фарс это простыми словами что такое
Значение слова «фарс»
1. Вид средневекового (14—16 вв.) западноевропейского народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера.
2. В театре 19—20 вв. комедия-водевиль легкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приемами. «Ябеда» ни больше ни меньше как фарс, написанный языком варварским. Белинский, Литературные мечтания. Намечается план легкой комедии, нечто вроде любовного тонкого фарса. Куприн, Интервью. || Манера актерской игры или сценического представление, основанная на грубом шутовстве. Вы никогда не прибегали к фарсу, чтобы вызвать у зрителя пустой и бесплодный смех. А. Островский, Речь на обеде в честь артиста А. Е. Мартынова.
3. Грубая шутка, шутовская выходка. Вы смеетесь, читатели? моя выходка вам кажется фарсом, плоскою шуткою? Белинский, Педант.
4. перен. Нечто лицемерное, циничное и лживое. — Словом, страшная трагедия суда превращена в жалкий фарс, — с горечью промолвил Сергей Владимирович. Степанов, Семья Звонаревых.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространённый в XIV—XVI веках в западноевропейских странах. Созрев внутри мистерии, фарс в XV веке обретает свою независимость, а в следующем столетии становится господствующим жанром в театре и литературе. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде.
Основной стихией фарса являлась не сознательная политическая сатира, а непринуждённое и беззаботное изображение городского быта со всеми его скандальными происшествиями, непристойностью, грубостью и весельем. Во французском фарсе часто варьировалась тема скандала между супругами.
В современном русском языке фарсом обычно называют профанацию, имитацию какого-либо процесса, например судебного.
ФАРС, а, м., и (устар.) ФА’РСА, ы, ж. [фр. farce]. 1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., театр.). Театр комедии и фарса. 2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц.). В большинстве капиталистических государств т. наз. «свободные» выборы превратились в жалкий фарс. 3. Грубая шутка, шутовская выходка (разг. устар.). Всех рассмешит надутой речью, гримасой, фарсой площадной. Лермонтов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. искусств. вид средневекового западноевропейского народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера
2. искусств. в театре XIX–XX вв. — комедия лёгкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приёмами ◆ Я не мог дождаться конца всех фарс, хотя они мне и не наскучили. Во многих узнавал я черты народные, и Гогарт полюбовался сим балетом А. И. Тургенев, «Дневник 1825-26/14», 1825 г. (цитата из Викитеки)
3. перен. грубая шутка, шутовская выходка
1. река в России, левый приток Лаба ◆ Фарс — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дополна — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова фарс
Словарь Ушакова
фарс, фарса, муж., и (устар.) фарса, фарсы, жен. (франц. farce).
1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., театр.). Театр комедии и фарса.
2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц.). В большинстве капиталистических государств т.н. «свободные» выборы превратились в жалкий фарс.
Словарь Ожегова
ФАРС, а, м.
1. Театральная пьеса лёгкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами.
2. перен. Нечто лицемерное, циничное. Грубый ф.
| прил. фарсовый, ая, ое (к 1 знач.).
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. фарсы мн. франц. шутка, забавная шалость, смешная выходка шутника. Фарсить, ломаться, дурачиться, передразнивать, смешить, выкидывать шутки или штуки. Фарсун, фарсунья, кто фарсит, выкидывает фарсы.
Энциклопедический словарь
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
, а, м.; ФАРСА, ы, ж.
1. Театральная пьеса легкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами.
2. Нечто лицемерное, циничное и лживое; шутка, насмешка.
* ► [Репетилов:] Вот фарсы мне как часто были петы, Что пустомеля я, что глуп, что суевер. // Грибоедов. Горе от ума //; Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвращенным фарсом. // Лермонтов. Герой нашего времени //; Бывало, в деле, под картечью Всех рассмешит надутой речью, Гримасой, фарсой площадной иль неподдельной остротой. // Лермонтов. Тамбовская казначейша // *
Словарь антонимов русского языка
Культурология. Словарь-справочник
1) вид средневекового западно-европейского театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (XIV – XVI вв.);
2) в театре XIX – XX вв. – комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
(от лат. farcio — начинаю) — самый популярный жанр средневековой драмы. Это небольшие комические пьесы бытового содержания, близкие по тематике и идейной направленности фаблио. Ф. возник, видимо, в XIII в. и расцвел накануне Возрождения. Это жанр типично гор. литературы; именно гор. жизнь с ее своеобразной спецификой наполнила его сюжетами, темами, образами и создала благоприятные условия для расцвета ф. Писался для широких кругов горожан, отражал их интересы и вкусы (представители др. сословий, в первую очередь дворяне и крестьяне, изображаются в ф. не очень часто). Ф. оперирует не индивидуальными характерами, а готовыми типами — масками. Таковы плут-монах, шарлатан-врач, глупый муж, сварливая и неверная жена и т.д. В ф. обличается корыстолюбие богатых горожан, высмеиваются индульгенции, разоблачается разврат монахов, клеймятся феод, войны и т.д. Наибольшую известность получили фр. фарсы XV в.: «Лохань», «Адвокат Пателен» и др. Жанр ф. оказал большое влияние на развитие за-падноевроп. театра, особенно на комедии Мольера и ит. комедии дель арте и др.
Лит.: Михальчи Д. Фарсы об адвокате Пателене // Три фарса об адвокате Пателене. М., 1951; Средневековые французские фарсы. М., 1981.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
1) (франц. farce) — одна из форм комического, проявляющаяся в шутовских выходках, грубых шутках.
Рб: Эстетические категории в литературе
Жанр: пародия, фарс 2
Асс: буффонада, гипербола, гротеск
* «Приемами фарса широко пользовались Ж.Б. Мольер, особенно в комедиях-балетах, В. Шекспир (фарсовые влияния сказались даже в его трагедиях, например, в знаменитой сцене могильщиков в «Гамлете»), русские драматурги В.В. Капнист («Ябеда»), Н.В. Гоголь, А.В. Сухово-Кобылин (комедия-шутка «Смерть Тарелкина»), В.В. Маяковский и др.» (Краткий словарь по эстетике). *
2) — комедия легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.
Рб: Роды и жанры литературы
Асс: Буффонада, Гротеск
* «Прогрессивная роль комедии в развитии человеческого сознания неизмерима. Даже площадной фарс, где пройдошливый плебей поочередно лупил палкой полицейского, купца и щеголя, снимал у людей с глаз шоры, мешавшие им увидеть ни-чтожество сильных, богатых и знатных» (С.С. Наровчатов).
«Полные неподдельного остроумия, забавных положений, содержащие много метких народных оборотов, фарсы всегда привлекали демократического зрителя» (А.Ф. Головенченко). *
Топонимический словарь Кавказа
река в республике Адыгея левый приток Лабы; берет начало из пещеры Гаврышева (северные склоны ск. Галкина (1121 м)), впадает в Лабу в районе а. Пшизов. В более раннее время Фарс был известен под именем Сосурукай (имя нартского героя), также называлась Махошеевская деревня – центр всего махошеевского племени. В адыгском языке встречаются слова ифэрзагъ, къифэрзагъ – «вкатился», «влетел». Согласно другой версии, гидроним имеет иранскую основу, где фарс переводится, как «сторона»; река с таким же названием есть и в Иране. В арабском языке Фарз, означает обязательное религиозное предписание, обязанность.
Словари
110 фарс
1. Вид западноевропейского народного театра и западноевропейской литературы бытового комедийно-сатирического характера (в эпоху Средневековья).
Игра актёра, при которой комический эффект достигается лишь внешними приёмами, а также внешние приёмы, с помощью которых достигается комизм.
Нечто лицемерное, циничное, лживое.
Грубая шутка, шутовская выходка.
ФАРС, фарса, муж., и (устар.) ФАРСА, фарсы, жен. (франц. farce).
1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., театр.). Театр комедии и фарса.
2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц.). В большинстве капиталистических государств т.н. «свободные» выборы превратились в жалкий фарс.
3. Грубая шутка, шутовская выходка (разг. устар.). «Всех рассмешит надутой речью, гримасой, фарсой площадной.» Лермонтов.
1. Театральная пьеса лёгкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами.
2. перен. Нечто лицемерное, циничное. Грубый ф.
ученый-педант. Полный неподдельного остроумия, забавных положений, содержащий много метких народных оборотов, фарс всегда привлекал демократического зрителя. Приемами фарса широко пользовлись Шекспир, Мольер, Сервантес, Лопе де Вега, Карло Гольдони. Приемы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде.
1) Вид средневекового народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера в западноевропейских странах.
Театр открыт. Мольеровым фарсом (Фонвизин).
2) В театре XIX-XX вв. комедия-водевиль легкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приемами.
Намечается план легкой комедии, нечто вроде любовного тонкого фарса (Куприн).
3) Манера актерской игры или сценического представления, основанная на грубом шутовстве.
Вы никогда не прибегали к фарсу, чтобы вызвать у зрителя пустой и бесплодный смех (А. Островский).
фигля́рство (разг.), шутовство́
4) Грубая шутка, шутовская выходка.
Вы смеетесь, читатели? моя выходка вам кажется фарсом, плоскою шуткою (Белинский).
5) перен. Нечто лицемерное, циничное и лживое.
Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, представляющее собой комедию-водевиль игривого содержания, построенную на внешних комических эффектах.
Представление игривого содержания, построенное на внешних комических эффектах, комедия-водевиль.
Артисты исполнили средневековый французский фарс.
1. Вид средневекового западноевропейского народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера.
2. В театре 19-20 вв.: комедия или водевиль лёгкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приёмами. Пустой ф. Любовный ф. // Манера актёрской игры или сценического представления, основанная на грубом шутовстве. Пускаться в ф. Прибегать к фарсу.
3. Грубая шутка, шутовская выходка. Выкидывать, разыгрывать ф. Жестокий ф. Плоский ф. Глупый ф. Грубый ф.
4. Нечто лицемерное, циничное и лживое. Превращать трагедию в жалкий ф.
1. Вид средневекового западноевропейского народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера.
2. В театре 19-20 вв.: комедия или водевиль лёгкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приёмами. Пустой ф. Любовный ф. // Манера актёрской игры или сценического представления, основанная на грубом шутовстве. Пускаться в ф. Прибегать к фарсу.
3. Грубая шутка, шутовская выходка. Выкидывать, разыгрывать ф. Жестокий ф. Плоский ф. Глупый ф. Грубый ф.
4. Нечто лицемерное, циничное и лживое. Превращать трагедию в жалкий ф.
2) В театре XIX-XX вв. комедия-водевиль лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.
2)] В театре 19-20 вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.
1. Вид средневекового (14-16 вв.) западноевропейского народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера.
2. В театре 19-20 вв. комедия-водевиль легкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приемами.
«Ябеда» ни больше ни меньше как фарс, написанный языком варварским. Белинский, Литературные мечтания.
Намечается план легкой комедии, нечто вроде любовного тонкого фарса. Куприн, Интервью.
Манера актерской игры или сценического представление, основанная на грубом шутовстве.
Вы никогда не прибегали к фарсу, чтобы вызвать у зрителя пустой и бесплодный смех. А. Островский, Речь на обеде в честь артиста А. Е. Мартынова.
3. Грубая шутка, шутовская выходка.
Вы смеетесь, читатели? моя выходка вам кажется фарсом, плоскою шуткою? Белинский, Педант.
Нечто лицемерное, циничное и лживое.
1. Театральная пьеса легкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами.
2. Нечто лицемерное, циничное и лживое; шутка, насмешка.
► [Репетилов:] Вот фарсы мне как часто были петы, Что пустомеля я, что глуп, что суевер. // Грибоедов. Горе от ума //; Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвращенным фарсом. // Лермонтов. Герой нашего времени //; Бывало, в деле, под картечью Всех рассмешит надутой речью, Гримасой, фарсой площадной иль неподдельной остротой. // Лермонтов. Тамбовская казначейша //
фарс, м. и устарелое фа́рса, ж. В современном языке устарелый вариант фа́рса употр. обычно при стилизации.
фа́рс, фа́рсы, фа́рса, фа́рсов, фа́рсу, фа́рсам, фа́рсом, фа́рсами, фа́рсе, фа́рсах
сущ., кол-во синонимов: 23
Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где farce «фарс» < «начинка, смесь» восходит к лат. farcire «начинять, наполнять». См. фарш.
— устар. Уловки. Быв предупрежден Удушьевым, Аглаев видел теперь все фарсы, и никак не могли вовлечь его в в <карточную игру> банк. Бегичев Сем. Холмских 5 114.
ФАРС (фр. farce). Небольшое драматическое произведете в комическом, большею частью, банальном духе, комическая пьеса. 2) смешная выходка, забавная шалость.
— Водевиль грубоватого содержания.
— Театральная пьеса лёгкого содержания.
— Какой жанр древнегреческого театра получил своё наименования от блюда?
— Роман Курта Воннегута «. или Долой одиночество».
— Историческая область на юге Ирана.
1) вид средневекового западноевропейского (преимущественно французского) народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (14-16 вв.). Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте (см. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ) и др.
2) В театре 19-20 вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.
Ср. Если опять (в письме) какой-нибудь глупый фарс? Зачем же его огорчать? Зачем попусту тревожить?
Лесков. Обойденные. 3, 1.
Ср. Farce, шутка (начинка).
фарс-мисте/рия, фа/рса-мисте/рии, м.
Добродетельный, с широкой душой.
— Индийский царь из поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Фа́рса́л (Фарсала), город в Греции, южнее г. Лариса. 6 июня 48 до н. э. войска Юлия Цезаря около Фарсала разгромили войска Гнея Помпея.
Силы Помпея, состоявшие из опытных римских воинов (около 45 тыс. пехоты и 7 тыс. конницы), значительно превосходили войско Цезаря (22 тыс. пехоты и 1 тыс. всадников). Сразу после высадки своих войск в Фессалии Цезарь едва не был полностью разгромлен, и только недальновидность Помпея, прекратившего преследование бегущих солдат Цезаря, спасла его от полного разгрома. В поисках продовольствия Цезарь решил уйти вглубь страны, в цветущие районы Фессалии. Здесь ему удалось в один день захватить почти неприступную крепость Гомф и тем самым восстановить боеспособность войска. Помпей, совершенно убежденный в своей победе, следовал за ним.
Цезарь остановился лагерем в равнине возле города Фарсал, весьма удобной для сражения малыми силами. Несмотря на незначительность своих сил, он был заинтересован в немедленном сражении, так как снабжение войска на вражеской территории в непосредственной близости сильного противника было почти невозможно. Военачальник Лабиен и другие убеждали Помпея, что от прежних легионов Цезаря осталась лишь жалкая горстка, в основном новобранцев. Многие из приближенных Помпея уже распределяли между собой места консулов и преторов. Уверившись в своем превосходстве, Помпей решил дать генеральное сражение. Цезарь, дабы его воины не надеялись на отступление в лагерь в случае поражения, приказал срыть укрепления, оставив для охраны лагеря 4 тыс. престарелых воинов.
На рассвете 9 августа оба войска были выстроены в прямую линию, разделенную на три отряда; конница располагалась на флангах. Помпей оставался в лагере. Цезарь, как обычно, командовал на фланге 10-м легионом. Заметив это, Помпей приказал сосредоточить на этом направлении основные силы своей конницы, состоящей из юношей аристократических семей. Цезарь, в свою очередь, поставил здесь в засаде 3 тыс. опытных воинов, приказав им при подходе конницы метать копья, направляя их в лоб всадников. Расчет был верен, юные аристократы особенно опасались за свою внешность.
Помпей рассчитывал с помощью превосходящей конницы окружить противника, однако удары отряда из засады привели всадников в замешательство, а затем обратили в беспорядочное бегство. 10-й легион начал окружать фланг Помпея и с разбега сломил линию обороны фаланги противника. Отступление левого крыла войска послужило сигналом к бегству для союзных Помпею войск, почти не участвовавших в сражении. Затем начало отступать и правое крыло; видя это, Помпей бежал в лагерь. Между тем, Цезарь преследовал лишь союзные войска Помпея, к италийцам же послал глашатаев, обещавших неприкосновенность согражданам. Те толпами стали переходить на сторону Цезаря. К концу дня войска Цезаря подступили к лагерю Помпея, который бежал сначала в город Ларису, а затем морем в Египет, где вскоре был предательски убит, а голова его впоследствии была выдана Цезарю. Из сторонников Помпея в сражении погибло около 6 тыс. италийцев, не считая многочисленных союзников; потери Цезаря были незначительны. Победа Цезаря была полной. Он стал единоличным правителем Рима.
Фарс это простыми словами что такое
Смотреть что такое «ФАРС» в других словарях:
фарс — фарс, а … Русское словесное ударение
фарсёр — фарсёр … Русское словесное ударение
фарс — фарс, а … Русский орфографический словарь
фарсёр — фарсёр, а … Русский орфографический словарь
фарсёр — фарсёр … Словарь употребления буквы Ё
фарс — фарс/ … Морфемно-орфографический словарь
Фарс — (франц. farce, латин. farsa) один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр.), позже эти вставки стали обычны в… … Литературная энциклопедия
фарсёр — фарсёр, фарсёры, фарсёра, фарсёров, фарсёру, фарсёрам, фарсёра, фарсёров, фарсёром, фарсёрами, фарсёре, фарсёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
фарс — а, м. farce f. 1. Связанная с народной традицией комедия XIV XVI вв. сатирического, бытового или иного содержания с широким использованием внешнего комизма; представление такой комедии на сцене. БАС 1. Давались смешные сценки фарсы, в которых… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Фарс — ФАРС. Герой каждого драматического произведения, охваченный единым, цельным стремлением, страстью, наталкиваясь на противоборство окружающей среды, неизбежно нарушает нормы, обычаи и привычки этой среды. Герои комедии нарушают социально… … Словарь литературных терминов
ФАРС — (фр. farce). Небольшое драматическое произведете в комическом, большею частью, банальном духе, комическая пьеса. 2) смешная выходка, забавная шалость. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАРС в широком… … Словарь иностранных слов русского языка
Фарс это простыми словами что такое
Смотреть что такое «ФАРС» в других словарях:
фарс — фарс, а … Русское словесное ударение
фарсёр — фарсёр … Русское словесное ударение
фарс — фарс, а … Русский орфографический словарь
фарсёр — фарсёр, а … Русский орфографический словарь
фарсёр — фарсёр … Словарь употребления буквы Ё
фарс — фарс/ … Морфемно-орфографический словарь
Фарс — (франц. farce, латин. farsa) один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр.), позже эти вставки стали обычны в… … Литературная энциклопедия
фарсёр — фарсёр, фарсёры, фарсёра, фарсёров, фарсёру, фарсёрам, фарсёра, фарсёров, фарсёром, фарсёрами, фарсёре, фарсёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
фарс — а, м. farce f. 1. Связанная с народной традицией комедия XIV XVI вв. сатирического, бытового или иного содержания с широким использованием внешнего комизма; представление такой комедии на сцене. БАС 1. Давались смешные сценки фарсы, в которых… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Фарс — ФАРС. Герой каждого драматического произведения, охваченный единым, цельным стремлением, страстью, наталкиваясь на противоборство окружающей среды, неизбежно нарушает нормы, обычаи и привычки этой среды. Герои комедии нарушают социально… … Словарь литературных терминов
ФАРС — (фр. farce). Небольшое драматическое произведете в комическом, большею частью, банальном духе, комическая пьеса. 2) смешная выходка, забавная шалость. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАРС в широком… … Словарь иностранных слов русского языка