факт карты курпатов что такое
Использование факт-карт для развития и решения проблем (А.Курпатов)
Интеллектуальные объекты формируют мировоззрение руководителя и определяют его поведение. А.Курпатов предлагает для формирования и изменения таких объектов использовать факт-карты.
Что отличает руководителя-профессионала от посредственного менеджера.
Имея значительный опыт оценки руководителей разного уровня в организационной иерархии, я обратил внимание на одно, на мой взгляд ключевое, отличие между корифеями управления и стремящимися сделать карьеру руководителя…
Среди менеджеров высшего звена немало людей с невысокими показателями в области пространственного мышления, вычислительных способностей, вербальной и невербальной логики. В общем, в процентном отношении эти показатели у боссов и рвущихся в большие начальники — примерно одинаковы. А отличает их масштабность мышления, широта взгляда, количество параметров, которые они учитывают в своей работе, количество факторов, на которые обращают внимание.
Каждый человек обладает индивидуальными особенностями. Кто-то быстро считает, другой строит отношения с людьми, третий придумывает гениальные идеи и т.д. и т.д. Каждый из руководителей опираясь на свои сильные стороны, компенсирует слабые. Но когда мы начинаем чем-то заниматься у нас ограниченные представления о предмете. И пока это так, никакие наши способности не компенсируют недостаток наших знаний. Но по мере того, как количество учитываемых факторов все больше соответствует решаемым вопросам, тем своевременее и эффективнее достигается желаемый результат. Поэтому мое внимание привлекло понятие «факт-карта». Андрей Курпатов в нем обобщил многие подходы и акцентировал внимание на важных моментах…
Альфред Коржибски (поляк, родившийся в Российской империи) в первой половине XX века сказал, что «карта не есть территория». Большую популярность этому выражению придали психологи в рамках НЛП-подхода. Почти за век до этого Лев Толстой написал «Гладко вписано в бумаге, Да забыли про овраги», а многие века до этого философы спорили о соотношении субъективного и объективного. Идея этих высказываний состоит в том, что представления людей о мире не способны полностью описать его и могут только в какой-то степени походить на реальность.
Традиционно нас стараются познакомить с реальностью передавая свои карты, модели. С одной стороны, это направляет ход мыслей человека, прокладывая ему дорогу, с другой, может очень искажать реальность и сужать взгляд человека. Идея факт-карт подкупает меня простотой алгоритма и открывающимися перспективами…
Итак, отталкиваемся от того, что у нас есть мозг [10], в котором содержатся карты, для корректировки которых мы используем сознание. При чем у каждого человека все это работает в зависимости от свойственного ему типу поведения (подробно об трех базовых типах А.Курпатова здесь [1]).
Карты
В нашей голове есть представления о том, как устроена жизнь, что хорошо и что плохо. Это наше мировоззрение является картой реальности, которую хочется ошибочно считать объективной картинкой жизненной территории. С его помощью мы можем объяснить многие явления, но для того, чтобы быть успешным, нам необходимо наши выводы подвергать сомнению.
Созданные карты мы используем на автопилоте, не сверяя их с реальностью. Если же какие-то факты нашей жизни не соответствуют нашим представлениям, мы находим способ опровергнуть их, дать им устраивающее нас объяснение, чтобы не менять автоматическое использование принятой карты.
Когда нам кажется, что мы что-то видим (в прямом или переносном смысле) — на самом деле с помощью органов чувств мы «видим» некие элементы, а остальную картинку в голове мозг дорисовывает исходя из имеющихся у нас «карт», создавая целостное, определенное понимание.
Интеллектуальный объект
Мозг действует, как набор программ, который хранит знания и оперирует ими (подобно кубикам lego). Из последних он складывает интеллектуальные объекты и представляет их нашему сознанию в готовом виде (с соответствующими характеристиками и свойствами).
Любые элементы мира в нашей голове (зрительные, чувственные, мысленные и т.п.) — интеллектуальные объекты, созданные мозгом. Когда некий реальный жизненный факт нами воспринимается и интерпритируется — он превращается в интеллектуальный объект. И таковые не просто хранятся в мозге, а постоянно пересобираются (если мы что-то вспомнили, т.е. вынули некий интеллектуальный объект из мозга, то назад кладем далеко не обязательно то же самое).
Для понимания карт и интеллектуальных объектов принято еще использовать понятие фрейма (в управлении чаще оперируют им) [2]
Процесс формирования карты
Речь идет о том, как мы учимся, как формируются наши представления и навыки.
I-й этап Взаимодействуя с реальностью, мы разными способами стараемся добиться устраивающего нас результата и случайным образом нам это удается. Когда несколько раз совершаем однотипные действия (в том числе мыслительные) — они превращаются в автоматизмы [9]. Приобретя такой полезный навык чаще всего мы в дальнейшем его используем. К.Аргирис описал данный процесс в наглядной модели двойного цикла обучения и раскрыл защитные механизмы, заставляющие наступать на одни и те же грабли [4]. На этом этапе мозг обучился применять карты и содержащие их интеллектуальные объекты неосознанно.
II-й этап Сталкиваясь с действительностью и используя интеллектуальные объекты, мы добиваемся успеха или терпим фиаско. На основании того, что происходит в нашей жизни, мы начинаем концептуализировать карты с помощью гипотез о том, что правильно и нет. В пространстве нашего мышления формируется объемное изображение реальности, которое уже опробовано.
Для лучшего понимания описанного здесь процесса обучения стоит познакомиться с циклом Колба, который пользуется большой популярностью у преподавателей, тренеров, коучей [5].
III-й этап Двигаясь по территории нам необходимо постоянно сверяться со своей картой. Требуется набор «ключей» (которыми выступают вопросы), помогающий определиться идти ли нам дальше или вернуться ко второму этапу. Действия по сверке — это навык, который также становится автоматизированной схемой.
IV этап Добившись с помощью карт, навыков неких успехов мы убеждаем себя в величии и непогрешимости, хотя всегда можно лучше. Чтобы выйти из наезженной колеи автоматизмов нам необходимо подтолкнуть мозг к сомнениям и подключить к работе сознание.
Ограниченные возможности сознания
Оперирование интеллектуальными объекта происходит автоматически и с использованием сознания. Андрей Курпатов выделяет три ключевых момента относительно работы человеческого сознания:
С такими способностями сознания мы бы не смогли «далеко уехать», но нам помогают наши привычки (огромную часть нашей жизни мы «пролетаем на автопилоте»). Когда что-то из сознательных действий превращаем в привычки (наши умения становятся навыками) — у нас появляется возможность одновременно выполнять несколько автоматизмов (вспомните как сложно было учиться ездить на авто и как теперь одновременно с ездой слушаете музыку и серфите коммуникатор).
Целенаправленное мышление с помощью факт-карт
Как помочь сознанию преодолеть его низкую функциональность и ограничения? А.Курпатов предлагает схему из четырех этапов.
1 — ОЗАБОЧЕННОСТЬ ВОПРОСОМ
Еще в начале XX века русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский ввел в научный обиход понятие доминанты. В виде наглядной модели идея красиво представлена в цикле контакта (гештальт-подход) [6]. Суть в том, что наши ограниченные возможности не позволяют распыляться на проблемы, ситуации, с которыми мы сталкиваемся. Поэтому в большинстве случаев работают автоматизмы, а для работы сознания нам необходимо обозначить вопрос, как очень важный. Для этого возможно использовать разные способы, но в контексте создания факт-карт А.Курпатов предлагает поместить себя в такие условия, где не будет никто отвлекать офлайн и онлайн…
После того, как избавились от отвлекающих факторов нужно взять большой лист бумаги и в его центре написать название ситуации, проблемы, вопроса, на которых требуется сосредоточить внимание.
2 — ЗАГРУЗКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (СОЗДАНИЕ ФАКТ-КАРТЫ)
Для создания продуктивной карты реальности нам нужно собрать разные факты, относящиеся к рассматриваемому вопросу. Постараться не придумывать стройное описание, а выявить перечень взаимосвязанных фактов, которые станут для мозга интеллектуальными объектами.
В процессе составления факт-карты приветствуется физическое передвижение по комнате, отвлечение от листа, но как только появляется мысль по теме доминантного вопроса сразу фиксировать ее.
Обязательно необходимо записывать все мысли и факты (даже если они мелкие), т.к. при работе «в уме» все зацикливается и не происходит развития ситуации.
Не стоит сразу стремиться все систематизировать или писать последовательно в ровные столбики… Отображать информацию нужно в свободной форме, хаотично в любой свободной части листа.
Для крупных идей можно рядом обозначать составляющие ее, смежные характеристики. Для отображения связей используйте стрелки.
Элементы на листе в нашей голове самостоятельно находят места в нашей системной карте, описывающей анализируемый вопрос. Каждый такой элемент — это точка, из которой мы способны обозревать всю картину под определенным углом зрения.
3 — ОЗАДАЧЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
Набросав на лист интеллектуальные объекты, мы озадачили мозг и направили нашу деятельность на поиск дополнительных фактов — чего еще не хватает на листе?
Мы можем испытывать нехватку знаний и опыта — тогда потребуется время. Но имея доминанту даже за пределами комнаты наш мозг будет целенаправленно искать факты, которые помогут в составлении картины. На привычные для нас вещи и события мы будем смотреть иначе, стараясь высветить интересующие нас факты.
Необходимо обращать внимание на частности и детали, т.к. именно они являются ростками, способными повлиять на новое восприятие привычной картины.
Когда вновь открывшиеся факты начинают формировать новую картину, возвращаемся ко второму этапу и на новом чистом листе пересобираем интеллектуальные объекты. Цикл между третьим и вторым этапом может происходить не один раз.
В мозгу происходят анатомические изменения, т.к. формируются новые связи. И так до тех пор, пока не возникнет понимание того, что дополнительных фактов достаточно для решения вопроса и нам становится понятно, что делать.
Важно не зациклиться и переходить к этапу проверки реальностью.
4 — ПРОВЕРКА РЕАЛЬНОСТЬЮ
Когда картина ситуации реконструирована, возникает желание и необходимость совершить действия и проверить карту. Поскольку рассматриваемые вопросы сложные, их не удастся сразу решить полностью. Но прогресс намечен. Открываются новые обстоятельства, даже меняется ситуация, что может потребовать учета новых фактов. Т.о. просчитываете стратегию действия, но принимаете решение по первому конкретному щагу. Такой способ управления в рамках сценарного подхода наглядно описал А.И.Пригожин [7].
Для примера посмотрите, как Андрей Курпатов составляют факт-карту «Пространство бизнеса».
Выводы
По мнению А.Курпатова опыт построения карт любых аспектов реальности создается нами на основе нашего опыта социальных отношений. Тем большую актуальность приобретает описанный подход для руководителей, ведь их работа в первую очередь касается отношений с другими людьми.
А.Курпатов, ссылаясь на исследования, пишет что «к двадцати пяти годам наш мозг сформирован окончательно — ставки сделаны, ставок больше нет. Мы стали теми,
кем нам суждено быть». И, если это так, то утверждения Р.Хайнце о том, что есть руководители, способные видеть только свою позицию и те, кто умеет видеть и понимать не только свою картину организации, но и другого человека [8]. Их можно выделить, как разные типы. Причем вторых в организации значительно меньше.
С одной стороны развитие своей карты представлений о мире, об организации позволяет руководителям более успешно управлять. С другой, наши возможности довольно ограничены и бесконечно расширять карту, накапливая знания мы не можем, поэтому важной задачей становится создание такого набора интеллектуальных объектов, который будет позволять результативно действовать. А постоянное развитие заключается в пересоздании таких наборов. В общем, здесь уже речь идет о споре между кумулятивным и революционным накоплением знаний и стоит обращаться к Томасу Куну.
Факт-карты: инструмент мышления
Старт следующего потока курса ФАКТ-КАРТЫ — 24 октября!
Факт-карты — новый онлайн-курс Андрея Курпатова об одном из самых эффективных инструментов мышления, который учитывает то, как работает наш мозг.
Показать полностью. Инструмент поможет навести порядок в жизни и использовать мозг на полную мощность: ставить и решать задачи, принимать взвешенные решения и управлять своей продуктивностью.
Здесь мы рассказываем об устройстве мозга и мышлении и делимся полезными материалами.
#fk_sovet — Совет недели
#fk_benefit — Полезности о мозге и мышлении
#fk_genius — Лайфхаки от гениев
#fk_fan — Интеллектуальные активности
Факт-карты: инструмент мышления запись закреплена
Так приятно видеть в наших рядах ещё больше людей, стремящихся к эффективному мышлению! Ведь составлять факт-карты, решать задачи и изучать законы мозга вдвойне полезнее именно в такой классной компании 🙂
Что же такое факт-карта и чем она может помочь именно вам?
Ответ — в карусели
А в комментариях — ваши вопросы про что угодно!
Факт-карты: инструмент мышления запись закреплена
Мем — это единица значимой в культуре информации.
Впервые термин ввел биолог Ричард Докинз в 1976 году. Он предположил, что мем является носителем культурного знания так же, как ген — биологического.
Сегодня мемы буквально создают специфические инфопространства, в которых тот, кто не знает определенного мема, — чужой.
Показать полностью.
Мем — это не просто смешная картинка с котиком, это некий смысл, это иной язык и иное восприятие языка. Что-то сродни Платоновским «идеям» (эйдосам — сущностям), но из мира интернет-пабликов.
Как и гены, мемы подвержены естественному отбору, могут видоизменяться, комбинироваться, формировать новые мемы, бороться за ресурсы — наши с вами умы и становиться буквально вирусами. Современные исследователи говорят уже о целой «мем-революции».
Некоторые даже говорят, что именно мемы ответственны за эволюцию человека и буквально движут нашим творческим мышлением.
Про мемы можно еще долго и много говорить, но мы предлагаем вам просто посмотреть забавных картинок в карусели и поделиться в комментариях своими любимыми мемами.
Факт-карты: инструмент мышления запись закреплена
«Вырастить самостоятельного, активного, уверенного в себе, ответственного, доброго, чуткого, внимательного к другим людям человека, обладающего чувством собственного достоинства. Такая цель мне кажется и правильной, и достижимой», — пишет Андрей Курпатов в книге «Счастливый ребенок. Универсальные правила».
Показать полностью.
Быть родителем — поистине непростая задача в наше время, ведь сегодня на родителя как никогда раньше давит избыток информации, многообразие выбора. Родители много работают и теряют связь со своими детьми. Нередко мы осознаем сделанные ошибки, только когда дети уже вырастают и становится поздно что-то менять. Можно ли это исправить? И как сделать так, чтобы этого не произошло?
Велик выбор книг по воспитанию, но у каждого из нас своя индивидуальная ситуация. Все дети разные, родители разные, и нет универсального правила для всех. Но как же быть, где найти ответ?
Как правильно воспитать своего ребенка?
Как справиться с его истериками и капризами?
Как дать то, что нужно, и оградить от опасностей?
Ответ уже есть — внутри вас. Собрав все имеющиеся факты, разложив их, вы сможете отыскать нужные ответы и решения.
И курс «Измени свою жизнь с помощью факт-карт. Воспитай ребенка счастливым»
поможет вам в этом.
Стартуем 14 ноября. Присоединяйтесь. Ссылка в шапке профиля.
А вы пробовали разбирать детско-родительские отношения на факт-карте?
Факт-карты: инструмент мышления запись закреплена
«Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть», — известное высказывание 26-го президента США Теодора Рузвельта.
С одной стороны кажется, что все просто и понятно.
Но на деле мы теряемся в массе информации, поступающей к нам.
Что мы можем? Чего хотим? Это мы сами хотим или так диктует наше окружение, обстоятельства? Как найти себя и не потерять?
Показать полностью.
Для того, чтобы во всем этом разобраться, надо увидеть возможности, которые были не очевидны, и подключить бессознательное.
Мы «не колдуем, не вангуем, а думаем. Это весьма эффективней», — говорит Андрей Курпатов.
Помогает в этом составление факт-карты под конкретную задачу.
Решение, которое подсказывает факт-карта — это ваше внутреннее решение.
Курс «Измени свою жизнь с помощью факт-карт. Реализуй свои амбиции».
поможет решить задачу в профессиональной сфере.
Мы не разбираем технологию факт-карт, а сразу же приступаем к практическому составлению карты под конкретный вопрос.
За 21 день, 5 занятий и 5 тестов на проверку знаний вы поэтапно будете подходить к решению своей задачи.
Нужно ли вам открывать свой бизнес? Как дальше профессионально развиваться?
Кто я? Что я хочу? Это лишь примерный и неполный список вопросов, в которых вам поможет разобраться наш курс.
Факт-карты: инструмент мышления запись закреплена
Технология факт-карт основана на самых современных научных исследованиях мозга человека, на механизмах нашего с вами мышления, способах исправления когнитивных искажений и логике принятия решений.
Курс «Построй здоровые отношения с помощью факт-карт» поможет решить конкретную задачу в вашей ситуации, сразу же приступив к практике.
Стартуем 14 ноября. Присоединяйтесь.
https://fk-on-line.ru/love
А вы пробовали составлять факт-карту ваших отношений?
vk.com/@fk_on_line-kurs-postroi-zdorovye-otnosheniya-..
Факт-карты: инструмент мышления запись закреплена
Как общаться с ребёнком? Чему научить? Как помочь?
Все эти непростые вопросы можно задать нашим родителям или знакомым. Но обычно они не являются экспертами в детской психологи.
И их советы могут уже устареть и быть неуместными, а еще хуже — навредить.
Поэтому мы подобрали для вас 7 книг, которые помогут вам в таком непростом деле, как воспитание своих детей.
Что такое депрессия? Факт-карта, часть 1 Андрей Курпатов
Вы на «Чертогах» учитесь, если кто не в курсе. «Чертоги» — это надо почувствовать мышление, а мышление вы почувствуете, когда вы увидите большое количество отношений внутри элементов модели, которую вы структурируете для того, чтобы описать какую то часть реальности.
Вот представьте себе племя. В племени куча субъектов, и каждый субъект обладает определенным весом и тяжестью. Представьте, какой тяжестью для вас будет обладать старший в вашей группе — семейной, например.
Вот у меня был дедушка. Он обладал абсолютной тяжестью. Он не говорил вообще никогда ничего, вообще не говорил. Зачем ему разговаривать? Он бурят, он всё это там. Зачем ему разговаривать? Но все смотрели — как он встал, как он пошел, что он как сделал — и сразу бабушка интерпретировала. То есть это — означало «все шагом туда», здесь — «это всё», и пятое-десятое.
И соответственно — вот какая тяжесть — все ориентируются на поведение этого человека. Я думаю, что вы знаете этот пример по работе — кто еще умеет работать, и знает, что есть еще начальники, а не так, какая то фигня. Если есть руководитель, то в зависимости от того, что он думает, как он чувствует себя, какое настроение. Меня любили спрашивать: я когда работал в Останкино, я любил говорить (не любил, а иногда говорил) «Сегодня настроение такое, что лучше никому не заходить» — я говорил в приемную, аппарату говорил. «Кто рискнет — его ответственность». И сразу осмысленные все приходили, всякая ерунда не приходила. И можно было как следует сосредоточиться на важных делах.
Но при этом каждый субъект внутри этой «стаи» обладает определенным весом, в соответствии с тем, какое место в общей структуре он занимает. Ну то есть условно говоря, есть какой то товарищ, с которым вы повздорили. Я про племя говорю. Вы такой шкет, и там другой шкет, вы с ним повздорили. Имеет значение, что он шкет, вы шкет? Не сильно. Если он не сын вождя. Или у него например мамаша гипер-влиятельная, и может вашей мамаше открутить уши.
И вот нужно знать, по поводу с кем бы вы ни взаимодействовали — чем это выльется.
Сейчас все впали в абсолютный аутизм. Они всё время думают, что они взаимодействуют с каким то интерфейсом. Фейс-таймом (мобильное приложение), они с людьми разговаривают мне кажется, подходят и смотрят через объектив фейс-тайма в человека. Но на самом деле, за ним стоят тоже связи, отношения, и т.д. И принимаемые вами решения и действия, в отношении этого человека, могут существенным образом меняться, в зависимости от того, кто за ним стоит, или что за ним стоит. Какие возможности, какие ресурсы, какие знания, и т.д.
И в нормальном племени каждый субъект знает своё место.
Я про масаев рассказывал вам? Как я был у масаев. Как доктор Курпатов был у масаев. Там был вождь Померал в этот момент, и был его старший сын. И вот он ходил, показывал там эти свои домики из г**на — они живут в таких домиках из г**на. Я серьезно говорю, я не преувеличиваю. Это не фигура речи, они их из него делают. И у него так было: он в какой-то домик заходил, и ходил там как король. А в какой-то домик заходил аккуратно, потому что детей у вождя было много. Мне кажется, что половина всех, кто там появлялся на глаза.
Короче говоря, тяжесть того или иного объекта определяется количеством связей, которые данный субъект имеет. Чем больше линий вы можете построить от одного человека ко всем остальным персонажам. Представляете, сколько вы от начальника можете построить линий? Вы от него можете ко всем построить. А у вас есть например курьер. Вы так конечно можете построить ко всем, но это будет очень гипотетические линии. Фактически это будет — с пятью человеками он там общается, с администратором там, и т.д. Поэтому наша задача — тренируя мышление увеличивать тяжесть тех интеллектуальных объектов, с которыми мы имеем дело, в рамках той факт-карты первого уровня, которую мы создаем для того, чтобы описать соответствующий фрагмент реальности.
Сегодня я вам составлю факт карту, называется слово «депрессия».
Что вы думаете по поводу этого слова? У вас у всех же она? Да? «У меня депрессия. » «Отстаньте от меня, у меня депрессия». Это проклятье вообще всех специалистов, с корнем «психо», потому что все люди в полной уверенности, что они понимают о чем они говорят, когда им говорят «депрессия», или когда они говорят «депрессия». Что, вы не знаете депрессию? «Да у меня бывает через день депрессия. ». Да?
Но есть же депрессии, от которых люди так сказать, умирают.
Это одна из основных причин смертности — депрессия. Что там? Сердечно-сосудистые заболевания, онкология, травмы (аварии и прочее), и депрессия — суициды. Это одна из четырех базовых причин смертности. Как вы понимаете, рак уже очень хорошо лечится, и скоро будет вообще лечиться блестяще. Сердечно-сосудистые заболевания тоже лечатся уже все лучше и лучше. Травмы — сейчас все введут — будем ездить на автопилотах. Они сразу — раз, и как бы. А депрессию лечить не научились.
Но я сейчас не об этом. Я о том, что нам кажется, что мы понимаем, о чем идет речь, когда кто-то говорит «депрессия». Я хочу сегодня вам продемонстрировать, что если вы не специалист, то вы вряд ли понимаете, о чем идет речь, когда идет речь о депрессии. Во первых, давайте набрасывать факты.
Что мы с вами знаем: мы с вами знаем, что депрессия бывает эндогенной, и экзогенной, или реактивной.
— Эндогенная, мы понимаем чуть тоньше, мы понимаем, что она связана с генами. Реактивная депрессия связана с обстоятельствами, которые произошли.
Вот смотрите, какие могут быть обстоятельства: гибель ребёнка, тяжёлый неожиданный развод, гибель супруга. Когда вам что-нибудь оторвало — ногу, руку, еще что-нибудь, и вы стали инвалидом. Есть некое событие, после которого человек впадает в депрессию, и мы понимаем, что он собственно говоря имеет на это право.
Но есть куча депрессий, когда нет события. Событие под вопросом. Вроде бы у человека ничего такого не происходит, но при этом он демонстрирует соответствующие жалобы. Говорит, что у него снижено настроение, ничего не хочется, и т.д.
Давайте сразу опишем три симптома депрессии.
1. Снижено настроение. Думаю это не сложно.
2. Снижение энергичности, активности. Люди пассивны, они ни чего не хотят делать. Их не заставить. Ну, если вы имеете хорошую эндогенную депрессию, то человек просто лежит, смотрит в стенку, и это не фигура речи. Он реально лежит, мало двигается, и даже если двигается, то двигается медленно.
3. Снижение интереса. То есть ничего не интересно. «Хочешь деточка яйцо диетическое? Хочешь вот это вот. — Ничего я не хочу!» Снижение интереса и удовольствия. То есть если вам раньше нравилось рыбу ловить, сладкое есть, еще что-то. А тут вам наплевать. То есть вы от этого не получаете удовольствия. Это базовые симптомы депрессии.
И такие могут появиться, когда у человека нет никаких событий.