фам фаталь что это значит
Роковая женщина: что значит это понятие
Роковая – это такая женщина, которая в буквальном смысле слова притягивает мужчин, способна кардинально влиять на их решения и уклад жизни, это та кто заставляет совершать безумные поступки. Ее поведение эпатирует, интригует и будоражит. Один случайно брошенный взгляд заставляет сердце биться учащенно. Встреча с ней предвещает опасность, что не останавливает, а лишь подстегивает представителей сильного пола. Причина в том, что неотвратимые проблемы, которые появляются вместе с роковой дамой, компенсируются подаренным ею шквалом незабываемых эмоций и ощущений.
Кто такая роковая женщина
Роковая женщина – это та, которая приносит огромное счастье избраннику и одновременно становится причиной его моральной опустошенности, психических расстройств и нередко физической гибели. Им незнакомо чувство брошенной женщины. От них не уходят. Наоборот, они выступают инициаторами разрыва отношений, безжалостно и хладнокровно разбивая сердце бывшему партнеру.
Для многих представителей сильного пола роковая женщина ассоциируется с перфекционисткой, которая всегда стремится к совершенству, что означает особый подход к любому делу. Аккуратность и скрупулезность помогают ей вырабатывать четкий план и следовать ему, всегда добиваясь желаемого результата.
Многие психологи считают ее нарциссом женского пола согласно теории о расстройстве личности, известном как «нарциссизм». Она свысока смотрит на окружающих и на мир в целом, считая все человеческое мелким, примитивным и недостойным внимания.
По мнению многих мужчин, роковая женщина та, кто обладает неординарной внешностью и незаурядным интеллектом, не боится отстаивать собственное мнение, умеет обосновать точку зрения, даже, если она такая, что сильно отличается от общепринятых стандартов. Роковая – это такая женщина, которая становится для мужчины единственным смыслом жизни, не оставляет ему права выбора, что предопределяет характер отношений.
Она сама решит, когда его оставить и сколько забрать. Речь не только о деньгах и материальных ценностях. Она способна навсегда забрать покой и сон, оставив лишь воспоминания о пережитом бурном романе – яркие и мучительные одновременно. Что касается безупречной во всех отношениях дамы, в любой ситуации она сохраняет спокойствие и невозмутимость. Возможно, лишь столкнувшись с роковым мужчиной, она способна испытать чувства, похожие на горечь и разочарование.
Характерные черты роковой дамы
Распознать роковую даму несложно. Она воплощение женской загадочности и таинственности. Под маской холодной элегантности угадывается чувственная натура, которая может за себя постоять, но вызывает у мужчин непреодолимое желание оказывать ей помощь и поддержку. Характерные признаки, свойственные роковой женщине:
Роковая женщина – это такая, которая не идет на поводу общественного мнения и не приемлет стереотипы независимо от того, какая складывается ситуация, и чем ей может грозить вызов обществу.
Секреты фатальной красоты
Роковая красотка – это дама с безупречным чувством стиля. Она знает мужскую психологию, для достижения целей использует ум, обаяние и весь арсенал доступных средств. Секреты запоминающегося, эффектного образа:
Значение слова «роковая» женщина обретает особый смысл в контексте последствий для ее избранников. Неотвратимый рок и трагедия – предрешенный финал любых отношений. Даже осознание собственной причастности к разрушению чужих судеб не заставляет трепетать ее каменное сердце, скрывающееся под струящимся шелковым платьем.
Нравятся ли мужчинам роковые девушки
Роковая женщина для любого мужчины значит олицетворение мечты – это такая дама, которая вызывает восхищение и восторг, что позволяет ей беспрепятственно и подчас жестоко жонглировать мужскими сердцами. Для многих мужчин роковая женщина – растиражированный, полный экспрессии экранный персонаж, что значит присутствие в нем изрядной доли вымысла. Сложно примерять к реальным людям образ неотразимой кинодивы, перед чарами которой невозможно устоять.
Еще сложнее представить подобную леди в роли заботливой матери и хранительницы домашнего очага. Вывод очевиден – мужчины мечтают о встрече с роковой обольстительницей, но преподнести ей в подарок обручальное кольцо отважится далеко не каждый здравомыслящий человек. Невозможно всю жизнь прожить на вулкане, подвергая нервную систему регулярным перегрузкам, а кошелек – беззастенчивым посягательствам.
Роковые женщины в истории
Почетного звания «femme fatale» удостоились великие женщины в истории. Они преуспели в разных сферах деятельности, начиная от политики, искусства, философских наук и заканчивая кинематографом. Среди звезд кино немало актрис, которые воплотили на экране образы беспринципных и всемогущих обольстительниц: Т. Бара, Б. Стэнвик, Э. Сэвидж, Р. Хейворт, Д. Беннетт, М. Монро, Х. Ламарр, Ш. Стоун.
Египетская царица Клеопатра, жена С. Дали Гала, муза В. Маяковского Л. Брик, Л. Андреас-Саломе, вдохновившая Ф. Ницше на написание философского романа «Заратустра», знаменитая шпионка М. Хари легко и надолго поселялись в мужских помыслах, манипулировали мужчинами, определяя их далеко не всегда светлое будущее. Им удавалось управлять мужчинами так ловко, что последние подчас даже не догадывались о решающей и ведущей роли избранницы в их жизни.
Роковая женщина – недосягаемая мечта, хрупкое, непостоянное счастье, манящая опасность, всепоглощающая бездна, провалившись в которую, невозможно выбраться назад.
Пора отменитьПочему понятие «роковой женщины» устарело
И что приходит ему на смену
Роковая женщина — расхожее словосочетание и до сих пор популярный троп. Это сильный и как будто бы вневременный образ — женщина, манипулирующая мужчинами, чтобы добиться собственных целей, что нередко заканчивается для последних фатально. Для одних это символ женской силы: героиня, чётко понимающая, чего она хочет, и не боящаяся идти к своей цели самыми разными средствами. Для других — устаревшее и мизогинное представление о том, какой может и хочет быть женщина, образ, построенный на эксплуатации женской сексуальности и стереотипе о женщинах-интриганках. Разбираемся, что же из этого правда.
Выражение femme fatale, которым принято обозначать ту самую роковую женщину, появилось примерно во второй половине девятнадцатого века. Словарь Merriam-Webster, например, приводит 1879 год, когда выражение впервые использовали в значении «притягательная женщина, которая завлекает мужчин в опасные или компрометирующие ситуации». Другие источники приводят 1895 год в качестве даты, когда словосочетание впервые было упомянуто в литературе.
«Образ соблазнительницы такой же древний, как Ева, — считает профессор Кэтрин О’Рауэ из Бристольского университета, занимающаяся исследованиями феномена роковой женщины. — Но та роковая женщина, как мы понимаем её сегодня, возникла в конце девятнадцатого века, когда это выражение применяли к героиням fin-de-siècle, среди которых Саломея, „Она“ Райдера Хаггарда и вампирши Брэма Стокера. Но что кажется мне по-настоящему интересным — то, что эти героини появились примерно тогда же, когда и беспокойство по поводу эмансипированных женщин, завоёвывающих общественные пространства».
Многие героини, которых принято считать роковыми, появились задолго до девятнадцатого века. Один из самых ярких примеров — Клеопатра, за которой в массовой культуре закрепился образ соблазнительницы, которой удалось привлечь и Цезаря, и Марка Антония. Хотя в реальности роль Клеопатры, конечно, сложнее, чем любовница влиятельных мужчин — не в последнюю очередь благодаря её собственным политическим талантам и амбициям.
Клеопатра далеко не единственный исторический пример — роковые женщины прошлого находятся и среди исторических фигур, и в мифологии. Вспомните, например, древнегреческих сирен, коварно заманивающих мореплавателей к погибели. Среди библейских героинь это, например, Саломея и Юдифь. Первая известна тем, что после танца, получив возможность попросить о любом желании, потребовала казнить Иоанна Крестителя и получила его голову на блюде. Вторая спасла родной город, ночью отрубив голову ассирийскому полководцу Олоферну. В отличие от Саломеи, её воспринимают как героический, но тем не менее сложный образ. Среди других роковых героинь, например, Моргана, героиня легенд о короле Артуре, и Нана, героиня одноимённого романа Эмиля Золя — и это, конечно, далеко не исчерпывающий список. В российских реалиях к роковым героиням относят, например, Лилю Брик — из-за сложных отношений с мужем Иосифом Бриком и Владимиром Маяковским.
Сегодня становление коварной и соблазнительной героини связывают с историческим контекстом и условиями, в которых возник жанр нуара. Доктор Эллен Райт, специалистка по нуару Университета Восточной Англии, считает, что роковые героини отражали опасения, существовавшие в обществе. «Во время Второй мировой войны США требовалось, чтобы женщины занимали больше рабочих мест, в том числе и тех, которые раньше считались традиционно мужскими, — говорит она. — Во многих случаях за это им платили лучше, чем когда-либо ранее. Легко понять, почему многие из них предпочитали в свободное время развлекаться, а не оставаться по вечерам дома, как в довоенные годы. В результате женский досуг и женская сексуальность стали злободневными вопросами в военной Америке: чем занимались женщины, пока их мужья были вдали от дома? Проводили ли они вечера развлекаясь или плохо смотрели за детьми? В обстановке паранойи, которая неизбежно возникает в военное время, неудивительно, что роковая женщина стала популярной фигурой в кинематографе».
Впрочем, с такой трактовкой образа femme fatale согласны не все. Другие эксперты считают, что героини нуара критикуют не женщин, занятых в военные годы в производстве, а, наоборот, тех, кто не работали на благо страны. Речь о героинях, которые не хотели брать на себя новые обязанности, а «прохаживались по домам мужей в белье и прожигали деньги супругов». Этот образ сложно не считать мизогинным, но всё не так просто. Одновременно с этим нуары давали актрисам возможность исполнить серьёзные роли — сыграть героинь со сложной мотивацией, которые самостоятельно действуют и принимают решения, распоряжаются собственной сексуальностью и иными возможностями, пусть и в образе антагонистки.
Интересно, что в девяностых, в период расцвета эротических триллеров, образ роковой героини в кинематографе переосмыслили. Самый яркий из примеров этой эпохи — героиня Шэрон Стоун в «Основном инстинкте», с той лишь разницей, что несмотря на очевидные отрицательные черты, зрители переживают в первую очередь за неё. Возрождение образа роковой женщины в кино в это время вновь связывают с настроениями в обществе и страхами, связанными с эмансипированными женщинами, которые нарушают устоявшиеся нормы и представления о женской роли. Встречаются роковые женщины и в поп-культуре десятых, пусть и реже: от героинь Евы Грин и сериала «Игра престолов» до Алекс из «Оранжевый — хит сезона», которая соблазняет уже не мужчину, а женщину — главную героиню сериала Пайпер.
С современных позиций представление о роковой женщине — сложное явление. Отчасти эту идею можно воспринимать как эмпауэрмент: возможность распоряжаться собственным телом и сексуальностью — важный шаг на пути освобождения женщин и в других сферах жизни. «Как зрительница я воспринимаю её как очень сильного и своенравного персонажа, которая не только двигает вперёд сюжет, свободно чувствует себя в отношении своей сексуальности и всегда прекрасно выглядит, но и в итоге видит систему насквозь и совершенно отказывается принимать своё место в ней, — считает Эллен Райт. — Наказывают ли её за действия или нет (будем честны, это неизбежно происходит), я думаю, что она несёт в себе силу».
Невозможно игнорировать и мысль, что стать femme fatale — способ существовать и добиваться своей цели в жёстких патриархальных условиях, пусть и традиционно «женским» способом.
С другой стороны, роковых женщин невозможно воспринимать вне контекста сексистских и мизогинных коннотаций. Роковая женщина вообще редко существует самостоятельно, сама по себе. Стержень её образа — разрушительное влияние на другого, в первую очередь мужчину. Возможно ли это без привязки к жертве, чью жизнь она, согласно определению, должна разрушить?
Одновременно такая женщина представляет собой «золотой» стандарт женской сексуальности — она опасна и склонна к интригам, но максимально вожделенна мужчинами. То есть она достаточно «распущенна» — чтобы её и возносить, и порицать за это.
В современном обществе бытует мнение, что каждый мужчина имеет свой собственный вкус, который складывается из определенных особенностей женщины: лицо, фигура, волосы и т.д. Но часто случается так, что мужчина сходит с ума от женщины, которая далека от его идеала.
С чем же это связано? Ответ прост – с поведением женщины, ведь внешность часто оказывается второстепенной. Существует тип женщин, которые способны притянуть к себе любого мужчину словно магнитом. Их еще называют Роковыми женщинами.
Кто же такая роковая женщина? Приходилось ли вам когда-нибудь об этом задумываться? Сегодня в этой статье мы подробнее разберём характер таких людей, их внешний вид и, наконец, как же становятся роковыми женщинами.
Я — Роковая Женщина, которая атакует неуверенных в себе мужчин и берёт инициативу на себя, так что им уже ничего не нужно делать и не о чем беспокоиться.
Пауло Коэльо. Одиннадцать минут. Мария
Описание
Изначально такой образ представлял собой женщину с твёрдым сердцем, разрушавшую жизни многих мужчин. В более давнее время из-за таких ярких похитительниц внимания люди шли на дуэли, на которых всё заканчивалось тем, что один из поклонников попросту погибал. В современном обществе чего-то подобного, к счастью, уже не встретишь.
Но неотразимые красавицы даже по сей день, лишая мужчин и молодых людей здравого рассудка, оставляют довольно сильный след на судьбе и, собственно, сердце большинства своих поклонников.
Какими чертами обладает роковая женщина?
Роковые женщины, как правило, не выделяются в обществе своими внешними данными, однако внимание мужчин приковано к ним постоянно.
Характер
Предположение психологов таково: роковые женщины обладают неотвратимой притягательностью, шармом и красотой, которая действует на остальных на энергетическом уровне в позитивном ключе.
Данная очаровательность буквально притягивает остальных, поскольку такие дамы решительны и уверены в себе, а также практически всё их вполне удовлетворяет.
Это чувствуют мужчины, появляющиеся рядом, которые возносят их на пьедестал и падают к ногам возлюбленных. Сексологи же предполагают, что всё дело в интимной близости, при которой девушки как можно сильнее стараются угодить пассии, демонстрируя пылкость и страсть, чем, конечно же, и завлекают, приобретают способность манипулировать и доводить до абсолютного безумия.
Качества роковой женщины
Образ роковой женщины
Важно!
Остальные девушки стараются не лезть в борьбу с роковыми женщинами, поскольку не испытывают к ним особой симпатии, а в некоторых случаях, возможно, даже ненавидят. И чем сильнее мужчина эмоционально привяжется к обольстительнице, тем больший шрам она может оставить на его сердце.
Роковая женщина: Фото
Как становятся роковой женщиной
В первую очередь необходимо уделить весьма много внимания своей личности.
Почему роковая женщина может отталкивать?
Существуют такие роковые женщины, которые, несмотря на свою внешнюю привлекательность, способны только отталкивать мужчин.
Лучшие фильмы про роковых женщин
Почти все они – жертвы. Каждая сталкивается с трудностями и лишениями. Фам Фаталь решают свои проблемы быстро, эффектно, но рисково, порой даже бесчеловечно.
Ум, красота, обаяние и звериный инстинкт завоевателя открывают неограниченные возможности. Неизвестно, что страшнее – перейти дорогу такой тигрице, или стать ее увлечением.
1. Оборотная сторона полуночи
Оборотная сторона полуночи Малышка Ноэль верила, что ее ждет особенная судьба. В 16 она покинула отчий дом, магазин, в котором работала, и город Марсель, чтобы попытать счастья в Париже.
Вскоре француженка безнадежно влюбляется в летчика Ларри.
После нескольких недель счастья красавчик отбывает на войну, где напрочь забывает о ждущей его девушке. А вот Ноэль будет помнить его до конца своей яркой жизни…
2. Мисс Слоун
Мисс Слоун Элизабет Слоун – прирожденный стратег. Она целеустремленна, продуманна, у нее всегда есть запасной план. Ей хорошо известно, что ради цели всегда нужно чем-то жертвовать.
Участвуя в кампании по продвижению оружейного лобби, Элизабет не жалеет ни себя, ни подчиненных.
На кону её здоровье, репутация и даже свобода. Но в рукавах неунывающей мисс Слоун припрятаны козыри на любой случай.
3. Ядовитый плющ
Ядовитый плющ В фильме раскрываются характеры двух проблемных девочек. На почве конфликтов с окружающими они объединяются в дружеский союз.
В остальных аспектах личности абсолютно противоположны: Сильвия невзрачна и прямолинейна, Айви – напротив, привлекательна, коварна, легко располагает к себе, но ее душа для окружающих – загадка.
И отнюдь не безопасная, как удостоверилась Сильвия, когда подруга успешно вытеснила ее из ее собственной привычной жизни.
4. Леди Гамильтон (1941)
Леди Гамильтон Великолепная Вивиен Ли воплощает в себе образ знаменитой англичанки. Красота, раскованность, острый ум, противоречивая и многогранная натура Эммы всегда привлекала внимание.
Закаленный в морских боях, Горацио Нельсон пал пред ее чарами, а она в свою очередь навсегда отдала ему сердце.
5. Портниха
Портниха Однажды провинциальный городок, где все дни размеренны, как один, оживляется от необычного визита. Впервые на его улицах появляется роскошно одетая женщина с хорошими манерами.
Однако, на приветливое отношение ей рассчитывать не приходится, ведь она ни кто иная, как Тилли – девочка из бедной семьи, обвиненная в убийстве состоятельного одноклассника.
Героиня приехала с целью разобраться, что произошло в тот раз, и кто действительно виновен. Благодаря своему таланту, портниха облачает провинциалок в прекрасные наряды, чем завоевывает себе их расположение. Жаль, что души этих дам не преобразить с помощью шелка, атласа и парчи.
Роковая женщина — не та, которую любят. А та, которую не могут забыть.
Сергей Веденьё
Роковая женщина всегда демонстрирует свой интеллект, ведь сочетание острого ума и естественной красоты определенно вызывает особый интерес у противоположного пола.
Эта женщина сочетает в себе разносторонность, умение поддержать практически любую тему.
Обновлена: 26.04.2020, 23:00 Количество слов: 1566 Время на чтение: 8 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 86 747 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 3 комментария и уже оценили статью 30 раз!
Femme fatale
Обсудим кто такая роковая женщина и зачем она нужна?
Образ роковой женщины связан с представлением о некой женщине, наделённой властью над сознанием другого человека и пользующейся ею в меру своих амбиций. Кто-то может подумать что она наделена истинной женской силой, а другие обвинят в эксплуатации женской сексуальности и манипуляциях.
Выражение femme fatale появилось во второй половине XIX века и означает притягательную женщину, завлекающую мужчин в опасные и компроментирующие ситуации.
С возникновением и распространением эмансипации в обществе возникает беспокойство, выраженное в литературе того периода. Появляются опасные и красивые героини, представляющие угрозу для жизни, например прекрасные вампирши Брэма Стокера.
Или библейская Саломея, в награду за свой танец, пожелавшая получить голову Иоанна Крестителя.
Коварные и соблазнительные героини легко пленяли мужчин в кино и в жизни.
В 90-х роковая женщина пережила второе рождение в фильме «Основной инстинкт» и продолжает появляться на экранах современного кино.
Современная роковая женщина черпает силу не только в сексуальности, но и в понимании устройства мира, ей дано многое о чем ее предшественницы не могли мечтать: свобода и доступ к информации.
Мы можем осуждать или восхищаться ловкостью манипулирования людьми Скарлетт О’Хары, но она могла существовать и действовать лишь в узких рамках патриархально мира.
Тогда как границы современных femme fatale очерчены только ее воображением, как у героини фильма «Исчезнувшая»
А доцент кафедры прикладной политологии НИУ ВШЭ —Ирине Сохань в анализе темы, приходит к выводу, что образ роковой женщины становится все более популярным в массовой культуре. Это происходит на фоне поиска женщинами своей идентичности, когда отыграны все предложенные феминизмом роли. Вместе с тем, роковая женщина – не до конца разгаданный и малоизученный наукой феномен. По сути, это уникальное явление, которое связано со способностью женщины через собственный нарциссизм раскрывать индивидуальность другого человека.
За роковой женщиной часто тянется шлейф самоубийств, но и она же вдохновляет гениев великие свершения. Так образ возлюбленной Ницше Лу Саломе лег в основу, созданной Фрейдом теории нарциссизма.
Именно в ключе нарциссизма следует рассматривать Femme Fatale, считает Ирина Сохань. Однако нарциссизм роковой женщины – это не некая патология, а внутренняя суть, направленная на раскрытие и отражение индивидуальности другого человека.
«Сегодня, в постфеминизме, возникает особый интерес к Femme Fatale, и одновременно появляются различные исследования, направленные на реабилитацию традиционной модели феминности, на отклонения от которой лепится ярлык патологии», – говорит исследователь. В обществе существует запрос на поиск и обнаружение такого типа женщины, который мог бы быть ролевой моделью для женщин в целом, олицетворяя уникальность феминности в каждом конкретном случае и вне зависимости от социальных и культурных обстоятельств. «Этот тип тяготеет к Femme Fatale, исследование которой и возможно в рамках постфеминизма, с использованием исторического, культурологического, социологического и психоаналитического подходов», – пояснила исследователь.
Роковая женщина не обязательно должна быть красавицей. Ее ведущая сила не в убивающей наповал сексуальности, хотя она и является непременным атрибутом Femme Fatale. Например, Мэрлин Монро роковой женщиной не была. Она обладала даром магической сексуальности, но в то же время была уязвимой и зависимой, что не присуще Femme Fatale, отметила исследователь.
Главный признак роковой женщины – наличие изрядной доли нарциссизма. «Едва ли не все современники отмечали маниакальную сосредоточенность Femme Fatale на себе», – говорит Сохань. Один из ярких примеров – женщина-загадка ХХ века Лу Саломе – психотерапевт и писатель, превратившая собственные внутренние процессы в объект, в том числе, профессионального самонаблюдения. Считается, что именно общение с Саломе вдохновило Ницше на создание одного из его самых известных произведений «Так говорил Заратустра». И именно знакомство с Саломе побудило Фрейда на создание знаменитой теории нарциссизма. Однако для Лу Саломе, которая была ученицей Фрейда, образ Нарцисса нес собственную, отличную от фрейдовской символику. Это, в первую очередь, состояние любви к себе и через нее – к окружающему миру. Согласно Саломе, для женщины любовь – это реализация самой себя, а другой лишь зеркалит ее избыточность и способность к наслаждению, рассказала Сохань.
Ключевой для роковых женщин является именно способность к реализации даже в жестких патриархальных условиях. «И если для ярких, талантливых женщин патриархальные установки стали причиной их трагической судьбы, то для роковых – лишь декорацией», – рассказала исследователь, отметив, что Femme Fatale при этом по сути своей не имеет никакого отношения к феминизму. Феминизм отстаивает права всех женщин, а роковая женщина только свою индивидуальность и собственный уникальный путь.
Путь роковой женщины – это, в первую очередь, поиск самой себя в Другом. Но другой всегда слишком мал для нее, он может ей соответствовать только как представитель чего-то более грандиозного, например, художественного дара. «В результате для Femme Fatale может быть “и целого мира мало”. Она разочаровывается в Другом и идет дальше. Но если только в этом Другом действительно есть нечто, превосходящее простое человеческое, то может получиться союз вроде союза Сальвадора Дали и его Галы», – говорит исследователь.
Однако Femme Fatale не зациклена на реализации своей сексуальности. В других ее привлекает, в первую очередь, творческое начало, то, что находится за пределами обыденного, человеческого. «Ее сексуальность – от собственной нарциссической избыточности, поэтому она воспринимается такой свободной и привлекательной практически смертельно», – говорит исследователь.
Роковая женщина может быть талантливой и успешно реализовывать себя в разных сферах. Так Саломе прославилась как психоаналитик и написала несколько книг, в том числе «Эротику», получившую в свое время статус бестселлера. Но ее книги были бы давно забыты, если бы не роковая роль в жизни Ницше, роман с Рильке и т.п. Главный талант настоящей Femme Fatale, по мнению исследователя, заключается в способности обнаруживать и раскрывать дар другого. И этим даром Саломе владела виртуозно, проявив его, в том числе, в психоаналитической работе. «Работа в качестве психоаналитика – это функция извлечения истинного “Я” пациента из той ложной оболочки, в которой он к ней пришел. Это очень аутентично для роковой женщины», – замечает Сохань. Саломе была единственной из учеников Фрейда, кому он разрешил практиковать без прохождения всех ступеней обучения.
«Femme Fatale при этом может быть травматичной для другого, потому что ее нарциссизм воспринимается как вызов человеку, который в силу специфики своего антропоморфного бытия испытывает разлом между собой как наличием и собой как возможностью», – говорит Сохань. Отсюда самоубийства, которые обязательно присутствуют в историях, связанных с роковыми женщинами.
Поскольку в классическом варианте Femme Fataleне озабочена собственными творческими задачами, это делает ее вписываемой в контекст традиционной культуры, которая отчуждает у женщин все их творческие способности в пользу мужчин. Роль Femme Fatale – это роль музы-вдохновительницы. Яркий пример воплощения этой роли в истории – жена Сальвадора Дали – Гала Дали. По мнению исследователя, она наиболее аутентично реализовала классический для этого типа сценарий отношений музы и вдохновленного ею гения.
Из современных женщин, по мнению Сохань, роковой можно назвать Карлу Бруни, которая также более всего известна чередой романов с творческими и влиятельными мужчинами. «И роковой не назовешь, к примеру, ту же Элизабет Тейлор, которая, несмотря на многочисленные браки и романы, была ярчайшей личностью, что высвечивается во всех ее ролях. Великая актриса, но не Femme Fatale», – считает исследователь.
В то же время Femme Fatale представляет собой абсолют феминных сил, которые вытесняет традиционная культура. Эти силы заключаются в способности женского к мощной индивидуализации не только себя, но и, прежде всего, Другого.
Всплеск интереса к феномену Femme Fatale в современной культуре, по мнению исследователя, отражает то, что женщины исчерпали предложенные феминизмом ролевые модели и ищут нечто, выражающее смысл женской судьбы в ситуации отрицания любого социально-политического и культурного давления. А это именно роковая женщина, поскольку ее образ, с одной стороны, архетипичен, а с другой, находится на противоположном полюсе от патриархального жертвенного образа женщины – матери-хозяйки, растворившейся в тотальной заботе о других.
«Одним из маркеров поиска женщинами особого пути реализации своей идентичности сегодня является появление и спрос на них всевозможных женских семинаров-тренингов, которые начинались как курсы стервологии, а затем модифицировались в многоликое разнообразие – от курсов Афродиты до уроков сексуального мастерства», – комментирует Сохань.
При этом практики современного общества демонстрируют рост нарциссизма.
«Современная культура имеет визуальный акцент, и включает подспудное соревнование – кто дольше и больше сфокусирует на себе взглядов и внимания других. Привлекает именно нарциссичность, то есть не тот, кто тебя разглядывает, а тот, кто поглощен собой. Последний культурный тренд – селфи, по сути, практика фиксации демонстративного любования собой», – говорит Сохань. В соцсетях, по мнению исследователя, в наиболее незамутненном и неотрефлексированном виде господствующие массовые стратегии выражают девочки-подростки. «Их фото отличает чрезмерная обнаженность и максимально отведенный от потенциального зрителя взгляд. То есть мало что понимая, юные фемины интуитивно моделируют нарциссизм и присущий ему соблазн, подозревая, что это самый эффективный способ влияния», – рассказывает Сохань.
Однако в реальной жизни, по мнению исследователя, современной женщине не хватает подлинного нарциссизма, то есть настоящей сосредоточенности на собственной женственности. «А различные практики современного массового общества породили, скорее, феномен имитационного нарциссизма», – считает исследователь.
Femme Fatale не соотносима ни с одним типом женщин, которые появлялись как преодоление традиционных гендерных ролей. Это всегда единичные случаи разрыва патриархальной культуры на фоне остального большинства. Парадокс в том, что сегодня подобная уникальность становится востребованной на массовом уровне.
Однако вряд ли роковая женщина может быть ролевой моделью для массовой женской аудитории. «Ее надо изучать именно в качестве абсолюта феминности, но рекомендовать в качестве ролевой модели все равно, что рекомендовать ницшеанского сверхчеловека в качестве ролевой модели для человека», – считает Сохань.
Тем не менее, несмотря на уникальность стратегии поведения и реализации себя в жизни, Femme Fatale одинаковы, а потому феномен доступен для исследований и нуждается в них – в силу серьезной трансформации социального поведения и запросов общества. «Нарциссическое ядро Femme Fatale ставит вопрос о регистрации нарциссических черт как в индивидуальной, так и в коллективной моделях идентичности современной женщины, что обусловливает характер запроса на “практики роковой женщины” и позволяет делать прогностические выводы о траекториях развития феминности в современном обществе», – говорит исследователь.
А кто для вас роковая женщина из литературы, кино, жизни?