урок ахматова перед весной бывают дни такие
Конспект урока Литература 6 класс Урок № 44 А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»
А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.
Лирика – один из трёх основных родов литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.
Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.
Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг.
Так начинается стихотворение поэтессы.
Как однажды, из-под пера любимого поэтессой Пушкина, вышли сказки из-за спора с Василием Жуковским, так и это стихотворение было написано «на спор». Надежда Чулкова, подруга Анны Ахматовой, предложила ей написать что-то не про любовь, а о природе. И Анна Андреевна приняла вызов.
Так, ранней весной 1915 года, в имении Слепнёво, и родилось это стихотворение.
Интересно, что в начале стихотворения автор прибегает к использованию метафоры: «антология русской поэзии».
Что такое антология? У этого слова несколько значений. Во-первых, в дословном переводе с греческого, оно означает «выбор цветов», так назывались сборники древнегреческих поэтов. Во-вторых, в более широком смысле, это сборник избранных произведений. Таким образом, Ахматова указывает на то, что данное произведение служит некоторым обобщением ко всей пейзажной лирике.
Лирическая героиня испытывает целую гамму чувств, глядя на луг, который «отдыхает под плотным снегом», и «весело-сухие» деревья, шумящие от малейшего порыва ветра.
Ахматова не передаёт, как природа влияет на настроение лирической героини, а наоборот, это чувства, которыми полна девушка, влияют, на её взгляд, на окружающий мир.
Так что и в пейзажной лирике у Ахматовой первичен не пейзаж, а чувства.
И ожидание весны для героини – это предвкушение любви и встречи с любимым человеком.
Какими средствами поэтесса передаёт настроение в стихотворении?
Метафоры у Ахматовой необычные.
Шумят деревья весело-сухие…
Эта метафора построена на двух совершенно разных по смыслу прилагательных. Весёлый – это эмоциональное состояние человека.
А сухой – это физическое состояние предмета.
Поэтесса здесь использует приём, который сочетает в себе и человеческие качества и предметные.
Рассмотрим другую строку:
И тёплый ветер нежен и упруг.
Нежность и упругость – это качества, присущие человеку, человеческому телу. Такой приём называется олицетворением.
Ахматова использует олицетворение для того, чтобы ещё раз сделать акцент на чувства и эмоции, а не только на описание природы:
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь…
Тут поэтесса напрямую говорит о своих чувствах, но это не только чувстве человека, наблюдающего за пробуждением всего живого, ожидающего весну и обновление.
В стихах Ахматовой человек и природа едины. Они неразрывны, как актёр и декорация в спектакле, причём декорация никогда не лжёт и не лукавит:
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поёшь.
Весной даже то, что уже надоело и к чему привык человек, кажется новым и необычным. Волнение, присущее соприкосновению с чем-то новым, поэт переносит на соприкосновение с весенним обновлением природы.
Весна для поэтов всегда символизировала новую жизнь, новые эмоции, новые ощущения, ощущение пробуждения и счастья.
В своих стихах поэтесса всегда уделяла особое внимание внутренним переживаниям героя. Всё происходящее вокруг она пропускала через себя, отражая это в своих стихах.
Теоретический материал для углублённого изучения
Из воспоминаний А. А. Ахматовой:
«Мои первые воспоминания – царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал…».
Несмотря на то, что стихотворений о природе у А. Ахматовой не так много, она умела её видеть и чувствовать. Любовь к поэзии, зародившись в детстве, прошла через всю жизнь Ахматовой. Она начала писать стихи, по собственному признанию, довольно рано, в одиннадцать лет: «Дома никто не поощрял мои первые попытки, а все скорее недоумевали, зачем мне это нужно».
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подстановка элементов в пропуски в таблице
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить определение художественных средств.
Например, если неодушевлённые предметы наделяются признаками одушевлённых, иначе можно сказать олицетворяются, то, конечно, это называют олицетворением.
Вспомним также, что определением, чаще всего выраженным прилагательным, является эпитет.
Деревья весело-сухие, тёплый ветер – это эпитеты.
Определите размер стихотворения А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»:
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг.
Для выполнения этого задания необходимо вспомнить алгоритм определения стихотворного размера из предыдущих уроков.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока литературы А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы.
А.А.Ахматова. «Пе ред весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы.
Здравствуйте, ребята! Рада всех приветствовать на уроке литературы! Запишите название темы в тетрадях.
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) прожила долгую и трудную жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.В автобиографии «Коротко о себе» Ахматова пишет.
Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже научилась говорить по-французски.
Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет».
Мы поговорим о весне. Для многих это любимое время года. Для природы это пробуждение ото сна, пора цветения, обновления. Попробуйте в одном предложении выразить то состояние души, которое вызывает у вас весна.
Прочитайте стихотворение «Перед весной бывают дни такие. »
Какие картины рисует поэтесса?
Луг отдыхает под снегом, деревья шумят, веет ветерок. Пейзаж здесь так чувственно реален, так нам это все знакомо, привычно! Поэтический мир Ахматовой (мир ее образов) мы слышим, видим, осязаем, воспринимаем на вкус.
Что, по-вашему, испытывает лирический герой? Почему так трудно в словах выразить это состояние?
Из обычных слов рождается нечто неуловимое, необычное.
В этом и заключается особенность лирики Ахматовой: она не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть ассоциации.
Что необычного есть в языке стихотворения?
Стихотворение начинается с предлога; ряд последующих предложений начинается с союза «и»; предложения простые, небольшие. Возникает ощущение доверительного разговора. Это еще одна особенность лирики Ахматовой. Многие ее стихотворения напоминают то дневниковые записи, то отрывки из письма, то жалобу, то песенку вполголоса. Они как бы случайно выхвачены из речевого потока. Запишите этот вывод в тетради.
Домашнее задание: прочитайте другие стихотворения Ахматовой; подготовьте выразительное чтение понравившегося стихотворения;
запишите свои наблюдения: в чем своеобразие лирики А. А. Ахматовой?
Урок по стихотворению А.А. Ахматовой «Перед весной. «
Конспект урока по литературе
в 6 классе
Урок литературы в 6 классе по теме: А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие». ( с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо).
Тип урока : урок “открытия” новых знаний.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Ι. Образовательные: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.
Личностные УУД : формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
2. Настрой на работу.
Работа с выражением Homo sapiens (Человек разумный) (слайд 1)
Учащимся предлагается объяснить, как они понимают это выражение, имеет ли это выражение отношение к ним.
3. Определение темы урока, постановка целей.
Работа с эпиграфом урока. (слайд № 2)
Учащиеся читают и объясняют высказывание: « Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая». ( Паскаль Блез)
— В этих словах известного ученого заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить?
— Учитель резюмирует сказанное и четко формулирует тему, отмечая, что разговор будет посвящен человеку и природе.
— Определив тему занятия, учащиеся с помощью учителя пробуют сформулировать цели работы.
(1. Определить, в каких взаимоотношениях находятся человек и природа.
2. Изучить произведение(я), посвященные взаимоотношению человека и природы.)
Учитель подводит итоги, записывает тему и цели работы на доске.
4. Работа по реализации целей урока.
— Ребята, попробуйте с помощью схемы изобразить, в каких взаимоотношениях находятся человек и природа.
Учащиеся работают на листах в парах, Представляя свои схемы, они объясняют их.
Учитель подводит итоги выступлений. Человек – часть природы, а раз это так, то он должен чувствовать природу, откликаться на все изменения в ней.
— учитель продолжает урок, говоря о том, что о взаимоотношениях человека и природы размышляли в своих произведениях многие писатели и поэты, не является исключением и А.А. Ахматова.
— знакомство с биографией А.А. Ахматовой. (слайды 5-6)
— Учащиеся выписывают те факты из биографии поэтессы, которые показались наиболее важными.
— Чтение стихотворения «Перед весной бывают дни такие» (запись через гиперссылку слайд 7)
Слушая стихотворение, учащиеся размышляют думают, кто является героем (героями) стихотворения.
— А. Ахматова наблюдательна и точна в описании природы и человека. Для этого она использует средства выразительности. Учащимся предлагается заполнить таблицу.(слайд 11)
Примеры эпитетов и олицетворений учащиеся выбирают из текста самостоятельно. Совместно с учителем знакомятся с термином Повторение (анафора).
5. Подведение итогов урока.
— После работы с текстом учитель возвращается к схемам, которые составляли учащиеся в началу урока. Подводя итог, педагог еще раз отмечает, что человек-часть природы, поэтому он живет по ее законам.
— Завершается работа синквейном, который начинается словами: ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК. (слайд 12)
Живут, взаимодействуют, влияют.
Завершая урок, учитель возвращается к целям, которые ставили ученики в начале урока. Ребята сами определяют уровень достижения поставленных целей (достигли, не достигли, частично достигли).
Домашнее задание: 1. Приготовить выразительное чтение стихотворения. – «3»
Урок литературного чтения Анна Ахматова » Перед весной бывают дни такие. «
Урок литературного чтения проводится в 4 классе по УМК » Планета знаний». урок включает в себя не только разбор стихотворения, но и работу с текстом.
Содержимое разработки
ТЕМА: А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие. »
УМК «Планета Знаний»
Ι. Образовательные: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.
-познакомить учащихся с поэзией А.Ахматовой;
-учить детей видеть и понимать прекрасное, работать над развитием грамотной, выразительной речи.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
Что есть прекрасного в обычном?
Мир этот полон красоты!
И то, что кажется привычным,
Иначе вдруг увидишь ты.
Всмотрись проникновенным взглядом
В ней, с тобою рядом,
В простых, обычных проявленьях
Так много прелести своей!
Скажи: «Остановись, мгновенье!»
И вдруг – сквозь кружево ветвей –
Увидишь солнце золотое,
А в ослепительных лучах
Трепещут листья на ветвях.
Ты спросишь: «Что это такое?
Как этот маленький листок
Вместить так много цвета мог?!
Он то оранжевый, то красный!
В прожилках розово-зеленых. »
И ты воскликнешь удивленно:
«Как это все-таки прекрасно!»
Всмотрись. Не ускользнет от взора
Рисунок зимнего узора
На стеклах твоего окошка.
Будь наблюдательней немножко,
И сам тогда увидишь ты,
Как много в мире красоты!
– В чем поэт увидел красоту? (Окружающий мир в разные времена года.)
– Какое время года вам нравится? Можно ли выделить какое-то время года особо? (Высказывания детей.)
– К чему призывает нас поэт? (Учиться наблюдать красоту природы, уметь видеть красоту внутреннего мира человека.)
– Чего вы ждете от сегодняшнего урока? (Удивления и восхищения тайнами художественного слова, желания научиться видеть в обыденном новое и необыкновенное.)
– Сегодня мы познакомимся с ее стихотворением «Перед весной бывают дни такие. ».
3. Слово об авторе стихотворения.
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) прожила долгую и трудную жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.
В автобиографии «Коротко о себе» Ахматова пишет.
Эта хрупкая женщина была очень сильной личностью. Она, восприняв судьбу России, не уехала за границу, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе.
4. Формулирование темы и целей урока.
Прочитайте слова Достоевского.
«Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!»
В этих словах заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить?
Тема «Природа и человек»
1. Определение взаимоотношений человека и природы.
2. Анализ стихотворения, выявление отношений человека и природы в стихотворении А.Ахматовой.
5. Работа над новым произведением
а) Чтение стихотворения учителем
б) Самостоятельное чтение стихотворения.
Задание: разделить на части.
в) Чтение 1 части стихотворения и анализ.
На слайде записана первая строка стихотворения.
ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ
-Если бы вы выделяли слова, то какие бы слова вы выделили?
— Какие слова необычные, самые главные? (ТАКИЕ)
По значимости они стоят как бы на третьем месте.
ТАКИЕ, Это какие дни? (как бы незавершенность высказывания), особые дни, вызывает вопрос, что же это за дни?
На втором месте по значимости ПЕРЕД ВЕСНОЙ.
-Почему перед весной особые слова?
Что в них особого? (еще нет весны, предвкушение),
ПЕРЕД ВЕСНОЙ дает слитое ощущение пространства и времени.
На первом месте слово БЫВАЮТ.
-Что в нем особенного?
(Часто бывают такие предвесенние дни, с поэтессой это уже когда-то было и повторяется снова).
В вашей жизни это было?
БЫВАЮТ, т. е. периодически уже происходило, и я жду, может быть произойдет и еще, бывает, случается. Чей-то опыт говорит, что случается? (ее поэтический опыт). Ахматова это уже когда-то переживала.
Прочитайте первую строку.
-Как вы думаете, что будет во второй строке? (рассказ об этих днях).
-А весна уже наступит во второй строке? (пока не знаем).
Читаем вторую строку:
ПОД ПЛОТНЫМ СНЕГОМ ОТДЫХАЕТ ЛУГ,
-Что здесь нравится? (отдыхает). Затишье, еще сон природы.
-А плотный снег это весна или зима?
-Как вы думаете, в третьей строке наступит весна? (уже пора наступить весне). Цифра три это волшебное число.
Читаем третью строку.
ШУМЯТ ДЕРЕВЬЯ ВЕСЕЛО-СУХИЕ
Обратите внимание на эпитет ВЕСЕЛО-СУХИЕ, это чисто Ахматовский эпитет.
Она в одно слово включила то, что деревья еще не проснулись, но уже пробуждаются.
В четвертой строчке будет движение и начнется весна.
И ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР НЕЖЕН И УПРУГ.
-Упругий ветер это какой? (ответы детей) Одновременно нежен и упруг, это как?
— Какие картины рисует поэтесса?
(Луг отдыхает под снегом, деревья шумят, веет ветерок. Пейзаж здесь так чувственно реален, так нам это все знакомо, привычно! Поэтический мир Ахматовой (мир ее образов) мы слышим, видим, осязаем, воспринимаем на вкус.)
— Обратите внимание на лексику стихотворения, на слова- образы.
(Лексика обыденная, разговорная.)
— Какие литературные приёмы использует автор?
Луг «отдыхает» – олицетворение,
деревья «весело – сухие» – метафора.
6. Выразительное чтение стихотворения детьми.
Чтобы описать весеннее настроение более естественно и художественно, неплохо было бы его на себе испытать. В каком бы времени года мы не находились, весна никогда не бывает за горами. Она или скоро придёт, или пришла, или перерастает в лето, или мы начинаем ждать новую Весну.
Настроение, посещающее нас в разгар весны-красны, очень похоже на распускающийся от солнышка цветок: с каждым днём всё ярче и ярче. А можно сравнить его и с чистой рекой, которая льётся и днём, и ночью, никуда слишком не торопясь, но и не отставая от времени и желаний.
Весеннее настроение даёт ощущение того, что ты струнный инструмент. Каждая отдельная струна звучит так тепло, звонко и ненавязчиво. Наши струны души никому не видны, но они дают нам ощущение красоты и музыки изнутри и наполняют гармонией
Что ждать от весны? Каждый выбирает сам для себя. Ведь не от поры года зависит внутренняя картинка мироощущения, а от умения человека радоваться простым вещам и желания открываться, словно цветок, на встречу новым радостным событиям.
Что по мнению автора является чудом весеннего ощущения?
С чем можно сравнить настроение в разгар весны?
Почему весеннее настроение можно сравнить со струнным инструментом?
От чего зависит умение видеть красоту природы?
8. Обобщение изученного.
– Что является самым главным результатом чудесного весеннего преображения-превращения?
Технологическая карта урока литературного чтения А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие»
Технологическая карта урока литературное чтение
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: Народная песня «Весна, весна красная!». А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие».
изучение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с народной песней «Весна, весна красная!», организации
и проведения работы по развитию осознанности чтения, читательских умений; пробудить познавательную активность; способствовать расширению кругозора, развитию речи, наблюдательности, умения анализировать прочитанное, формированию контрольно-оценочной самостоятельности; содействовать воспитанию эмоционального отклика на прочитанное, народное творчество
Предметные : замечают слова, ярко описывающие картины природы; пользуются средствами речевой выразительности
познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; самостоятельно создают способы решения проблем творческого характера;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие;
коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме
Личностные : имеют представление о ценности и уникальности природного мира, охране природы
Образовательные ресурсы: сведения о традиции закликания и встречи весны на Руси, песенки-веснянки
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности
I. Организация начала урока
– Сегодня на уроке потребуются ваше внимание, поддержка и помощь. Пожелайте друг другу удачи!
Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей
Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу
II. Актуализация знаний
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
– Какому времени года поэт посвятил это стихотворение?
Отвечают на вопрос
Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
Ориентируются в своей системе знаний.
Делают выводы в результате работы.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.
Формулируют ответы
на вопросы.
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме
III. Постановка учебной
задачи
– Назовите тему раздела.
– Тема урока – «Народная песня «Весна, весна красная!».
Весна – это время пробуждения природы. Время надежд. О весне написано много стихов, песен, пословиц, сказок и рассказов. С давних пор в народе слагались песни-заклички. Весну кликали, звали закличками-веснянками. Эти песни пели в хороводе.
– Какие цели и задачи вы поставите?
– Познакомиться с народной песней «Весна, весна красная!»
IV. Работа
по теме
урока.
1. Чтение произведения
Читает текст песни «Весна, весна красная!».
– Главный девиз для работы в парах: «Работая вместе, помогаем друг другу!».
– Представитель от каждого ряда должен смоделировать обложку для данной песни, а в дальнейшем она послужит первым листочком для самодельной книжки-малышки под названием «Весна».
Выбирают условные обозначения для модели обложки из памятки
в конце тетради по литературному чтению, составляют модели обложек и защищают их
2. Разучивание народных песенок-
веснянок.
1) Закликание весны
Рассказывает, как на Руси закликали весну. (См. ресурсный материал.)
– Давайте и мы позовем весну!
Март, март, солнцу рад.
Апрель, апрель, открой нам дверь.
Май, май, сколько хошь гуляй.
Самостоятельно работают с текстом народной песни в парах
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли и махнули.
Через правое плечо,
На носочки поднялись,
Руки вверх и руки вниз
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
Рассказывает, как на Руси встречали весну
Поют в группах, парах
Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
Ориентируются в своей системе знаний.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру
3) Беседа по содержанию произведений
– Каких птиц зазывают дети?
– Какие птицы прилетают первыми?
– Поделитесь впечатлениями от прослушанной песни.
Давайте закончим наш урок русской народной песней.
Весна-Красна да по Заречью шла,
О-ой ли, ой, люли, да по Заречью шла!
Да по Заречью шла, что ж ты нам несла,
О-ой ли, ой, люли, что ж ты нам несла?
А я вам несла ой да три вестушки,
О-ой ли, ой, люли, да три вестушки:
Первая вестушка – Ясно Солнышко,
О-ой ли, ой, люли, Ясно Солнышко;
Другая ввестушка – тепло летечко,
О-ой ли, ой, люли, тепло летечко;
Третья вестушка – соловей поет,
О-ой ли, ой, люли, да с перепелкою!
Отвечают на вопросы
– Поэты видят красоту окружающего мира – так рождаются стихи. У каждого поэта свой особый стиль. Сегодня на уроке мы узнаем, как Анна Андреевна Ахматова воспевала в своих лирических произведениях красоту родной природы
Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
Ориентируются в своей системе знаний
Рассказ учи-теля об А. Ахматовой
Рассказывает о творчестве А. Ахматовой.
(См. ресурсный материал.)
Делают выводы в результате работы.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.
Формулируют ответы
на вопросы.
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.
2. Первичное чтение стихо-творения
– Вам понравилось это стихотворение?
– Какие чувства вы испытываете после прослуши-
вания?
– Стихотворение А. Ахматовой состоит из восьми строчек. Лирический герой радуется наступлению весны, видит ее особые приметы. В начале стихотворения изображаются конец февраля и начало марта, луг, отдыхающий под плотным снегом
Отвечают на вопросы
Осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности, самооценку.
Проявляют осознанность в учении.
Адекватно реагируют
на трудности
4. Работа по со-держанию стихотворения
– Подтвердите строчками из текста, что весна еще не наступила.
– Какие первые признаки весны уже ощущаются?
– Вы чувствовали такую же легкость с приходом весны?
– Какие признаки наступления весны замечает героиня? Что изменилось в ее восприятии мира?
– То состояние и настроение, которыми делится героиня, возможны только с наступлением весны?
Отвечают на вопросы учителя
Устанавливают причинно-следственные связи.
Осуществляют структурирование знаний
Выразительно читать произведения (по желанию наизусть)
Записывают задание на дом, задают вопросы
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить
На Руси всегда очень серьезно относились ко времени, предшествующему лету, – красавице весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Люди отмечают «Масленицу» – проводы зимы, обычно это гулянье проходит рядом по календарю с христианским православным праздником «Сретенье Господне».
22 марта на Руси издавна отмечали день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется и начинается настоящая весна. Были народные приметы в чести. Сороки теплые – сорок дней будут теплыми и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников. Проверяла – и сейчас эти приметы действуют! По традиции, к началу этого праздника, отмечаемого в день весеннего равноденствия, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птички должны были быть аппетитные, с хрустящей поджаристой корочкой. Что же делали с этими птичками? Забирались на крыши домов, подбрасывали их вверх и пели песни-веснянки. Дети залезали на стога прошлогодней соломы, выкладывали там всех печеных птичек, плясали и припевали. Не зря же март в народе величают весновеем, протальником, грачевником. После веселых песен и танцев всех печеных жаворонков съедали, головки приносили матерям. Была примета: как высоко жаворонок летал – таким высоким в этом году будет лен. Какова голова у птички – таким головастым будет лен.