такое событие как выход на пенсию относится к группе стрессоров
Стрессоры — виды, классификация, влияние
Ежедневно человек сталкивается с множеством стрессовых ситуаций. От этого никуда не деться, поэтому психология предлагает людям способы, с помощью которых можно избежать стресса или бороться с ним.
От того, какие стрессоры окружают человека, и как человек на них реагирует, складывается общая картина его психофизического и эмоционального состояния.
Виды стресса — плохой и хороший
Принцип действия стрессоров на организм
Стресс – это реакция организма на действие раздражителей, которые называют стрессорами. В психологии существуют такие понятия, как полезный и вредный стресс. Их различают по воздействию на организм человека и по последствиям, которые возникают через некоторое время.
Дистресс разрушительным образом воздействует на нервную систему и на внутренние органы человека. Именно он становится причиной депрессий, хронических болезней и психических отклонений. Помимо него существует и эустресс – положительная форма стресса. Он не несёт разрушающего эффекта и часто связан с радостными моментами в жизни человека.
Стрессорами могут быть любые факторы, окружающие человека в повседневной жизни.
Одни имею кратковременное и незначительное воздействие на субъект, другие же действуют длительное время, что приводит к хроническим проявлениям стресса.
Так или иначе, полностью избавиться от них невозможно. Для того чтобы снизить влияние стрессоров на организм, психологи разработали специальные методики и тренинги для повышения стрессоустойчивости индивидов.
Стадии развития стресса
Классификация стрессоров по Л. В. Леви
Согласно работам Л. В. Леви, человек постоянно пребывает в состоянии стресса. Это обусловлено любым воздействием извне или процессами внутри организма. Леви разделяет стрессоры на два вида: кратковременные и долгосрочные.
Кратковременные стрессоры
Могут возникать внезапно или же повторяться через какой-то промежуток времени. Они имеют незначительное влияние на нервную систему и не могут перейти в хроническую форму. К ним относятся:
Долгосрочные стрессоры
Длительное их воздействие не только вносит коррективы в спокойную и размеренную жизнь, но и может значительно сказаться на здоровье субъекта.
Стрессор — служба в армии
К долгосрочным относятся:
Для того, чтоб снизить влияние окружающих раздражителей, нужно избегать столкновения с ними или же изменить своё отношение к ним.
Влияние стрессоров разного типа
Семейные стрессоры
Главные стрессоры окружающей среды кроются вовсе не во внешнем мире, а в семье. Влияние стрессоров на психофизическое состояние человека классифицируется по двум параметрам: различают нормативные стрессоры и ненормативные.
Первые являются естественным этапом в жизни любого индивида. Как и любое нарушение границ нынешней действительности, они вызывают стрессовое состояние. Чаще всего тут выступает эустресс. Но и дистресс встречается не меньше.
Семейные стрессоры — ссоры родителей
Кризисными моментами нормативного характера являются:
Помимо таких этапов в жизни могут произойти и другие происшествия, накладывающие отпечаток на всех членов семьи. Это может быть:
В каждой семье происходят стрессовые ситуации, способные укрепить её или разрушить. Вне зависимости от возраста и социального статуса членов семьи, сложности обязательно будут возникать. Отличается лишь природа их происхождения и реакция на них домочадцев. Слабая коммуникация между родственниками только усиливает влияние стрессоров на их жизнь.
Помимо прочего, в семейных стрессах различают горизонтальные и вертикальные стрессоры.
Это линии развития стрессовых ситуаций, которые имеют влияние не только на текущую ситуацию, но и на дальнейшую жизнь людей. Этот факт ещё раз подтверждает то, что люди, в большинстве своём, повторяют жизнь своих родителей.
Что может быть стрессором — перечень
Стрессоры по степени контроля
В зависимости от происходящих в жизни человека событий складывается его дальнейшая судьба. Но главное, что выносит организм из любого стресса, – это память. Недостаток стрессоустойчивости компенсируется агрессивностью и конфликтным отношением к окружающим. Со временем субъект настолько привыкает к такому положению вещей, что вовсе не видит других вариантов реакции.
Психологами была составлена градация видов стрессоров: от тех, на которые может повлиять человек, до стрессоров, которые неподвластны воле субъекта. Это помогает лучше понять природу происхождения стрессоров и выработать принципы борьбы с ними.
Классификацию стрессоров по степени контроля можно рассмотреть на таком примере:
Болезнь — серьезный стрессор
Если взглянуть, на этот перечень, то становится ясно, что больший дискомфорт вызывают именно те стрессоры, на которые человек сам может повлиять. Из этого можно сделать вывод, что избежать большинства дистрессов не так уж и сложно.
Профессиональные стрессоры
Трудовая деятельность является корнем большинства нарушений психофизического состояния, а также хронических неврозов у людей среднего возраста. Непосильные нагрузки, а также давление со стороны руководства вводят субъект в стрессовое состояние. Человек проживает эту историю изо дня в день, и стресс становится хроническим.
Профессиональные стрессоры — виды
Трудовые стрессоры выглядят как перегрузки и недогрузки в работе:
Избыток и недостаток трудовой деятельности почти одинаково действуют на организм.
Должностные стрессоры проявляют себя в тот момент, когда человеку становятся непонятными требования к нему. Неопределённость вызывает чувство тревоги и собственной неполноценности.
Карьерные стрессоры – это не что иное, как продвижение по службе или, наоборот, его отсутствие, или увольнение. Влияние оказывает и такой фактор, как несправедливость по отношению к сотрудникам. Личностные факторы указывают на проблемы в совмещении работы и личной жизни.
Заключение
На примере различных видов стрессоров можно рассмотреть влияние особенностей воздействия стрессоустойчивости. Чем выше она у человека, тем меньше он подвержен дистрессу.
В зависимости от образа жизни субъекта, на него воздействуют различные стрессоры. Их влияние можно снизить, но избежать их полностью просто нереально, потому что стресс – это неотъемлемая деталь в процессе жизнедеятельности человека. Именно благодаря стрессорам формируются его привычки, инстинкты, которые передаются из поколения в поколение и обуславливают поведенческие реакции различных групп людей.
Стрессоры и стрессовые эпизоды.
Юрий Щербатых — Психология стресса и методы коррекции. Страница 26
Часто, оправдывая свою лень и спасая самооценку, люди снимают свою ответственность за возникающие проблемы, перенося ответственность на внешние факторы, что особенно характерно для личностей с внешним локусом контроля. Так, в «двойке» студента бывает виноват плохой преподаватель, в низких продажах у бизнесмена – «недалекие» клиенты, а в головной боли на следующий день после праздника – «левая» водка, которую продали бедному гражданину недобросовестные продавцы.
4.3.2. Локализация стрессора
Другой способ разделения стрессоров основан на локализации проблемы : она может носить действительно объективный характер или являться плодом сознания индивидуума. Так, зеленые чертики, которые мучают алкоголика во время белой горячки, представляют собой классический образец субъективной проблемы, а санитар наркологического диспансера, который отнял у данного алкоголика припрятанную бутылку водки, – это уже объективный фактор.
В привычной нам реальности все стрессорные факторы можно выстроить в соответствии с ранжированной шкалой, на одном конце которой будут находиться придуманные проблемы, а другом конце – проблемы реальные, независимые от сознания человека. Чаще всего реальные проблемы существуют в коротком отрезке настоящего времени, а «виртуальные» – в прошлом или будущем (рис. 33).
Рис. 33. Локализация стрессора (в сознании или реальности).
Исходя из этих двух способов разделения стрессоров можно составить двухмерную сетку координат, с помощью которой легче понять, с каким стрессором столкнулся человек и что можно предпринять, чтобы снизить уровень стресса @@@@@4##### (рис. 34).
Например. Погода : «реальность» на 8 баллов (небольшой субъективный компонент остается: что для итальянца мороз, для якута – жара), «подконтрольность» – примерно 2 балла (мы можем только частично компенсировать капризы погоды с помощью зонта или соответствующей одежды). Следовательно, попадает в «Область мудрого принятия».
Плохие жилищные условия : «реальность» на 7 баллов (хотя, в общем, понятно, о чем здесь речь, но все-таки, что для одного «приличная квартира», для другого – «убогое пристанище»), а «подконтрольность» – на 6–7 баллов (можно заработать или занять денег, чтобы улучшить условия жизни). Соответственно данный стресс попадает в «Область конструктивных действий».
Страх темноты : «реальность» – 1,5 балла (в случае фобий страх вызывает сама темнота, а не то конкретное, что может таиться в ней); «подконтрольность» чаще всего низкая (3 балла), так как люди, как правило, не умеют управлять собственными эмоциями, хотя это вполне возможно делать с помощью квалифицированного психолога. Таким образом, это «область субъективных стрессов».
Рис. 34. Локализация стрессов на двухмерной сетке координат шкалы «Реальность – Степень контроля».
В самом общем виде задача состоит в том, чтобы стараться перемещать стрессоры вправо и вверх, т. е. из «Области стресса» в «Область конструктивных решений».
4.3.3. Пути преодоления стрессоров различного типа
Соответственно типу стрессора подбирается и способ его преодоления.
Для стрессоров первой группы (из «Области мудрого принятия») необходимо, с одной стороны, отвлечь сознание от психотравмирующей ситуации, а с другой – пересмотреть свое отношение к неприятным фактам, обесценить их. Для достижения первой цели хорошо подходят дыхательные техники (глубокое дыхание или медитация на дыхании), различные приемы мышечной релаксации и визуализация. Для реализации второй цели можно использовать рациональную психотерапию и рефрейминг (в дословном переводе – «замену рамки»), который заключается в умении взглянуть на ситуацию с иной стороны, найти хорошее там, где привычный взгляд ищет только плохое.
Для стрессоров второй группы («Области конструктивных действий») наиболее адекватны методы, направленные на совершенствование поведенческих навыков: тренинг общения, тренинг уверенности в себе, тренинг управления временем (тайм-менеджмент). Если стресс вызван фрустрацией, связанной с трудностью достижения целей, то имеет смысл освоить технику выбора правильной стратегии и технику постановки адекватных целей.
Для стрессоров третьей группы («Область субъективных стрессов») наилучшим вариантом может оказаться преодоление оценочного подхода, освоение навыков позитивного мышления, изменение неадекватных убеждений или блокировка нежелательных мыслей.
Для стрессоров четвертой группы («Область саморегуляции») хорошие результаты дает применение аутогенной тренировки, нейролингвистического программирования, приемы нервно-мышечной релаксации и технология биологической обратной связи.
Общий перечень рекомендуемых методов нейтрализации различных стрессов приведен в табл. 7.
Таблица 7. Методы преодоления стрессов.
Таблица 7. (Окончание).
Вопросы и задания для проверки усвоения знаний
1. Перечислите субъективные причины возникновения стресса.
2. Перечислите возможные неадекватные установки и убеждения личности, которые могут приводить к стрессам.
3. Перечислите четыре основные группы объективных причин возникновения стресса.
4. Перечислите стрессы, вызываемые постоянными условиями жизни и работы.
5. Перечислите стрессы, вызываемые межличностными отношениями.
Выберите правильный вариант ответа:
1. Какая причина стресса связана с длительно действующими программами поведения:
а) стресс, вызванный ошибками мышления;
б) стресс, вызванный невозможностью удовлетворить физиологические потребности;
в) стресс, вызванный столкновением противоположных условных рефлексов;
г) стресс, вызванный неадекватными родительскими программами?
2. Какая причина стресса связана с динамически меняющимися программами поведения:
а) стресс, связанный с генетическими особенностями организма;
б) стресс, вызванный невозможностью удовлетворить «высшие» потребности личности;
в) стресс, вызванный неумением распоряжаться временем;
г) стресс, вызванный неадекватными установками и убеждениями личности?
3. Как называется псевдоразумное объяснение человеком своих поступков в случае, если признание их действительных причин грозит потерей самоуважения или разрушает сложившуюся картину мира:
4. Какое слово-маркер сигнализирует о наличии неадекватной установки негативной генерализации:
г) во что бы то ни стало?
5. К какой группе потребностей, по А. Маслоу, относится стресс, вызванный неразделенной любовью:
а) физиологические потребности;
б) безопасности и стабильности;
г) уважения и признания;
6. Какая стратегия разрешения конфликта наиболее приемлема, если нужно получить хоть какие-то преимущества и есть что предложить взамен:
а) уход (из конфликта и зоны стресса);
б) компромисс (минимизация стресса);
в) соперничество (введение в стресс второго участника);
г) уступка (замена стресса на другой, более приемлемый);
д) сотрудничество (замена дистресса на эустресс)?
7. Какая стратегия разрешения конфликта является наиболее трудоемкой, но наиболее выгодной в долговременном плане:
а) уход (из конфликта и зоны стресса);
б) компромисс (минимизация стресса);
в) соперничество (введение в стресс второго участника);
г) уступка (замена стресса на другой, более приемлемый);
д) сотрудничество (замена дистресса на эустресс)?
8. К какой группе объективных причин стресса можно отнести техногенные катастрофы:
а) к условиям жизни и работы;
б) к межличностным факторам;
в) к политическим и экономическим факторам;
г) к чрезвычайным обстоятельствам?
9. К какой области каузальной классификации стрессов относится страх темноты:
а) к области мудрого принятия;
б) к области конструктивных действий;
в) к области субъективных стрессов;
г) к области саморегуляции?
Основная:
1. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. М., 2002, с. 5–23.
2. Зикмунд В. Болезни – следствие цивилизации? Братислава, 1987, с. 122—140.
Каузальная классификация стрессоров 4.3.1. Степень подконтрольности стрессора
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 35Следующая ⇒
Как показывает опыт многих психотерапевтов, к которым обращаются люди, страдающие от стрессов, ошибка последних состоит в том, что они порой неправомерно переносят ответственность за свои проблемы на внешние факторы среды. Суть подобной позиции хорошо выразила британский психолог Ксандрия Вильяме, которая многие годы ведет антистрессорные семинары.
«В настоящее время мои дела идут не очень хорошо: накопились проблемы. У меня масса забот, очень мало денег, слишком много обязанностей и катастрофически не хватает времени. Меня не любят те, кого люблю я, друзья меня забыли, начальник невыносим, от детей одно беспокойство, новости всегда плохие, времена трудные. Если бы спад в экономике закончился, дети вели бы себя прилично, начальник уволился, мой брак вновь стал бы таким, как в самом начале, а люди предъявляли бы ко мне меньше требований, то я был бы счастлив» [1].
Комментируя подобные взгляды, К. Вильяме о [1; с. 6].
Для того чтобы точно выбрать способ борьбы с тем или иным стрессором, важно вовремя выявить его сущность, а для этого требуется классификация стрессоров на несколько групп, каждая из которых требует своего подхода (рис. 32).
Первый способ разделения стрессоров заключается в оценке нашего контроля над ситуацией.
На какие-то события мы можем влиять непосредственно и в значительной мере.
Например, если осенью человека беспокоит холод в квартире, а отопительный сезон еще не начался, то у него есть множество способов уйти от этого стресса, от самых простых (потеплее одеться или включить электронагреватель) до более сложных и дорогостоящих (уехать на юг до включения центрального отопления).
На другие события труднее воздействовать непосредственно, но на них можно воздействовать косвенным путем.
К таким стрессорам, например, можно отнести болезни или взаимоотношения с друзьями. С одной стороны, здоровье есть результат заботы о нем, так как зависит от характера питания, режима дня, физкультуры и т. д., но, с другой стороны, оно также зависит от экологии и возбудителей болезней, которые не подвластны человеку. Так же обстоит дело и с межличностными отношениями. С одной стороны, своими дружелюбными и конструктивными действиями можно создать хорошие отношения с окружающими людьми, но порой встречаются настолько конфликтные личности, которые вызывают стресс, несмотря на все усилия его избежать.
Наконец, еще одна группа стрессогенных факторов среды, которая практически неподвластна
Гнев, раздражительность, злость и другие отрицательные эмоции только мешают достойно переносить удары судьбы, поэтому следует учиться управлять своими чувствами или переводить их в конструктивное русло. Тендерная принадлежность, паспортный возраст (не пу-
1 24 Глава 4. Причины возникновения психологического стресса
4.3. Каузальная классификаиия стрессоров 125
тать с биологическим возрастом, на который можно влиять!), погодные условия, правительство, уровень цен и пенсий — многое в России относится к третьей категории стрессоров. Сюда же можно отнести привычки и характеры других людей.
Так как между вышеописанными категориями стрессоров нельзя провести четкой разделительной линии, то их можно разместить на некоей шкале, начиная от тех, на которые мы, безусловно, можем повлиять до тех, которые совершенно не подвластны нам (рис. 32).
Рис. 32.Степень контроля над стрессорами
Следует отметить, что человек, в принципе, может в определенных пределах изменять соотношение подконтрольной ему части мира и независимой от него. Возьмем, например, внешность. С одной стороны, она дана человеку от рождения, и ему остается только смириться с ней как неизменной данностью. Но, с другой стороны, успехи современной пластической хирургии, эндокринологии и других отраслей медицины позволяют людям менять форму носа, пересаживать волосы, изменять размер и форму груди и т. д. Многочисленные случаи изменения пола за последние годы показывают, как далеко зашел человек в своем стремлении видоизменять свою природу по собственному желанию.
Пенсионный стресс – как психофизиологический феномен
Березина Татьяна Николаевна |
доктор психологических наук
профессор, Московский городской психолого-педагогический университет
123290, Россия, г. Москва, наб. Шелепихинская, 2а, ауд. 508
Berezina Tatiana Nikolaevna
Doctor of Psychology
professor of the Department of Scientific Basis of Extreme Psychology at Moscow State University of Psychology and Education.
123290, Russia, g. Moscow, nab. Shelepikhinskaya, 2a, aud. 508
Просмотров статьи: 5496 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация: Предметом исследования выступает пенсионный стресс в двух его видах: предпенсионный как стресс от ожидания выхода на пенсию и постпенсионный – переживания возникающие после выхода на заслуженный отдых. Целью исследования является изучение динамики показателей биопсихологического возраста на протяжении девяти периодов жизненного пути человека (в промежутке от 25 до 85 лет). Рассматриваются изменения показателей относительного биологического и психологического старения, наиболее подробно они оцениваются в период предшествующий выходу на пенсию и последующий на ним. Метод исследования: изучение возрастных срезов. Применялись методы диагностики биологического, должного биологического и психологического возрастов, также оценивался индексы относительного биологического и относительного психологического старения. Для оценки достоверности результатов применялся метод дисперсионного анализа Анова. Было показано, что в период, предшествующий выходу на пенсию, у людей усиливается относительное биологическое старение организма, которое сохраняется и в последующий период, однако, после 71 года оно выравнивается и начинает соответствовать биологической норме. Мы объяснили это явление – следствием психологического стресса, который человек испытывает в ожидании и позднее при переходе из одной социальной среды в другую. Также показано рассогласование между биологическим и психологическим старением: психологический возраст человека не изменяется в период выхода на пенсию, однако, уже находясь на пенсии, и мужчины, и женщины начинают чувствовать себя психологически более старыми.
Ключевые слова: личность, жизненный путь, личностное время, пенсионный возраст, биологический возраст, психологический возраст, пенсионный стресс, предпенсионный стресс, относительное биологическое старение, психологическое старение
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 19-18-00058
Abstract: The subject of this research is the retirement stress in its two forms: pre-retirement stress as an anticipation of retirement, and post-retirement as the feelings emerging after reaching retirement. The goal of this work consists in studying the dynamics of indicators of biopsychological age throughout nine stages of the human life cycle (between 25 and 85 years of age). The author explores change of indicators of the relative biological and psychological aging, namely during the periods preceding retirements and following right after. ANOVA dispersion analysis was applied for assessing the veracity of results. Activation of the relative biological aging is determined in the period preceding retirement and the following one; however, after reaching 71 years of age, it balances out and starts matching the biological norm. The author explained such phenomenon as a result of psychological stress experienced by a person during anticipation, and later transition, from one social environment into another. The research also demonstrated disaccord between biological and psychological aging: psychological age of a person does not change at the brink of retirement; however, during the retirement, both men and women start feeling psychologically older.
pre-retirement stress, retirement stress, psychological age, biological age, retirement age, personal time, life path, personality, relative biological aging, psychological aging
Однако, как следует из обзора литературы, исследователи в основном сосредотачивались на изучении периода жизни, после выхода на пенсию, изучали его психологические и соматические последствия. Сравнение осуществлялось периодами в целом «до» и «после». Однако собственно тот небольшой промежуток времени, предшествующий выходу на пенсию, на который и падает основная нагрузка предпенсионного стресса, остается недостаточно изученным.
Организация исследования. Целью исследования является изучение предпенсионного стресса как психофизиологического явления на основе динамики темпоральных показателей (биологического возраста, должного биологического возраста, психологического возраста и ряда производных индексов).
Для изучения динамики биопсихологического возраста использовался метод возрастных срезов. Для оценки показателей биологического возраста мы использовали следующие методики.
1. Методика «Определение биологического возраста по В.П. Войтенко». Данная методика состоит из опросника «Определение самооценки здоровья (СОЗ)» и формулы определения биологического возраста (в формулу включены показатели: артериального давления, задержки дыхания после вдоха, статической балансировки и массы тела). Интегральным показателем является БВ – биологический возраст.
4. Для оценки психологического возраста мы использовали метод самооценки личностного времени по К.А. Абульхановой и Т.Н. Березиной. Психологический возраст оценивался по 100 бальной шкале, где 0 баллов ставилось новорожденному младенцу, у которого все впереди, а 100 баллов, человеку, завершающему жизненный путь, который уже всего достиг или все равно не достигнет.
5. Индекс относительного психологического старения ПВ – КВ (психологический возраст – календарный возраст). Введен нами специально для этого исследования.
6. Методы математической статистики (Программный пакет Statistica 12). Для оценки влияния факторов пола и календарного возраста (возрастной группы) на показатели биопсихологического возраста мы использовали дисперсионный анализ Anova. Factorial. Для сравнения групп между собой мы использовали критерий Фишера, входящий в состав дисперсионного анализа (Fisher LSD)
Испытуемые. Было обследовано 1546 человек, из них 809 женщин и 737 мужчин. Более подробно половозрастной состав представлен в таблице 1.
Таблица 1. Половозрастной состав выборки.
Выборка формировалась по территориальному принципу. Было обследовано несколько территориальных образований (участков, относящихся к определённому медицинскому или образовательному учреждению). Были взяты участки в г. Москве, г. Уфе, Московской области, Республике Башкортостан, Республике Северная Осетия. Были обследованы все взрослые люди в возрасте от 25 лет и выше, относящиеся к данному участку (к участку поликлиники, или к школе).
Мы изучили динамику биологического возраста у взрослых людей методом возрастных срезов. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Динамика биологического возраста у мужчин и женщин на протяжении жизненного пути.
Как следует из таблицы, биологический возраст закономерно растет с повышением календарного возраста человека, этот эффект сохраняется и для мужчин, и для женщин. При этом, у женщин биологический возраст оказывается ниже календарного во всех группах. У мужчин биологический возраст в большинстве групп превышает календарный, он становится равным календарному только в старшем возрасте, после 61 года, и в последующем снижается относительно календарного..
Мы провели дисперсионный анализ влияния на биологический возраст факторов пола и возраста и оценили эффект взаимодействия факторов. Влияние факторов пола и возраста достоверно с p Обсуждение результатов.
У мужчин пенсионный стресс выражен даже сильнее чем у женщин, он становится почти максимальным в период 61-60 лет (индекс относительного старения положительный и равный +3,99 года), и этот индекс достоверно выше самых молодых и последующих пожилых возрастных групп.
Однако, наше исследование также показало, что существует не менее сильно выраженный предпенсионный стресс – стресс от ожидания выхода на пенсию. У мужчин он максимальный, он даже выше, чем постпенсионный стресс. В период перед выходом на пенсию у мужчин индекс относительного старения максимальный и достигает +4,08 лет, что достоверно выше самых юных и самых пожилых возрастных групп. У женщин предпенсионный стресс выражен слабее. Индекс относительного старения близок к нулю (-0,74) и достоверно отличается только от самых пожилых групп: различие с более молодыми группами – лишь на уровне тенденции.
По итогам нашего исследования было показано существование пенсионного стресса для у людей; после выхода на пенсию у них резко увеличивается биологический возраст, это касается и мужчин, и женщин, биологический возраст у них начинает превышать статистическую норму. У мужчин пенсионный стресс выражен сильнее чем у женщин. Наши данные совпадают с результатами, полученными в других странах, и в аспекте наличия пенсионного стресса, и в аспекте его большей выраженности у мужчин, чем у женщин.
Кроме этого, нами обнаружен феномен предпенсионного стресса в России. У мужчин и у женщин ожидание пенсии в последние пятилетие перед выходом на заслуженный отдых также ухудшает показатели биологического возраста. У мужчин предпенсионный стресс выражен сильнее чем у женщин. Величина относительного старения у них наибольшая именно в предпенсионном возрасте.
Следует отметить, что в России наблюдается перевернутая U – образная зависимость между календарным возрастном и биологическим. В молодом возрасте (задолго до выхода на пенсию) у мужчин и женщин биологический возраст ниже и календарного, и статистической нормы, то есть, они оказываются моложе, чем должно быть. В предпенсионном и пенсионном возрасте у них наблюдается резкое постарение А потом в более познем возрасте, через несколько пятилетий после выхода на пенсию, их биологический возраст опять снижается, и они становятся моложе чем это предполагается статистическими нормами и календарным возрастом.
Также мы обнаружили некоторое рассогласование между биологическим и психологическим старением организма. Предпенсионный и постпенсионный стресс, существующий и у мужчин, и у женщин и влияющий на работу многих систем организма, не оказывает влияния на самооценку человеком своего психологического возраста. Зато позднее, примерно через 5 лет после достижения пенсионного возраста, у людей начинает наблюдаться ускорение психологического старения.
Благородности. Автор выражает благодарность молодым коллегам принимавшим участие в сборе экспериментальных данных: Зинатуллиной А.М., Калаевой А.А., Терехина А.В., Фасхутдиновой Ю.Ф., Чумаковой Е.А., Исяндавлетовой Ф.С., Мельнику В.П., Голубеву И., Седых Ю..