фаду что это такое инструмент
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Жестокий романс Португалии
» Афины сотворили скульптуру,
Рим измыслил право,
Париж изобрел революцию,
Германия открыла мистицизм.
А Лиссабон что же создал? – Фаду!»
(португальский писатель Эса де Кейруш)
Мариу Пашеку за португальской гитарой
(Сто лет назад был снят немой фильм «Севера», Северу с тех пор представляют так, как с афиши этого фильма).
Самое сильное португальское впечатление происходит на мысах береговой линии Португалии, будто специально спроектирован гениальным архитектором так, чтобы все окружающее говорило: все, дальше ничего нет и не может быть. Конец Европы, край света!
А маринейру (мореход, рыбак) и фадишта — главные персонажи португальской жизни.
Одиночество кого приводит в трепет, |
С удивлением «раскопала» вот такую информацию!: в 1969 году, 20 дней в мае, Амалия выступала в пяти городах СССР — Ленинграде, Москве, Ереване, Тбилиси, Баку. В Ленинграде она выступала целую неделю, а в остальных городах по два дня.
Архивные кадры с певицей вошли в фильм Карлоса Сауры «Фаду» (фильм прилагается ниже).
. Настоящее фаду в Португалии можно найти в маленьких тавернах старых кварталов. Это маленькие театры, поскольку фаду не для большой аудитории, это интимная музыка.
Вот так выглядят лиссабонские дома-фаду (Casa de Fado)
(прилагаю фото из своего «архива», на самом деле там гораздо темнее по свету).
. Два гитариста садятся у большого камина. Звон приборов затихает, разговоры смолкают, на секунду воцаряется тишина, раздаются первые звуки гитары, появляется фадишта. и перед вами разворачивается настоящий спектакль чувств. Исполнение фаду отличает яркая эмоциональность, передаваемая мелодией, интонациями, мимикой, жестами. Эти песни пробирают до глубины души, даже если слушатель не понимает ни слова по-португальски. В них каким-то невероятным образом сочетаются страсть, смятение и смирение, что так близко русскому романсу.
Для меня, как любителя испанской культуры, всегда оставался вопрос: как между Испанией и Португалией возможны «границы» между культурами? Но не зря говорят:
«Если изменила возлюбленная, то испанец убьет ее, а португалец сядет в лодку и уплывет в море страдать. «
Карлос Саура: «Когда мне предложили снять фильм о фаду, я ни минуты не колебался. Словно то, что я хранил в уголке своего сердца, теперь надо было достать из шкатулки памяти. Я сдул пыль с пластинок и кассет и перед тем, как дать ответ, вновь погрузился в мир фаду. Позже мои продюсеры прислали мне огромное количество звукового и литературного материала, и, как оказалось, мне еще многое предстояло открыть для себя. Теперь мои частые поездки в Лиссабон и в места, где царит фаду, позволили мне познакомиться с такими замечательными исполнителями, как Карлуш ду-Карму, Мариза и Каманэ. Поразительные голоса. Я также открыл для себя Лусилию ду-Карму, Тересу де-Норонью и многих других великих исполнителей фаду. И это дало мне возможность узнать другую Португалию, современную Португалию.»
Карлос Саура «FADOS».
Песня моря Я одна у кромки волн, Он уже не сможет ничего, Океан не сможет ничего: Горбенко: альбом Dulce Pontes Была удивлена красотой этого фаду в исполнении Пелагеи и Эльмиры: В полумраке, без всяких микрофонов девушка пела так, что сердце останавливалось. Ни слова не понятно, но музыка проникает прямо в душу. до слез. Фаду Португалии — что это?Фа́ду — эти четыре буквы скрывают глубину португальской души. Этот музыкальный жанр прошел трансформацию от музыки улиц, которую исполняли маргинальные личности в дешевых трактирах, где женщины зарабатывали себе на жизнь не только пением, до мирового признания и лучших концертных площадок мира. Самое интересное кроется в том, как произошли такие метаморфозы, как эта музыка шагнула в светские салоны, кто за этим стоит, и кто напомнил, что такое настоящее фаду. Прежде, чем получить широкую известность, народная музыка поддавалась влияниям культурных изменений и исторических событий. До XIX века слово fado не употреблялось по отношению к музыкальному жанру, слово произошло от латинского fatum, что означает судьба. Первые упоминание в португальском словаре о фаду, как о музыкальном жанре появляется во второй половине XIX века, и обозначает:
Еще одна вероятность происхождения именно такого названия музыки относят к тому, что эти истории повествуют о судьбе, как правило, нелегкой. История возникновения фадуОб истории возникновения до сих пор ведут споры, появились интересные и порой противоречивые теории, рассказывающие о возможном происхождении этого жанра. Одна из первых теорий предполагает, арабское происхождение. Поскольку с 8-го века Пиренейский полуостров находился под арабским влиянием. Португальский историк Теофилу Брага предполагает, что это выросло из арабских народных мелодий и напевов. В основе теории лежит схожесть мотивов и меланхоличных историй песен мавров и исполнителей фаду. Но здесь существует много противоречий, ведь последний оплот мавров на территории Португалии — это южный регион Алгарве, тогда логично было бы возникновение Фаду там, а не в Лиссабоне. Другая группа историков выдвинула предположение, что эта музыка возникла из песен трубадуров в средние века. Существовало три основных поэтических направления песен португальских трубадуров — песнь о любви, песнь о друзьях, насмешливые и злословные. Подобные темы лежат в основе фаду XIX века. Трубадурские песни о любви, исполнялись для дам сердца. Они очень похожи с исполнением фаду в Коимбре, так как фаду исполняется исключительно мужчинами. Песни о дружбе исполнялись в основном женским голосом, о потерянном друге жизни, они дали начало лиссабонскому фаду. Эта гипотеза тоже разбивается о волну критиков, поскольку у нее нет выстроенных логических связей, как это все трансформировалось на протяжении пятисот лет. Следующая теория, самая романтичная и относится она к эпохе, когда Португалия начала открывать мир, к эпохе мореплавателей. Морское происхождение фаду защищают Pinto de Carvalho и María Luísa Guerra. Эта эпоха началась в XV веке, с завоевания Сеуты, с этого момента, морские путешествия стали неотъемлемой частью жизни Португалии. Моряк — был основным персонажем этих песен, человек, который оставил дом, семью и погрузился в опасный и неизведанный мир, рискуя собственной жизнью. Петь и играть на музыкальных инструментах, помогало смириться со своей судьбой и неуверенностью в завтрашнем дне. Эти ностальгические песни о любви и тоске по дому, считаются одними из первых мотивов фаду. Подтверждением этой теории служит поэму José Régio – “Fado Português” (1941). В тоже время такую теорию считают слишком романтизированным клише. Одна из версий, что в Бразилии таким словом назывался какой-то определенный танец, сопровождающийся музыкой, некоторые путешественники тех времен упоминали о нем в своих заметках. Ну и последняя теория, которую защищает José Alberto Sardinha, что фаду имеет истинно португальские корни. Изучив традиционные песни, восходящие к средневековью, в разных регионах Португалии, он обнаружил некую единую поэтическо-музыкальную традицию, которая и дала основу для развития фаду. Повествование, пение песен трагически-сентиментального характера, было распространено на ярмарках, затем оно вместе с уличными музыкантами перемещалось из города в город, из деревни в деревню. В этих повествованиях о переплетениях судеб и кроется корень фаду. Несмотря на все исследования, истоки фаду по-прежнему остаются загадкой. Возможно, все, что мы описали выше, и повлияло на возникновение португальского жанра Фаду. Фаду: от трактира на большую сценуВозникновение Фаду, как музыкального стиля началось с момента урбанизации, который пришелся в Португалии на XIX век. Особенно это коснулось столицы. Революции, политические баталии, реформы, привлекли в Лиссабон крестьян, португальцев, вернувшихся из Бразилии, освобожденные рабы и другие. Все эти люди существенно увеличили население города и создали новый класс пролетариев в бедных кварталах Лиссабона, таких как Алфама, Моурария, Мадрагоа, Граса. Их объединяла бедность и борьба за выживание. В этой вселенной бедности: контрабанда, подпольные игры, воровство, проституция — были основными двигателями экономики. Появляются таверны и бордели, места исключительно для мужчин, женщины здесь были лишь для утех. В такой атмосфере исполнялись народные песни и танцы. В документальных свидетельствах той эпохи эти заведения имели название «Casas de Fado», где женщину, исполнявшая фаду, была легкодоступной. Тогда фаду не разделялось на песню и танец. В таком окружении и появилась одна из первых известных исполнительниц фаду — Мария Севера. Документально подтвержденная, как первая женщина, которая «пела, играла и танцевала фаду». Она была проституткой из Моурарии, которая, возможно, родилась 26 июля 1820 года и умерла 30 ноября 1846 года. Также, как и ее мать, она стала проституткой в раннем возрасте, но из-за своей красоты и дара исполнять фаду, она быстро стала любовнице графа Вимиозу. Он часто приглашал ее в аристократические салоны, дав ей возможность выступать на благородной публике. Благодаря любовной связи с аристократом Севера познакомила высший свет с музыкой улиц, таким образом фаду вышло за границы маргинальных бедных кварталов. Так фаду стало пользоваться популярностью и на светских раутах, что дало новый виток развития. После смерти она стала легендой, о ее жизни написали книги, ей посвятили стихи, и даже сняли фильм. Помимо Северы, в те года появляются другие имена. И лишь в 60-х годах появилась первая исполнительница фаду, не имевшая отношения к проституции: работница фабрики в Алкантаре — Цезария. Также появляются исполнители мужчины, помимо настоящих имен, зачастую они используют прозвища или профессии, например, Крестьянин с Комполиде (район Лиссабона), Кутила, Страсть и так далее. Основной тематикой песен было: любовь, работа, социальные страдания, песни о жизни народа, преступлениях, морских бедствиях и землетрясениях, смерти известных людей, актуальные политические и религиозные конфликты, про улицы и кварталы, сценки из Библии и боев быков. Другими словами, первые фаду повествовали о ежедневной рутине, в красках рассказывая о всех ее аспектах, не ограничиваясь песнями о несчастной любви. Фаду вышло за пределы борделей, и сменило прокуренные таверны на дворцы, театры, поместья. Аккомпанементом к фаду служило пианино. Появились первые профессиональные певцы фаду, которые получали за это гонорар. Эта музыка звучала на городских праздниках. Таким образом, фаду добралось до интеллигенции и студентов университетов. Так появилось фаду из Коимбры, здесь появились другие тексты более литературного содержания, имеющие отношение студенческой жизни. К концу XIX века, в салонах стала появляться португальская гитара. У молодых аристократов стало входить в моду — брать уроки игры на гитаре, и появились первые методологические пособия. В XX веке фаду стало центральной фигурой португальской культуры, выпускали пластинки, слова песен получили признание у литераторов, произошла интеграция в мир радио, театра, а в последствие в телевидение и кино. Все это позволило выйти фаду на международный уровень. В конце 20-х годов 20 века, вышел закон, регулирующий публичные музыкальные выступления и музыкантов. Отныне нельзя было просто так устроить выступление, обязательно надо было утвердить программу, и получить лицензию. В 1927 году, официально были созданы Casas de Fado, они пришли на смену всяким кафе и пивным, где эпизодически исполняли фаду. Из первых домов фаду на сегодняшний день сохранились «Adega Mesquita», «Adega Machado» и «Café Luso». Интерьер типичного ресторана декорирован плиткой азулежу, деревенской мебелью, на стенах висят гитары, фотографии исполнителей и португальские шали. Фаду исполняется в тишине, свет приглушен, исполнительницы фаду обычно накидывают на плечи черную шаль. Таким образом, современное фаду далеко ушло от своих корней. Период расцвета фаду пришелся на режим диктатора Салазара, тогда существовала негласная идеология «трех Ф»: Фаду, Футбол, Фатима. Музыкальный жанр был выбран инструментом пропаганды. В этот период появляется золотой голос Португалии или как позже ее назовут Королева Фаду — Амалия Родригеш. Некоторые дома фаду открывают сами исполнители. Например, Lucília do Carmo, несмотря на то, что исполнительницы уже нет в живых, ее ресторан «O Faia» продолжает жить под руководством сына, тоже фадиста. После Революции 25 апреля 1974 года, на некоторое время фаду уходит на второй план, поскольку у многих эта музыка ассоциируется с диктатурой. Несмотря на то, что Амалия, не имела никакого отношения к Салазару, ей приходится на время уехать из страны и она выступает с концертами по миру, тем самым знакомя с Португальской культурой. Современное фадуВ 90х происходит новый виток развития Фаду, появляются молодые имена, современное звучание: Mariza, Camané, Ana Moura и другие. В 1999 году уходит из жизни икона фаду Амалия Родригеш, это единственная женщина, которую похоронили в Пантеоне. Ее провожал весь Лиссабона. С этого момента, начинают искать новые звучания. Создаются интересные проекты. В настоящее время существует три разновидности фаду: Чтобы быть хорошим фадистом мало обладать хорошими вокальными данными, необходимо любить фаду, чувствовать и понимать, чтобы передать это голосом. Послушайте песню Ó Gente da Minha Terra в исполнении Мариза по стихам Амалии Родригеш и вы поймете о чем мы говорим. Обычно исполнительница фаду выступает в длинном платье, а на плечи у нее накинута черная традиционная шаль, эта мода сохранилась со времен Амалии Родригеш, а возможно на свои плечи накидывала шаль и мистическая Севера. Фаду в городе КуимбраВ этой бывшей столице Португалии фаду это не услада ушей туристов. Традиция исполнять Фаду в этом городе началась с конца XIX века. Скорее всего, музыка была привезена молодыми людьми, которые приехали учиться в университет Куимбры. Фаду в Куимбре исполняют исключительно мужчины, ведь раньше, женщины в университетах не учились. Этим и обуславливается внешний вид исполнителей этого города — они облачены в черные брючные костюмы, а поверх пиджака накинута черная мантия, это традиционная одежда португальских студентов. Еще одна отличительная черта — португальская гитара Куимбры, она отличается от лиссабонской размером, настройками и звучанием. Коимбрское фаду не исполнялось в трактирах, местом действия становились улицы и площади в ночное время. Основная тематика вертелась вокруг студенческой жизни, первых чувств, молодости, красоте вокруг в духе романтики. Здесь до сих пор можно встретить уличные студенческие выступления. Главный ингредиент фадуИ напоследок рассказываем вам о самом главном ингредиенте фаду — saudade, то самое непередаваемое португальское чувство доброй тоски и ностальгии по былым временам. Как заиграют на инструментах музыканты, так исполнитель прикроет глаза, займет характерную позу и польется из его уст песнь. Как говорят, не обязательно знать язык, чтобы почувствовать всю суть музыки, ведь она поется душой и эмоциями. Хотите почувствовать это сами? Послушайте онлайн трансляцию радио Amália. Юлия СмаглийЛюбит и знает Португалию. Создатель проекта Discover Portugal. Инста-блогер. Автор множества статей о Португалии. Водит авторские пешеходные экскурсии по Лиссабону. Подробности 7408 Опубликовано: 25 ноября 2018 Последнее обновление: 12 июня 2020 Что такое фаду? История и современностьСтатья для специального выпуска журнала «Русское Искусство»: «Россия и Португалия. Диалог Культур» Фаду — уникальная португальская музыка, рожденная в Лиссабоне и считающаяся одним из символов португальской столицы и да, пожалуй, и всей страны в целом. В 2011 году фаду было внесено в список нематериального наследия ЮНЕСКО, однако долгое время эта музыка считалась скорее «продуктом для внутреннего потребления». Даже те немногие исполнители фаду, которым удавалось выйти на международную сцену, воспринимались не как полноправная часть музыкальной культуры, а как экзотика. Традиционно музыка фаду имела успех в португалоязычных странах либо там, где существуют многочисленные португальские диаспоры. Однако в последние годы география фаду начала расширяться, и в списке стран, где эта музыка стремительно набирает популярность, Россия занимает не последнее место. Вот уже четыре года Российский Дом Фаду при поддержке Посольства Португалии проводит «Ночи фаду» – концерты исполнителей фаду в разных городах России. Тот факт, что фаду «приживается» в нашей стране, удивляет и самих португальцев. Между тем, полные залы и теплота, с какой встречают португальских музыкантов в российских городах, имеют свое объяснение. Не зная португальского языка, не понимая порой довольно сложной поэтики фаду, российские слушатели находят в этой музыке нечто близкое, воспринимая песни далекого Лиссабона прежде всего эмоциями. Датой рождения фаду как самостоятельного музыкального жанра принято считать 30 ноября 1846 года – день, когда умерла 26-летняя певица, гитаристка и танцовщица Мария Севера. Именно Северу называют первой фадиштой (fadista – исполнитель фаду, певец или певица), и сама ее судьба, воспетая и мифологизированная Лиссабоном, звучит как имя музыки, что она исполняла: рок – фатум – фаду. Известность Мария Севера приобрела благодаря своему громкому роману с графом Вимиозу, отпрыску богатой и знатной семьи. Легенда гласит, что граф влюбился в простолюдинку еще до того, как увидел ее лицо – в одни лишь звуки ее голоса и гитары. Вряд ли это было именно так, поскольку к моменту встречи с аристократом Мария была уже достаточно популярной артисткой: она выступала в заведениях по всему городу, от Морарии до Байру Алту. Но именно граф ввел ее в общество, которое позже эпоха модерна нарекла полусветом. Севера стала петь в гостиных богатых домов, и вместе с ней в этот социальный слой проникла ее музыка. Именно тогда песни лиссабонского дна трансформировались в жанр, довольно далеко отстоящий от примитивного «жестокого романса». Незаурядная личность Марии, ее несомненный музыкальный талант – все это возвысило фаду до уровня искусства. Итак, что же это такое – фаду? Почему эта музыка, явление, в общем, скорее локальное, завоевывает все большую любовь российской публики? Краеугольным камнем философии фаду является понятие saudade. Это слово плохо поддается переводу на другие языки и имеет множество толкований в португальском, которые в конечном итоге сводятся к следующему: печаль о том, что могло бы быть, но чего так и не случилось. В зависимости от контекста коннотация слова saudade может меняться – от смертельной тоски до светлой ностальгии. Что такое португальское ФадуFado – португальский песенный и, в гораздо меньшей степени, танцевальный жанр. Известны две разновидности фаду – лиссабонская и коимбрская. Выдающиеся художественные достоинства этого искусства сделали фаду известным далеко за пределами Португалии. Оно выделено ЮНЕСКО как объект культурного наследия всего человечества.
Согласно наиболее достоверной версии, фаду зародилось в 30-х годах XIX в. в лиссабонском квартале Alfama. Его населяли смешанные семьи португальцев и выходцев из африканских колоний – Анголы и Мозамбика. Жизнь, как правило, не баловала их, поэтому частые слова фаду – жалоба на судьбу («фатум»). Отсюда произошло название искусства, без которого ныне так же трудно представить Лиссабон, как Буэнос-Айрес без танго. Произведение фаду – сочетание и соревнование в виртуозности двух партий – певца fadista (фадишта) и гитариста guitarradas (гитаррадаш). Впрочем, многие выдающиеся фадишта прекрасно владели португальской (10-12–струнной) гитарой. Среди них и великая «Королева фаду» – Amália Rodrigues (Амалия Родригеш). В её исполнении звучит фаду Alfama, сопровождаемый фотографиями лиссабонского квартала – родины этого удивительно красивого искусства. По своим вокальным данным на титул «Королевы фаду» могла претендовать и другая выдающаяся фадишта – Maria Teresa de Noronha (Мария Тереза де Норонья). Но она осталась его «Графиней», и главная причина этого – её реальный графский титул в жизни. Принадлежность к высшим кругам португальской аристократии ограничивала её в профессиональной певческой карьере. Но её искусство, полное экспрессии и выразительности, принесло много радости ценителям фаду. Послушать фаду в Лиссабоне можно во многих местах. В центре, по адресу Travessa da Queimada, 10, находится известное кафе Luso. Здесь ежедневно с 20:30 до часу ночи проходят концерты фаду. Другие варианты – Casa do Fado («Дома фаду») или рестораны или бары с музыкальной программой фаду. Правда, необходимо учесть, что блюда в них почти вдвое дороже, чем в обычных заведениях. Концерты фаду, как правило, начинаются поздним вечером.
Специально для туристов есть специальный однодневный тур, включающий дневную полуторачасовую поездку на трамвае по лиссабонским холмам, и вечернее шоу Fado in Chiado. Есть на родине фаду и посвящённый ему музей – Museu do Fado. Он расположен по адресу Largo do Chafariz de Dentro, 1. До него можно добраться на метро, сойдя на станции Santa Apolónia, или на автобусах 28, 735, 745, 759, 790, 794. Музей работает ежедневно, кроме воскресенья, с 10 до 18 часов. Заплатив 5 EUR, любители фаду могут осмотреть экспонаты и послушать записи самых знаменитых фадишта.
|