничной молитвы и витр-намаза (по ханафитскому мазхабу). За оставление как ваджиба, так и фарда человеку записывается грех, но за ваджиб – в меньшей степени. Кроме того, за отрицание обязательных деяний человек впадает в неверие, в то время как за отрицание необходимых человеку просто записывается грех. К тому же за совершение фарда награда больше, нежели за выполнение ваджиба.
Кто не обязан выполнять фард
1. Люди, не исповедующие ислам
Фард становится обязательным только для мусульман, но это вовсе не означает, что иноверцы или атеисты не будут нести ответственность за пропущенные намазы или пост. Если же человек исповедует ислам не с детства, а, например, стал верующим в 30 лет, то пропущенные фарды ему восполнять не нужно. В Священном Писании сказано:
«Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» (8:38)
Исключением из этого правила являются вероотступники – люди, которые были мусульманами, затем отреклись от религии, а после вновь вернулись к ней. В данной ситуации человеку придётся восполнить все пропущенные фарды, которые он оставлял в период неверия.
Фард обязателен только для совершеннолетних, но по исламу, а не официальному законодательству. Подтверждением тому служит хадис: «Поступки троих не засчитываются: юноши, который не достиг совершеннолетия, спящего и душевнобольного» (Тирмизи). Совершеннолетие у молодого человека наступает в тот момент, когда у него появляется поллюция – непроизвольное выделение семени, как правило, происходящее во сне. Если же поллюции нет, то он считается дееспособным с 15-летнего возраста. Что же касается девочек, то у них совершеннолетие наступает с появлением менструации, а если её нет – то также с 15-летнего возраста.
Фард обязателен только для разумных людей. Если человек душевнобольной, то ему не следует выполнять предписания Всевышнего до тех пор, пока он, по Его воле, не станет полноценным. Если же верующий временно пребывает в неадекватном состоянии не по своей вине, например, если выпил алкоголь, не зная об этом, то он так же освобождается от выполнения фарда до того, пока не придёт в себя. В данном случае пропущенные фарды восполнять не нужно. Если же человек опьянел по своей вине, то все оставленные намазы ему нужно будет восполнить.
4. Женщины, пребывающие в состоянии ритуального осквернения
Четвёртой категорией людей, которые освобождаются от всех видов фарда, считаются женщины во время менструации или послеродовых кровотечений. (Об этом более подробно Вы можете прочитать здесь ).
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Фарз в исламе это что такое
Фард (араб. فرض) — ритуальные нормы (пятикратная молитва-намаз, пост в месяц Рамадан и т. д.), выполнение которых строго обязательно для каждого мусульманина/мусульманки. По мнению большинства ученых, понятия «фард» и «ваджиб» имеют одинаковое значение.
По мнению ханафитов, фардом обозначается такое строго обязательное предписание, обязательность которого подтверждается на основе имеющейся неопровержимой и однозначной аргументации в канонических источниках.
Также, по мнению ханафитов, понятия «фард» и «ваджиб» различаются между собой. Разница между ними заключается в том, что последнее имеет менее выраженную аргументацию. Кроме этого, человек, отрицающий фард, впадает в неверие (куфр) и выходит из веры, а отрицающий ваджиб всего лишь совершает грех, но из веры не выходит.
Понятие «фард» учеными-богословами поделено на два вида: индивидуальный (фард аль-‘айн) и коллективный (фард аль-кифая).
Индивидуальной фард (араб. فرض العين) — строгое предписание для каждого верующего человека, например, совершение обязательной молитвы-намаза.
Коллективный фард (араб. فرض الكفاية) — общая обязанность всех верующих людей той или иной местности, например, совершение заупокойной молитвы. В последнем случае достаточно, если лишь часть верующих людей выполнит его.
В том случае, если индивидуальный и коллективный фард возникнут одновременно и совпадут (например, обязательная молитва и заупокойная), то, по мнению некоторых ученых-богословов, если будет иметься достаточное количество времени, то сначала следует выполнить коллективный, а уже потом индивидуальный фард. Если же время не будет позволять, то сначала следует выполнить индивидуальный, а уже потом коллективный.
Вовремя не выполненный какой-либо индивидуальный фард (фард аль-‘айн) должен быть как можно быстрее восполнен, ведь его невыполнение является грехом, за который придется отвечать пред Богом в День Суда[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Фард // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 32. С. 95–97.
Первый фарз-намаз, совершённый Пророком ﷺ
На сегодняшний день редко встретишь человека, который не знает, что на мусульман возлагается обязанность совершать пятикратный намаз. Намаз – это второй столп Ислама после произнесения шахады.
Намаз играет одну из решающих ролей в жизни мусульманина. В благородном хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится:
الصَّلاةُ عِمادُ الدِّينِ
«Намаз – опора религии». (Байхаки)
О достоинствах намаза передано очень много хадисов. Также в хадисах сказано о наказании, которое уготовано тому, кто оставит намаз без уважительной на то причины. Об этом и другом можно прочитать в книгах.
Но какой же намаз был совершён первым? Можно конечно предположить, что утренний, так как утро – начало дня. Но дело обстоит совсем иначе.
История первого намаза, бесспорно, связана с перенесением Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Иерусалим, в Масжид Аль-Акса, и вознесением на небеса (Аль-Исра ва-ль-Ми‘радж), так как в эту ночь был вменён в обязанность пятикратный намаз.
После того как на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) была возложена обязанность совершения пятикратного намаза, он под утро вернулся домой. И первым фарз-намазом, совершённым Пророком (мир ему и благословение Аллаха), был обеденный намаз (зухр).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил этот намаз после того как Джибриль (мир ему) обучил его намазу и указал сроки всех намазов в том порядке, который нам сегодня известен.
Об этом свидетельствует хадис, который приводит Абу Давуд в своём сборнике хадисов «Сунан».
От Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أَمَّنِي جِبريلُ عندَ البَيْتِ مَرَّتَيْنِ فصَلَّى بِيَ الظُّهْرَ حِينَ زالَتِ الشّمْسُ وكانتْ قَدْرَ الشِّراكِ
«Джибриль (мир ему) будучи имамом, совершал со мной намаз у Каабы два раза. И он совершил со мной полуденную молитву (зухр), когда солнце перешло в зенит, и тень в зените была размером с ремешок сандалий». (Абу Дауд, 393; Тирмизи, 149)
Так почему же Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершил утренний намаз, ведь намаз был вменён в обязанность ещё ночью? В этом вопросе учёные разошлись во мнениях и высказали различные версии.
Большинство учёных утверждают, что утренний намаз не был совершён по причине того, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не был осведомлён о способе и времени совершения намаза, поэтому утренний намаз того дня не стал для Пророка (мир ему и благословение Аллаха) обязательным.
Это мнение подкрепляется ещё и тем, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не возместил тот утренний намаз, как он это сделал в день битвы Хандак.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Султан Алигаджиев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.