фалеристика что это такое кратко
Фалеристика. Зарождение, история, наши дни
Что такое Фалеристика
В VI-III веках до н.э. в Афинах тессера выдавали присутствующим на народном собрании, судебном заседании и театральном представлении, а в Древнем Риме жетоны служили основанием для получения зерна, посещения общественных столовых и бань (терм). Римский писатель и ученый Плиний Старший (
23-79) в своем труде «Естественная история» описывает факт вручения фалеры всаднику за личное мужество в бою с врагами. Фалеры были круглой или овальной формы, крепились на доспехах воина.
ХХ век
В начале ХХ века фалеристика становиться достаточно популярным явлением среди коллекционеров. Это происходит, благодаря расширению международных контактов и массовому выпуску местными предприятиями и государственными органами различных Фалеристическая материалов.
Фалеристика не опирается на строгую систему, поскольку не поддается каталогизации. Есть связь, исторически сложившееся между фалеристикой и геральдикой, в результате чего на орденах, жетонах и знаках часто используются гербовые символы. Знаки и жетоны изготавливают (изготавливали) из золота, серебра, латуни, меди, алюминия, дерева, пластмассы, кости, полудрагоценных минералов и т. Для украшения используются краска, горячая и холодная эмаль, позолота, серебрение, чернение и тому подобное.
Многие Фалеристические материалы имеют не только историческую, но и большую художественную (ювелирную ценность).
Современность
Все мы прекрасно знаем, что награждают человека за его полезную деятельность, выдающиеся заслуги, благородные поступки и достижения.
В наше время широко распространены награды государства, которые устанавливаются Президентом, правительственные, ведомственные, религиозные, общественных организаций и союзов, национально-культурных обществ, негосударственных структур. Для фалеристики важными считаются изучение и анализ аспектов функционирования награды, то есть ее «вращения» в государстве.
Ну и для наглядного примера, предлагаем вам посмотреть, как выглядят награды, знаки отличия и т. д.
Орден Материнская Слава 1 степени
Медаль Ликвидатору ядерных катастроф
Знак Фрачник Военная Академия ФП ИВ Беларусь
Знак Отличник ФСО России
Фалеристика — наука о наградах
Фалеристика (от лат. falerae, phalerae — «металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия») — это вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает историю орденов, медалей, знаков отличия. Она выделилась из геральдики примерно в I960—1970 гг. Кроме того, фалеристика — это коллекционирование наград.
Первоначально понятие «орден» означало не награду, а корпорацию, группу лиц, которые были связаны совместной целью и общим обетом. В позднем Средневековье возникли ордены, приобщение к которым служило знаком признания заслуг. Иногда в орден могли принимать (и награждать знаком отличия) ограниченное количество человек. Это повышало его престиж.
Позднее орден превратился в наградной знак, награду высокой степени. Но, например, Орден Почетного легиона был учрежден Наполеоном Бонапартом в 1802 г. именно как организация, по примеру рыцарских орденов. В него принимают за выдающиеся военные и гражданские заслуги. Прием осуществляет президент Франции, который одновременно является Великим магистром ордена. При этом, конечно, вручается и наградной знак. Так продолжается старая традиция.
Какое отношение баня имеет к ордену
В Великобритании есть орден Бани, или, как он официально называется, Почтеннейший орден Бани. Это не просто награда, а рыцарский орден, который в 1725 г. основал король Георг I. Любопытное название происходит от старинного обряда. Согласно ему, претенденты на вступление в орден должны были бодрствовать ночью, соблюдая пост и молясь, а перед посвящением подвергнуться омовению. Церемонию перестали проводить еще в 1815 г., а орден остался — и как награда, и как организация.
Фалеристика что это такое кратко
Фалеристика представляет собой не только современную науку, которая изучает историю нагрудных знаков, орденов, медалей и других значков, но также и коллекционирование самих этих предметов. Само название происходит от термина «фалера», означающего награды легионеров Древнего Рима. С 30-х годов прошлого века слово «фалеристика» прочно вошло в обиход, как ученых, так и коллекционеров.
Виды коллекционирования
Буквально любой предмет может в наши дни быть объектом коллекционирования, но при этом каждый его вид, основываясь на определенных принципах, представляет отдельный раздел, в том числе:
В Советском Союзе фалеристика достигла своей популярности в 50-х годах ХХ века, во время расширения туристических и международных связей, что спровоцировало массовый выпуск разнообразных сувенирных и памятных знаков. Сегодня значки СССР занимают львиную долю в современных коллекциях. В наши дни в Российской Федерации есть множество приверженцев этого сравнительно молодого вида коллекционирования, не жалеющих для этого ни времени, ни средств.
Обычно данное увлечение начинается с собирания обычных значков, которые несложно и недорого достать, а потом постепенно переходит уже на такие ценные предметы, как медали, ордена и другие награды.
Значки в коллекциях фалеристов встречаются самых разнообразных размеров: от самых крохотных, типа пуговки, и до пачки сигарет. Выполнены они могут быть из самых разнообразных материалов, таких как:
Ежегодно сувенирные фабрики России, а также Монетный двор Гознака выпускают более 1500 видов знаков. В Крыму встречаются разнообразные значки местного производства – Симферополя, Ялты, Севастополя, Феодосии, Керчи. Многие фалеристы составляют каталоги собственных коллекций и постоянно пополняют их.
Тематические коллекции
Среди тематических коллекций особое место занимают следующие:
Фалеристика — не только полезное, но и интересное увлечение, сулящее много удивительных открытий своему приверженцу.
Фалеристика — дорогостоящее увлечение
Некоторые виды коллекционирования могут быть хобби лишь у небольшого числа людей. Слишком уж это затратное дело. Например, коллекционирование картин известных художников, ведь каждая из работ может стоить миллионы долларов. Но я бы хотел рассказать немного о более доступном виде коллекционирования, которое, впрочем, все равно является дорогостоящим удовольствием. Итак, разрешите представить фалеристика — коллекционирование медалей, орденов, значков и других нагрудных знаков.
Конечно, в большинстве случаев такое хобби ограничивается собиранием значков, которые можно купить во многих магазинах. Но подобный подход к фалеристике может быть лишь у совсем неопытных непрофессионалов, мало что понимающих в данном направлении. Дело в том, что более глубокое значение слова «фалеристика» рассказывает нам о том, что это не просто собирательство каких-то нагрудных знаков, а целая историческая дисциплина, занимающаяся изучением происхождения собираемых предметов, а также наградных систем. То есть для тех, кто в теме, наибольшую ценность будут иметь те значки, ордена или медали, чья историческая ценность является наиболее высокой. И вот здесь мы подходим к самому интересному. Не секрет, что и в царской России, и во времена СССР не редко выпускались какие-то ордена, медали и другие нагрудные знаки, посвященные тому или иному событию. Конечно же, все они были выпущены в ограниченном количестве, а значит их ценность для коллекционеров очень высокая. Причем совершенно не важно, чему именно посвящен орден или медаль. Это могла быть какая-то военная победа или окончание крупномасштабного строительства, международный съезд или какие-то спортивные мероприятия. Для любителей фалеристики повод не имеет определяющего значения, им важно, чтобы в их коллекции было как можно больше редких экземпляров.
С другой стороны, объять необъятное невозможно, а фалеристика в целом — это настоящая бесконечная «Вселенная». Поэтому опытные и действительно «мощные» коллекционеры предпочитают сосредотачиваться на какой-то одной тематике, собирая нагрудные знаки из мира спорта, геральдики, архитектуры, военные или какие-то другие. направлений здесь может быть очень много. В условиях России самыми популярными тематиками все-таки являются спортивная и военная. Если в первом случае вам придется раскошеливаться на крупную сумму только в тех случаях, когда речь идет о каких-то редких предметах, то с военными нагрудными знаками дела обстоят еще сложнее. Дело в том, что многие ордена и медали изготавливали из серебра, золота и даже платины. А некоторые из них еще и украшали драгоценными камнями. Как вы понимаете, даже если сдать такой орден в пункт приема цветных металлов, можно получить неплохую сумму денег. К сожалению, в тяжелые 1990-е годы многие ордена и медали как раз пропали из-за этого, так как коллекционирование — это хорошо, но кушать хочется всегда. Тем не менее, предметов, представляющих ценность для коллекционеров, все еще остается довольно много. К тому же, появляются новые награды, заслуживающие места в большой коллекции какого-нибудь профи в области фалеристики. И за все это ему приходится платить, причем большую цену.
Если говорить о самых дорогих экземплярах, то к ним, безусловно, относятся ордена «Победа», которые изготавливались в виде выпуклой звезды из рубина, окаймленной бриллиантами, а металлическая основа ордена была из платины, тоже усыпанной бриллиантами. На сегодняшний день, этот орден является редчайшей и самой дорогостоящей военной наградой не только в России, но и во всем мире. Его предположительная цена — около 10 миллионов долларов!
Есть у фалеристики не только дорогостоящая составляющая, но и обратная сторона медали в виде познавательной нагрузки, которую она несет. Ведь погружаясь в это хобби, вы узнаете историю своей страны, причем делаете это на основе военных архивов и других первоисточников, а не по книжкам сомнительных авторов, которых сейчас стало слишком много.
Фалеристика. Терминология
Коллеги! Собираем термины, используемые в фалеристике. Присылайте для рассмотрения и добавления!
Термины ставим по алфавиту. Понятие термина разъясняем собственными словами.
АВЕРС — лицевая (видимая) сторона награды, знака или значка и т.д., несущая основную информацию.
АРЛЕКИН (жарг.) — один из вариантов ордена Отечественной войны.
АТРИБУЦИЯ — определение (восстановление/нахождение имени) изображённой на картине, фотографии и т.д. персоны.
БАНТ — особым способом сложенная орденская лента, при расположении на колодке, часто служащая для увеличения статуса награды или уточнения награждения.
БАНТ ОРДЕНСКИЙ — отрезок орденской ленты, расположенный поперёк основной орденской ленты, добавляемый к младшим степеням орденов, носимых в петлице или на орденской колодке. До середины XIX века обозначал, что орден получен за боевые заслуги. (Позднее, только то, что орден получен военным?)
БЕЙДЖ (англ. badge [bæʤ] — произносится «бэдж») — элемент униформы, амуниции, в виде значка, наклейки, карточки, предназначенный для предоставления информации о его носителе. Бейджи предположительно произошли от служебных или должностных нагрудных знаков сотрудников предприятий.
БЛЯХА (нем. Blech — листовой, металлический лист) — металлическая пластинка (металлический листок, жестяная накладка, луда, щиток), кованая или катаная, как опознавательный знак, на котором выбита, вырезана/прорезана или выгравирована какая-либо надпись, номер или рисунок для обозначения принадлежности.
БУЛАВКА — в фалеристике металлический стержень на подобии иглы, служащий для прикрепления фалеронима к одежде, без использования зацепа (защитной скобки) для свободного конца булавки.
БУРТ (буртик, а также кант (от нем. borte – кайма, kante – край)) — окантовка, приподнятая над полем фалеронима и опоясывающая его по периметру.
БУХТИРОВКА — метод изготовления, при котором изделие как бы прокатывается, выдавливается изнутри, получая дополнительный объём.
ВИНТ — в фалеристике металлический стержень с нарезанной резьбой, служащий для присоединения фалеронима к одежде (реже иному месту крепления, например, к знамени). Винт приваривается в реверсу награды или знака. Винт может быть оснащён фланцем (так называемой «пяткой»).
ГАЙКА (закрутка, мутор) — в фалеристике металлическое приспособление с отверстием и внутренней резьбой для крепления фалеронима к одежде посредством винта.
ГИЛЬОШИРОВКА — нанесение на металл декоративных линий или рисунков, что способствует лучшему сцеплению металла и положенной на него эмали, а также для красоты.
ГРАВИРОВКА — нанесение рисунка на металл посредством резца: штихеля, пуансона или лазера. Используется в т.ч. при подготовке штемпелей и нанесении номеров на награды и знаки.
ГРАМОТА ПОЧЁТНАЯ — (см. Почётные грамоты) предмет награждения отличившегося лица или коллектива, в виде бумажного листа, содержащего наименование награждающей стороны, имя награждённого (или наименование), а также краткого описания заслуги (или повода награждения), для морального поощрения и для выделения работника (или коллектива) из ряда других работников. Почётная грамота может вручаться вместе с фалеронимом.
ГУРТ — боковая сторона медали (между аверсом и реверсом). Ушко медали обычно монтируется в гурт.
ЖЕНСКИЙ БАНТ — лента, сложенная бантом, на которой носится орденский знак, или медаль для ношения женщинами. Традиция такого ношения появилась в Европе, но распространилась в Европе и не обошла страны Востока, такие, как Япония.
ЗАКОЛКА — в фалеристике металлический стержень на подобии иглы, служащий для прикрепления фалеронима к одежде, при использовании зацепа (или защитной скобки, закрывающей остриё) для свободного конца булавки.
ЗВЕЗДА ОРДЕНСКАЯ КОВАНАЯ — звезда орденов старших степеней, состоящая из отдельных кованых (штампованных) элементов, выполненная из серебра, золота или их сочетания, с использованием разных ювелирных техник.
ЗВЕЗДА ОРДЕНСКАЯ ШИТАЯ — звезда орденов старших степеней, вышитая на куске материи с использованием серебряной или золотой канители, блёсток. Пришивалась к одежде.
ЗНАК ДОЛЖНОСТНОЙ — (он же служебный знак), в т.ч. выполненный в виде жетона – нагрудный знак, предназначенный для идентификации сотрудника предприятия или организации, находящегося при исполнении служебных обязанностей и на период их исполнения.
ЗНАК КОРПОРАТИВНЫЙ — знак, показывающий принадлежность к определённому профессиональному, политическому, по интересам и т.д. объединению людей. Например, профсоюзные знаки, октябрятские, пионерские и комсомольские значки, знаки мотообъединений, спортивных обществ, в общем те, которые носятся чтобы показать свою принадлежность к какому-то сообществу и выделить себя из общества других людей. Право ношения принадлежит только членам соответствующих организаций. Корпоративные знаки могут быть в свободной продаже, но без права их ношения не членами соответствующих объединений.
ЗНАК НАГРАДНОЙ — знак, изготовленный по заказу государственных (или муниципальных) организаций и предприятий, для поощрения своих работников. В эту же категорию относим знаки, выпущенные чтобы отметить многолетний труд работников. Наградные знаки обычно сопровождаются соответствующим документом, подтверждающим право владения. Наградные знаки не подлежат свободной продаже.
ЗНАК НАГРУДНЫЙ (в т.ч. должностной, служебный, наградной) — знак отличия, предназначенный для поощрения работника за его заслуги в профессиональной деятельности. К нагрудным знакам относятся утверждённые знаки выпускников Высших и средних учебных заведений. Также к нагрудным знакам фалеристы относят должностные знаки и знаки принадлежности, выполненные из драгоценных металлов — платина, золото и серебро, или так называемых в фалеристике «тяжёлых» металлов — медь, латунь или их содержащих сплавов. При изготовлении чаще используется перегородчатая эмаль, смолы, реже краска. Реже нагрудные знаки выполняются из пластических масс. Крепление к одежде винтовое (винт, гайка, шайба) или в виде заколок на застёжках. Обычно нагрудные знаки выглядят солидными, сложными в изготовлении и являются профессиональными работами авторов.
ЗНАК ОБ ОКОНЧАНИИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ — знак изготовленный для выпускников конкретного учебного заведения и являющиеся дополнением к соответствующему документу об окончании этого учебного заведения. Знаки об окончании учебных заведений не подлежат свободной продаже.
ЗНАК ОРДЕНСКИЙ — знак ордена, изготовленный в государственной или частной мастерской, соответствующий или не соответствующий требованиям Орденского капитула.
ЗНАК ОРДЕНСКИЙ НЕКАПИТУЛЬНЫЙ — знак ордена, не соответствующий требованиям Орденского капитула, выполненный в частной мастерской, с учётом пожеланий заказчика, например, в соответствии моде определённого периода времени.
ЗНАК РАННИЙ (ЗНАК ОРДЕНА РАННИЙ) — знак ордена до середины XIX века. Знаки ордена XVIII являются уникальными и встречаются в единичных экземплярах.
ЗНАК СУВЕНИРНЫЙ (ПАМЯТНЫЙ, в т.ч. ЮБИЛЕЙНЫЙ) — знак выпущенный для закрепления в памяти какого-то события (или места посещения), предназначенный как для выдачи определённому кругу лиц (или конкретному лицу) без поступления в продажу, так и для свободной продажи без ограничения права на ношение широкому кругу заинтересованных лиц.
ЗНАКИ ОРДЕНА АЛМАЗНЫЕ —
ЗНАКИ ОРДЕНА БРИЛЛИАНТОВЫЕ —
ЗНАЧОК — недорогой и простой в изготовлении или массовый предмет фалеристики, обычно изготовленный из алюминия, жести, пластических масс, ситаллов. Изображение может быть выполнено в технологии перегородок, но, обычно, с применением красок. Крепление, чаще, заколка. Однако, некоторые значки могут быть редким коллекционным материалом.
ИНИЦИАЛЫ — первые буквы имени, отчества или фамилии автора награды: владельца мастерской, дизайнера, мастера, резчика, художника награды, иногда указываемые на фалерониме.
КАВАЛЕР — лицо, награждённое орденом, медалью, знаком или грамотой.
КАВАЛЕР БОЛЬШОГО КРЕСТА — кавалер орденов Святого Георгия или Святого Владимира старших I или II степеней, орденский крест которых имел больший размер, чем крест младших степеней.
КАПИТУЛ — учреждение ведающее изготовлением, вручением, учётом и возвратом наград.
КЛЕЙМО — знак для маркировки в виде символа или букв, обозначающий изготовителя фалеронима: предприятие или мастера. На одном фалерониме может быть несколько клейм. Клеймо ставится при помощи пуансона.
Клеймо ИЛ — Йоганн Линдстец
КОЛЛЕКЦИОНЕР — лицо, собирающее какие-либо предметы (в т.ч. зафиксированные тексты и т.п.), основываясь на определённой идее. Предметы могут быть более или менее однородные, но могут быть соединены в коллекцию только общей идеей. Коллекционеры не только приобретают, сохраняют, но и изучают, классифицируют, и могут (если умеют) поделиться знаниями, а также пропагандируют коллекционирование. Коллекционер собирает не объём, массу вещей, а предметы, подкрепляя их знаниями о предметах или идее. Лично прочувствованное восприятие какого-либо события «иллюстрируется» приобретаемым в коллекцию предметом, либо через всю коллекцию или выбранную коллекционную тему. Коллекционер для коллекции ставит во главу угла не количество предметов, а только их качество, подкреплённое знаниями о них и чёткой необходимостью наличия данного предмета в коллекции.
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ — это потребность в самовыражении для многих людей, показывающая, строящая, во многом определяющая внутренний мир. Коллекционирование становиться связующим звеном для отношения к сегодняшнему времени. Коллекционирование — это творчество. Коллекционирование — значительное явление культуры.
КОЛЛЕКЦИЯ — собрание однотипных предметов, соединённых общей идеей, определённой, поддерживаемой и развиваемой коллекционером. Коллекция — это единовременное соединение предметов, объединённых общей идеей, духом, азартом, стремлением, победой, гордостью обладания и т.д. Коллекция может состоять как из однотипных/однородных предметов, так и из предметов разнородных, но связанных общей идеей, носителем которой выступает коллекционер. При разобщении составляющих коллекцию предметов — идея коллекции и её составные части исчезают.
КОЛОДКА НАГРАДНАЯ — соединённые воедино несколько (два и более) различных орденов, обычно младших степеней и/или знаков отличия орденов, и/или крестов, и/или медалей, и/или прочих наград, в том числе и иностранных, предназначенных для ношения на ленте на груди.
КОЛОДКА ОРДЕНСКАЯ — соединённые воедино несколько (два и более) разных орденов, обычно младших степеней, предназначенные для ношения на ленте на груди.
КОНВЕРТ К НАГРАДЕ (медали или ордену) — упаковка в виде сложенного «в конверт» бумажного листа, обычно с указанным на нём названием награды, степени, необходимой для ношения ленты.
КОПАНИНА (жарг.) — предметы долго находившиеся в земле и, обычно, обладающие соответствующими дефектами металла и эмалей, а также утратами.
КРЕСТ В ПЕТЛИЦЕ — крест орденов Святого Георгия и Святого Владимира 4-х степеней, а также орденов Святой Анны и Святого Станислава 3-х степеней, на орденской ленте, носимый на сюртуках во второй сверху пуговичной петле.
КРЕСТ ДУТЫЙ (жарг.) — орденский крест луч и медальон которого выполнены выпуклыми.
ЛЕНТА ОРДЕНСКАЯ — отрезок ленты муарового плетения с разным для каждого ордена порядком сочетания цветов, определённой для каждой степени ширины.
МЕДАЛЬ НАСТОЛЬНАЯ — памятная медаль, имеющая обычно художественно выполненный аверс и реверс, не предназначенная для ношения.
МЕДАЛЬ ШЕЙНАЯ — медаль, согласно статуту носимая на специальной шейной ленте орденского цвета на шее кавалера.
МЕДАЛЬЕР — специалист по гравированию штемпелей для изготовления фалеронимов, в т.ч. методом литья.
МЕДАЛЬОН (жарг. Таблетка) — Центральная часть награды или знака, обычно монтирующаяся в знак или награду.
МИНИАТЮРА ФРАЧНАЯ — уменьшенный вариант знака награды. Первоначально использовался при ношении на гражданской одежде (на фраке).
МОНТИРОВКА — операции по сборке (монтажу) предмета фалеристики и его элементов, где основными процессами являются: пайка, сборка, сборка подвижных соединений, опиливание и шабровка изделия и закрепка элементов.
МУАРОВАЯ ЛЕНТА — (от фр. moire) плотная шёлковая или полушёлковая лента с волнообразными переливами разных цветовых оттенков, используемая для ношения орденских знаков, для обозначения награждения, для покрытия колодки с наградами или для создания орденской розетки. Изготавливается в цветах, соответствующих конкретному ордену.
НАГРАДА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ —
НОМЕР — индивидуальный цифровой номер, на награде или знаке, выполненный методом гравировки или при помощи пуансонов. Номер может быть закреплён в орденской книжке.
ОРДЕН ДЛЯ ИНОВЕРЦЕВ — орден, предназначенный для вручения лицам нехристианского вероисповедания. Вместо стандартного центрального медальона на кресте и звезде таких орденов располагалось изображение герба Российской Империи.
ОРДЕН С АЛМАЗАМИ — более высокий ранг отличия ордена. В Отечественной наградной системе алмазные знаки ордена не являлись отдельной степенью.
ОРДЕН С БРИЛЛИАНТАМИ —
ОРДЕН С МЕЧАМИ (в т.ч. по месту расположения мечей) —
ОРДЕН С МЕЧАМИ И БАНТОМ —
ОРДЕН С РАННИМИ ОРЛАМИ — кресты орденов Святого Александра Невского и Святого Станислава, созданные с начала до середины XIX века, между лучами которых расположены накладные гербы Российской Империи того времени — двуглавые орлы с опущенными вниз крыльями.
ОРДЕН С ТЁМНОЙ ЭМАЛЬЮ — некапитульный крест орденов Святого Александра Невского, Святого Владимира, Святой Анны или Святого Станислава, работы частной мастерской, лучи которого залиты тёмной (чёрной) эмалью. Были распространены в III четверти XIX века.
ОРДЕН ОДНОСТЕПЕННЫЙ — орден, не имеющий разделения на степени. в Российской Империи с 1831(32) года и на всём протяжении XIX века таких орденов было три: Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского и Белого Орла.
ОРДЕН МНОГОСТЕПЕННЫЙ — орден, делящийся на степени. В Российской Империи с 1831(32) года и на всём протяжении XIX века таких орденов четыре: Святого Георгия, Святого Владимира, Святой Анны, Святого Станислава.
ОРДЕН СТАРШИЙ — самый старший из имеющихся у кавалера орденов.
ОРЛЫ (в т.ч. по времени: ранние, поздние) —
ПЛАКЕТКА (ПЛАКЕТ, от фр. plaquette — дощечка) — памятный или декоративный знак, имеющий форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Обычно плакетки чеканятся как памятные знаки или в сувенирных целях.
ПЛАНКА (пристёжка на колодке (знак за военную кампанию, знак повторного награждения и т.п.) —
ПЛАСТИНА ПРИЖИМНАЯ — металлическая пластина, служащая для увеличения площади соприкосновения гайки с одеждой на винтовом знаке. Носится с обратной стороны материала одежды, на который прикрепляется фалероним и прижимается гайкой. Условно прижимная пластина выполняет функция шайбы при винте с гайкой. Может выполняться из серебра и иметь соответствующие штампы: проба и клеймо производителя.
ПРОМЗВЕНО — проволочка, соединяющая колодку и медаль. Промзвено может быть выполнено из драгоценного металла.
ПУАНСОН — приспособление используемое для маркировки (клеймления) или изготовлении фалеронима. Изготавливается обронным гравированием.
РЕВЕРС — противоположная аверсу сторона (обращённая к одежде) награды, знака или значка и т.д., несущая дополнительную информацию, а также, обычно, крепление к одежде: винт, заколку. булавку и т.д.).
РОЗЕТКА — характерным образом сложенная орденская лента, в середине которой размещается награда или знак.
СИТАЛЛЫ — стеклокристаллические материалы, полученные объёмной кристаллизацией стёкол и состоящие из одной или нескольких кристаллических фаз, равномерно распределённых в стекловидной фазе. Используются при изготовлении недорогих значков. «Ситалловые значки» красивые, блестящие и зеркальные, но сложные при фотографировании.
СЛЕДЫ НОСКИ (следы бытования) —лёгкие дефекты, в т.ч. потёртости и царапины, на фалерониме, появившиеся в процессе ношения, хранения и т.п.
СОБИРАТЕЛЬ — это лицо приобретающее, сохраняющее, собирающее коллекцию, но не ставящее задачу изучить или поделиться знаниями о предметах коллекции (хотя может этого желать). Для собирателя количество является очень важным показателем.
СОВФАЛЕРА (жарг.) — серьёзный термин фалеристики постсоветского пространства, показывающий увлечение коллекционированием Советских наград и Советских значков. Совфалера — предметы фалеристики Советского периода. Совфалера — это и награды, и знаки, и значки.
СТАТУТ — письменно закреплённое, узаконенное правило вручения, ношения, привилегий, изымания и т.д. для определённой награды.
СТЕКЛО В ЛУЧАХ — красное рубиновое стекло, применяемое для украшения лучей орденов Святого Александра Невского и Святой Анны с XVIII века до 1816 года, когда вместо стекла стала использоваться красная эмаль.
СТЕПЕНЬ — соотношение нескольких наград одного ордена или одной медали по уровню значимости. В русской и советской системе отсчёт значимости идёт от большего номера к меньшему — более почётному.
СУРГУЧ — застывающий при нагревании материал, использовался как покрытие лучей креста Знака Отличия Ордена Святой Анны (сокр. ЗООСА).
ТАБЛЕТКА (см. Медальон)
УХО (ушко) — элемент, обычно в виде кольца (в некоторых случаях форма может быть иной, например в П-образной), для крепления ордена, медали или знака к колодке. Ухо обычно имеет ответную часть — ухо такого же размера или формы на соответствующей колодке. В отечественной традиции ухо выполняется параллельно поверхности награды или знака. Европейской манерой расположения уха называется перпендикулярное расположение относительно поверхности награды или знака. Ухо может быть как прикреплённое к фалерониму, так и являющееся его неотъемлемой частью.
ФАЛЕРИСТИКА (от лат. мн. ч. falerae, phalerae – металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия, от греч. мн. ч. φάλαρα – металлические бляхи), вспомогательная историческая дисциплина. Ф. изучает ордена и медали (см. Медальерика), знаки (наградные, ведомственные и корпоративные, должностные, юбилейные и памятные, об окончании учебных заведений), значки (в т.ч. сувенирные), настольные медали и плакетки, жетоны, фрачные миниатюры, наградные документы. Также Ф. называют коллекционирование вышеуказанных предметов. Осн. функция Ф. – атрибуция и систематизация наград и наградных знаков как памятников истории и культуры по следующим признакам: учредительные документы, обстоятельства, место, время и технология создания, статус, сведения о награждённом, провенанс.
Термин «Ф.» впервые ввёл в использование в 1937 чеш. коллекционер и исследователь наград О. Пильц. Известным популяризатором Ф. стал с 1950-х гг. К. Клейтман (Науч. ин-т орденоведения в Зап. Берлине). В сер. 1970-х гг. Ф. окончательно выделяется из нумизматики в самостоятельную вспомогат. историч. дисциплину. Известные отеч. исследователи Ф.: И.Г. Спасский, В.Г. Бурков, В.А. Дуров, А.А. Кузнецов, И.В. Можейко (псевд. И.В. Всеволодов), Н.И. Чепурнов, Л.М. Гаврилова, С.П. Карпов и др. Как вид коллекционирования в СССР Ф. стала популярной после 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957), к проведению которого был налажен массовый выпуск служебных, наградных и сувенирных знаков.
Ныне в РФ наиболее крупными собраниями предметов Ф. обладают Музеи Московского Кремля, Исторический музей, Эрмитаж, проводящие тематич. выставки, выпускающие каталоги. Среди крупных зарубежных музейных собраний: Нумизматич. кабинет в составе Гос. худож. собраний Дрездена, Британский музей, Берлинский минцкабинет (в составе Берлинских гос. музеев), Имперская сокровищница дворца Топкапы в Стамбуле и др.
С развитием Интернета упростился процесс атрибуции. В русскоязычной сети авторитетны старейшие тематич. форумы (напр., форум «Фалеристика»), специализир. виртуальные музеи («Награды императорской России», «Ордена и медали СССР», «Музей торговли» и др.)
Предметы Ф., зачастую являясь памятниками медальерного и ювелирного иск-ва, выгодны для инвестиций; в связи с этим возникла индустрия выпуска высококачественных копий и подделок.
Лит.: Scharfenberg G., Thiede G. Lexikin der Ordenskunde. Battenberg, 2010; Карпов С.П. Наградные системы мира. Фалеристика: учебное пособие. М., 2014. М.М. Тренихин, А.А. Сидельников
ФАЛЕРОНИМ — отдельная единица фалеристического материала.
ФАЦЕТ — декоративный скос по краю знака.
ФЛАНЕЦ — деталь в основании крепления винта к фалерониму, служащая для усиления соединения. Фланцы могут припаиваться или, реже, приклеиваться.
ФРАЧНИК (см. МИНИАТЮРА ФРАЧНАЯ)
ЦЕЛЬ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ — удовлетворение потребности самовыражения посредством обладания рядом тематически подобранных в систематизированную коллекцию предметов и знаний о них. А также пропаганда коллекционирования, часто неосознанная.
ЦЕПЬ ОРДЕНСКАЯ (в т.ч. звенья) —
ШТАМП — инструмент для механической обработки материалов методом штамповки.
ШТАМП ОБСЕЧНОЙ (обсечный?)— служит для чистовой обсечки излишков металла по краям отчеканенной заготовки фалеронима, до получения готового штампованного изделия, механической обработки или спаивания с другими элементами будущего фалеронима.
ШТИХЕЛЬ — режущий инструмент для гравирования в виде тонкого стального стержня, срезанного под углом на конце.
ШТРАЛ — элемент некоторых наградных знаков, размещаемый на винте крепления к одежде.
ЭМАЛЬ — стекловидное вещество (порошок, гранулы, бруски), которое наносится на металлическую основу, а затем нагревается в муфельной печи до температуры около 900 градусов. После застывания и обработки (шлифовка, полировка) образуется ровная гладкая стекловидная поверхность, преимущественно цветная. В фалеристике различают: Эмаль горячая ювелирная; Эмаль холодная на основе лаков; Эмаль эпола — синтетическая эмаль, создающая визуальный эффект горячей эмали.