укажите по какому признаку образуются такие социальные общности как католики православные и
Укажите по какому признаку образуются такие социальные общности как католики православные и протестанты
Тест 1.Деление общества на группы называется:
а) социальным перемещением; б) социальной дифференциацией;
в) социальной адаптацией; г) социальным поведением.
2.Для определения социальной структуры общества значимыми признаками является (-ются) :
а) физические данные б) особенности темперамента; в) умственные способности; г) профессия.
3.По какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные, протестанты?
а) территориальному; б) этническому; в) социально-классовому; г) конфессиональному.
4. Маргиналами называют:
а) наиболее богатых членов общества; б) наиболее бедных членов общества;
в) деклассированные элементы; г) пограничные слои и группы.
5. Племена и народности – это:
а) исторические типы общества; б) социальные страты;
в) этнические общности; г) социальные группы.
В1. В приведенном списке отметьте цифры, характеризующие традиционную (патриархальную) семью
1)Отец семейства занимает главенствующее положение.
2) Взрослые дети живут отдельно от родителей.
3) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.
4) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.
5) Женщина находится в подчинении у мужчины.
6) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении и равенстве.
В2.К понятию «нация» относятся:
А) Общность психологии. Б) Определенная территория;
В) Единство экономической жизни. Г) Общая духовная культура.
Д) Общность истории.
С1.Какие функции выполняет семья. Назовите их, проиллюстрируйте примерами три проявления функции поддержки физического здоровья родителей и детей.
С2. Назовите три любые черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.
Контрольная работа по теме «Социальная сфера» 10 класс. ВариантII.
Тест: 1.Межнациональное сотрудничество способствует:
А. Развитию национальной культуры.
Б. Преодолению национальной ограниченности.
а) верно только А; б) верно только Б; в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны.
2.Вертикальная социальная мобильность проявляется при:
а) смене вероисповедания; б) перемене места жительства; в) повышении по службе;
г) переходе с одного места работы на другое на такую же должность.
а) этнос; б) община; в) государство; г) класс.
4. К наиболее эффективным способам предотвращения межнациональных конфликтов можно отнести:
а) создание национально однородных государств;
б) компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства;
в) обеспечение прав и свобод всех граждан, независимо от национальной принадлежности;
г) последовательное наращивание военного потенциала.
5.Какой статус относится к предписанному статусу?
а) водитель; б) студент; в) мужчина; г) депутат
В1. Вставьте пропущенное слово.
Определите понятие: «Изменение человеком или группой своего социального положения в обществе называется _________________________.
В2.Установите соответствие понятий, приведенных в одном столбце, определениям, приведенным во втором.
А. Перемещение из одной страты в другую
Б. Положение человека в обществе
В. Разделение общества на группы, занимающие разное положение
4. Вертикальная мобильность
Г. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне
Разработка олимпиадного задания по предмету «Обществознание»
ГБПОУ СО «Качканарский горно-промышленный колледж»
Рассмотрено и рекомендовано
КО «Теории и методики обучения»
«____» __________________ 2016 г.
Зав. КО __________/ _____________
Олимпиада по «Обществознанию» проводится в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и фестиваля «Грани таланта» среди обучающихся колледжа и учащихся отделения Кадетская школа-интернат
Время выполнения заданий – 2 академических часа. Олимпиада проводится в течении 1 пары в соответствии с утвержденным графиком.
По итогам олимпиады определяются кандидатуры для участия в олимпиадах на уровне города.
В олимпиадных заданиях представлены блоки «Человек и общество», «Политика», «Экономика», «Право», «Социальные отношения». Олимпиадные задания состоят из трех частей. Максимальное количество набранных баллов – 70.
Олимпиада по предмету «Обществознание»
Максимальное количество баллов – 70.
Задания оцениваются по 1 баллу за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов 45.
1. К типам экономических систем относятся
1) феодальная, капиталистическая, коммунистическая
2) развивающаяся, рыночная, централизованная
3) рыночная, смешанная, коммунистическая
4) традиционная, централизованная, рыночная
3. Верны ли следующие суждения о преимуществах рыночной экономики?
А. В условиях рыночной экономики хозяйственная свобода позволяет повысить эффективность производства.
Б. В условиях рыночной экономики государственное регулирование может являться инструментом хозяйственного развития.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. В социально-экономической сфере рынок осуществляет функцию
1) распределения ресурсов и материальных благ
2) обеспечения социально-политической стабильности общества
3) определения количества и видов налогов
4) обеспечения охраны окружающей среды
5. На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров: линия спроса D переместилась в новое положение D 1 ( P — цена товара, Q — объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь
1) снижением доходов потребителей
2) увеличением налогов на производителей телевизоров
3) удешевлением технологии производства телевизоров
4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами
P
D
Q
6. Эмиссию наличных денег в РФ монопольно осуществляет
1) Центральный банк РФ
2) Министерство финансов РФ
3) Федеральное казначейство
4) Министерство экономического развития и торговли РФ
7. Работник фирмы, который болен гриппом и по этой причине временно не работает, относится к категории
3) временно безработных
4) не включаемых в общую численность рабочей силы
8. Школы, вузы, театры, музеи относятся к сфере общественной жизни
1) экономической 3) политической
2) социальной 4) духовной
9. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество — это население Земли, совокупность всех народов.
Б. Общество — это определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
10. Создание Государственного совета в РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов России при Президенте РФ. К какой сфере общественной жизни относится данный факт?
1) экономической 3) политической
2) социальной 4) духовной
11. К мировым религиям не относится
1) индуизм 3) буддизм
2) ислам 4) христианство
12. И семья, и коллектив сотрудников фирмы являются
1) этнической общностью
3) социальным слоем
13. Укажите, по какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты?
14. Укажите, по каким значимым признакам может быть выделена социальная группа?
1) возраст, профессия, доход, образование
2) пол, возраст, физические особенности организма, доход
3) пол, физические особенности организма, профессия, доход
4) физические особенности организма, темперамент, способности
15. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодёжи?
А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.
Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
16. К этносоциальным группам относятся
1) сословия 3) народности
17. Среди студентов ВУЗов был проведён анонимный опрос об их национальной принадлежности. Полученные результаты объединяют группы опрошенных на основании общности
18. В школе возник конфликт между директором и учителем: учитель полагает, что директор предъявляет к нему завышенные требования, а директор убеждён, что учитель не желает работать в полную силу. Это пример конфликта
19. Процесс социализации индивида продолжается
1) с рождения до 7 лет
2) с рождения до 18 лет
3) с рождения до 30 лет
20. К агентам первичной социализации относится
1) приходящая няня 3) милиционер
2) директор школы 4) священник
21. Совет Федерации федеральные законы
22. Цель юридической ответственности состоит в том, чтобы
1) перевоспитать правонарушителя
2) наказать правонарушителя
3) предупредить совершение противоправных действий в будущем
4) все вышеперечисленное
23. Принцип конституционного устройства России, реализующийся через признание народа единственным источником власти
1) суверенитет народа
2) признание человека и его прав высшей ценностью
3) республиканская форма правления
4) ни один из вышеперечисленных
24. Конституционная возможность получения гражданином каких-либо благ называется
25. Политическое право, которое может быть реализовано лицами, не являющимися гражданами России
2) право на собрания
3) право быть избранным
4) право на доступ к государственной службе
26. Важнейшим экономическом правом, закрепленным в Конституции РФ, является
1) утверждение приоритета государственной собственности
2) запрет наемного труда
3) предоставление дополнительных прав лицам, занятым предпринимательской деятельностью
4) утверждение свободы предпринимательской деятельности
27. Психическое отношение лица к своему противоправному деянию называется
28. К функциям Президента РФ не относится
1) выступать гарантом Конституции РФ
2) разрабатывать бюджет России
3) принимать меры по охране суверенитета РФ
4) определять основные направления внутренней и внешней политики российского государства
29. Вынесение приговора по особо тяжким преступлениям осуществляется
4) органами внутренних дел
30. Работник для оспаривания решения работодателя об увольнении должен обратиться в
3) комиссию по трудовым спорам
31. Понятие легитимность означает
1) терпимость к другим мнениям
2) противостояние политических идей
3) правомочность власти
4) приведение к присяге главы государства
32. Определение, соответствующее понятию «государство»
1) единственный собственник всех средств производства, опирающийся на властные структуры
2) высшее руководство, получающее наибольшие выгоды от господствующего положения в обществе
3) основные направления по упорядочению общественных отношений
4) основной институт политической системы
33. К политической деятельности не относится
1) выборы Президента РФ
2) регистрация политической партии
3) выпуск акций открытым акционерным обществом
4) проведение митинга
34. «Человек сам, лучше любого правительства знает, что ему нужно» – этот принцип характерен для идеологии
35. Функцией государства является
1) наличие государственного аппарата
2) поддержание общественного порядка
4) разделение властей
36. Политический плюрализм означает
1) противостояние официальному курсу
2) множественность политических взглядов и группировок
3) взаимное стремление к положительному результату
4) единство взглядов
37. Является общественно-политическим движением, а не партией
1) «Справедливая Россия»
38. К институту законодательной власти в современной России относится
1) Федеральное собрание РФ
2) Администрация Президента РФ
3) Совет Министров РФ
39. В современной России сложилась:
1) однопартийная система
2) двухпартийная система
3) система двух с половиной партий
4) многопартийная система
40. Верны ли следующие суждения о политическом режиме?
А. Политический режим определяется способом передачи власти
Б. Политический режим зависит от внутренней государственной структуры
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
41. Верны ли следующие суждения о политическом режиме?
А. Политический режим зависит от внутреннего порядка и политической стабильности
Б. Политический режим определяется через способы осуществления государством своих полномочий
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
42. Определение: «Совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом» относится к понятию
1) политическая оппозиция
2) партийная фракция
3) партийная система
4) политическая партия
43. К институтам гражданского общества не относится:
2) региональный отдел образования
3) Общество солдатских матерей
4) политическая партия
44. Какое из представленных ниже положений не относится к ценностям либерализма?
1) отрицание государства
2) принцип разделения властей
3) принцип религиозной свободы
4) недопустимость вмешательства государства в частную жизнь
45. Господство, основанное на исключительных качествах, приписываемых лидеру, называется
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «рынок».
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
В) н а добавленную стоимость
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мировоззрение».
Мироздание; миропонимание; система ценностей; мировосприятие; убеждения.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мировоззрение».
4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина».
Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс».
Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».
6. Найдите в приведённом ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и обведите цифры, под которыми они указаны
2) место в системе общественного производства
3) отношение к средствам производства
4) основные черты образа жизни
5) роль в общественной организации труда
6) социальный престиж
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
7. Найдите в приведённом ниже списке причины групповой социальной мобильности и обведите цифры, под которыми они указаны
1) социальное происхождение
2) социальная революция
3) смена политического режима
4) уровень образования
5) гражданская война
6) социальный статус семьи
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
8. Найдите в приведённом ниже списке формы межнациональной дифференциации и обведите цифры, под которыми они указаны
1) протекционизм в экономике
2) транснациональные корпорации
3) национализм в различных формах и проявлениях
4) таможенные союзы
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
9. Найдите в приведенном ниже списке принципы, лежащие в основе демократического избирательного права, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) принцип открытого голосования
2) принцип всеобщности
3) принцип состязательности
4) принцип имущественного ценза
5) принцип неограниченности срока выборов
6) принцип гласности
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Проверочная работа по социальной сфере
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
по теме «Социальная сфера»
для студентов 1 курса
1) К нисходящей социальной мобильности относится переход (переезд):
1) с руководящей должности на рядовую; 3) с военной службы на гражданскую;
2) из города в сельскую местность; 4) с государственного предприятия в частное.
2) К достигаемому статусу человека не относится:
1)социальное происхождение 2)образование; 3)профессия; 4)материальное положение.
3) Какая функция семьи проявляется в продолжении рода?
4) Укажите, по какому признаку образуются такие социальные общности, как католики,
православные и протестанты?
1) территориальному 2) этническому 3) стратификационному 4) конфессиональному
5) К этносоциальным группам относятся:
1) сословия 2) касты 3) народности 4) классы
6) Слава и почёт — это пример применения санкций
1) неформальных позитивных 3) неформальных негативных
2) формальных позитивных 4) формальных негативных
7) Преступное поведение, нарушающее формальные нормы, называется
1) конформистским 2) девиантным 3) неформальным 4) делинкветным
8) Социальная роль — это
1) социальное положение человека в обществе
2) изменение положения личности в социальной структуре
3) определённая модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих
9) Верны ли следующие суждения о семье?
А) Семья организует совместную трудовую деятельность всех членов семьи в домашнем хозяйстве.
Б) Важной функцией семьи является организация свободного времени ее членов.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
10) Князь Олег подписал торговый договор с Византией. В этом историческом факте проявилась
1) социальная роль; 3) социальное происхождение;
2) социальная мобильность; 4) социальная адаптация
В-3. Установи соответствие. Ответ запиши в таблицу.
примеры социальной мобильности
Виды социальной мобильности
А) увольнение работника
Б) переход из православной
религиозной группы в католическую
В) токарь стал инженером
Г) международный туризм
Д) переход с одного предприятия на другое
В4 1. Найдите в приведённом ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и обведите цифры, под которыми они указаны
2) место в системе общественного производства
3) отношение к средствам производства
4) основные черты образа жизни
5) роль в общественной организации труда
6) социальный престиж
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
В-6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
1) престиж 4) мнение 7) власть
2) мобильность 5) неравенство 8) авторитет
3) доход 6) профессия 9) общество
С5 1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «социальной группе».
С6 1.Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.
1) К показателям достигаемого статуса личности относится:
1) социальное происхождение; 2) возраст; 3) материальное положение; 4) пол.
1) назначение ведущего инженера директором фирмы;
2) назначение инженера одной фирмы инженером другой;
3) переезд из одного поселка в другой;
4) понижение в звании
3) По какому признаку выделены такие социальные группы как род, племя, народность, нация?
1) демографическому; 3) территориальному;
2) этническому; 4) социально-классовому
4) К позитивным функциям социальных конфликтов относится
1) дезорганизация социальной жизни 3) стимулирование социальных изменений
2) создание стрессовых ситуаций 4) разрушение социальной системы
5) Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример …
1) отклоняющегося поведения; 3) социализации;
2) социальной стратификации; 4) социальной мобильности
6) Оценка обществом положения, занимаемого конкретным лицом, отражена в понятии:
1) статуса; 2) мобильности; 3) авторитета; 4) обаяния.
7) Демографическими являются следующие группы:
1) крестьяне и рабочие; 3) мужчины и женщины;
2 ) русские и украинцы; 4 ) католики и протестанты.
8) Переход человека из одной социальной группы в другую называется:
1) социальной мобильностью; 3) социальной деятельностью;
2) социальной стратификацией; 4) социальной коммуникацией.
9) Деление общества по социальным группам называется:
1) перемещением 2) дифференциацией 3) адаптацией 4) поведением
10) К социальным «лифтам» относят:
1) армию 2) церковь 3) школу 4) всё перечисленное
В-3. Установи соответствие. Ответ запиши в таблицу.
Признаки социальных норм
Типы социальных норм
А) закреплены в принимаемых государственными органами актах
Б) обеспечиваются общественным мнением
В) основаны на понимании добра и зла
Г) обеспечены государственным принуждением
Д) обязательно имеют формальную определённость
В-4. Найдите в приведённом ниже списке причины групповой социальной мобильности и обведите цифры, под которыми они указаны
1) социальное происхождение
2) социальная революция
3) смена политического режима
4) уровень образования
5) гражданская война
6) социальный статус семьи
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
(1) Уже давно люди знают о том, что конфликты и ссоры до добра не доводят. (2) Существуют разные мнения, как по поводу возникновения конфликтов, так и по стратегии поведения в конфликтной ситуации. (3) Одни воспринимают конфликт как стресс и считают, что необходимо ликвидировать причины его возникновения. (4) Другие утверждают, что
конфликт является естественным фоном человеческой жизни, он неизбежен и надо уметь находиться в нём, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер 2) характер оценочных суждений
В-6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
С-5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «социальной мобильности».
С-6. Назовите три разновидности ролевых конфликтов и проиллюстрируйте каждую из них примером.
Ключ к тестам по теме «Социальная сфера»
Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специализацией человеческой деятельности. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могут быть различными по размеру — малыми и большими, а также формальными и неформальными.
Социальная мобильность – переход людей из одних общественных групп в другие.
Социальная мобильность бывает двух видов: горизонтальная и вертикальная.
Горизонтальная мобильность – это географическое перемещение между районами, городами и т.д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т.е. без изменения статуса. Вертикальная мобильность – это движение вверх или вниз по социально-экономической шкале.
Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество); стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии)
1)внутриролевые (роль родителей предполагает не только доброе и ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);
2) межролевые (требования основной работы женщины приходят в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);
3)личностно-ролевые (работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).