Про что сказка курочка ряба
Сказка про курочку Рябу и ее смысл. Мораль сказки про курочку Рябу
О чем рассказывает эта сказка?
Рассказывает она о том, как однажды курочка, жившая у деда и бабы, вдруг снесла золотое яичко. У деда и бабы разбить его никак не получалось, несмотря на многие попытки. Зато это случайно смогла сделать мышка. Ей стоило всего лишь махнуть хвостиком. Но вместо того чтобы обрадоваться, дед и баба почему-то очень огорчились. Курочка успокоила их и сказала, что будет им новое яичко, обычное, не золотое.
Однако эта история имеет несколько вариантов. В некоторых из них появляются новые действующие лица: поп и попадья.
Вот такая, на первый взгляд, простенькая история. Но в чем же смысл сказки про курочку Рябу? Этот вопрос интересен многим. Некоторые считают, что сказка вообще смысла не имеет. С этим утверждением вряд ли согласится большинство людей. Сказки ведь издавна рассказываются не только для интереса, но и для того чтобы научить чему-то хорошему. Со смыслом этой сказки предстоит разобраться.
Главное противоречие сказки в том, что дед и бабка плачут оттого, что золотое яйцо разбилось. Но ведь они так этого хотели! Возможно, яйцо оказалось пустым, и бабку с дедом постигло разочарование. Может, они просто хотели поесть, а яйцо, разбитое мышкой случайно, растеклось по полу? Возможно, что и не золотое оно было, а просто с золотистой скорлупкой, старики же думали, что оно особенно вкусное.
Некоторые исследователи сказки посвятили много лет, чтобы найти связь ее с мифологией. Часто сказку связывают с древними мифами о Мировом яйце, из которого рождается либо вся Вселенная, либо часть мира, либо кто-то из богов. Образ мыши также символичен. В мифах многих народов говорится, что это животное родилось из земли. Таким образом, сказку связывают с мифами о сотворении и конце мира. В некоторых более полных версиях сказки, после того как яйцо разбилось, со всеми, кто об этом узнал, случились какие-либо несчастья.
Существует мнение, что в сказке есть связь с языческими обрядами. При этом яйцо сравнивается с луной или солнцем. Яйцо золотое – солнце. Образ серой мышки – вечер. Разбитое золотое яйцо – закат. Простое яйцо – луна.
Интересна трактовка сказки у М. Е. Вигдорчика. Он считает, что золотое яйцо представляет собой символ ребенка. Попытки разбить яйцо – это символ воспитания ребенка. Но у деда с бабкой ничего не получается, а у мышки получилось. Мышка – символ легкомысленной снохи, которая для родителей мужа представляется в каком-то роде соперницей. Им обидно, что у нее получилось воспитать ребенка, а у них нет.
Актуальность сказки в наше время
Детские истории являются собранием народной мудрости, пусть и не в форме поучения. Сказка про курочку Рябу не исключение. Однако времена меняются, появляются новые реалии. Многие авторы пробуют по-своему рассказать известную всем легенду. Весьма интересна сказка про курочку Рябу на новый лад Ольги Ахметовой. В ее трактовке мышь, увидев яйцо, захотела его украсть, она позавидовала тому, что дед и бабка «станут богачами», а ведь и она «достойна миллиона». Те, в свою очередь, слишком долго думали, что делать со свалившимся на голову богатством. В итоге яйцо разбилось и не досталось никому. Смысл этой сказки в том, что каждому в жизни может выпасть счастливый шанс, но нужно распорядиться им с умом.
Еще одна сказка про курочку Рябу повествует о том, что яичко оказалось не золотым, а всего лишь киндер-сюрпризом. В сказке Игоря Шандры Ряба снесла яйцо Фаберже. Его отнесли на хранение в банк, чтобы уж наверняка не разбилось. Но и в этой версии деда с бабкой ждали слезы. А виновата оказалась компьютерная мышь: «хвостиком махнула», и весь банк исчез. А Ряба утешила тем, что исчезла подделка, а настоящее яйцо в целости и сохранности.
Вот такие интересные истории, и это лишь малая часть. Все говорит о том, что и в наше время сказка про курочку Рябу вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых.
Споры насчет морали сказки
Серьезные исследования сказки вызывают уважение, но вряд ли обычный человек будет искать скрытые смыслы. Но чему все-таки учит эта история? В чем мораль сказки про курочку Рябу?
Каждый может понимать ее по-своему. Есть мнение, что яйцо – символ любви, которую не смогли уберечь дед и бабка. Рябая курочка – символ Высшего разума, поэтому она и черно-белая, так как сочетает в себе и добро, и зло. Мышка – какая-нибудь сплетница. Если долго разбивать любовь, то отношениям может прийти конец из-за какой-нибудь мелочи вроде сплетни. А простое яйцо – не любовь, а привычка, которая появилась со временем. Мораль – надо дорожить отношениями, беречь любовь.
Кто-то считает, что сказка говорит о том, что не надо быть глупыми и завистливыми. Ведь дед и бабка даже не понимали, для чего они хотят разбить яйцо, а когда это сделала мышка, они просто позавидовали ей. Мораль – нужно обдумывать свои поступки и не быть завистливыми.
Есть также версия, что сказка учит не планировать жизнь до мелочей. Всегда есть место для случайности.
Способен ли ребенок понять эту сказку?
Не просто так говорят, что устами младенца глаголет истина. Несмотря на множество интерпретаций, сказка про курочку Рябу все-таки является детским произведением. Дед и баба, по мнению многих малышей, плачут оттого, что они сами не смогли разбить золотое яичко. Вот откуда столько переживаний. Конечно, впоследствии родители могут предложить ребенку и свою версию о том, чему же учит эта сказка. Неплохая воспитательная беседа получится.
В чём смысл сказки Курочка Ряба?
Вопрос далеко не простой
Есть произведения, которые входят в жизнь человека с раннего детства. Яркие книжки с картинками становятся окном в мир литературы. И одно из первых мест занимает сказка «Курочка Ряба».
Самым популярным стал вариант Константина Дмитриевича Ушинского. Именно этот текст издаётся чаще всего и становится той сказкой, которую дети, едва выучив буквы, читают самостоятельно. Ушинский был выдающимся педагогом и многие тексты создавал в расчете на восприятие маленьких детей:
«Жили себе дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое – золотое. Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».
Вроде бы незамысловатый текст. Однако даже у совсем юных читателей могут возникнуть вопросы. Например, почему дед и баба старались разбить яйцо, а когда мышка это сделала – плачут? И почему простое яйцо лучше золотого?
Тут имеют место разные смысловые пласты. Ушинский обработал народную сказку и создал ёмкий, лаконичный, ритмичный текст. Однако глубинный смысл остался спрятанным между строк.
Сказка о курочке Рябе имеет немало вариантов. И различия порой очень существенные. В сборнике Александра Николаевича Афанасьева можно найти версию под названием «Курочка». Завязка сюжета проста. Была у старика и старушки курочка, снесла яичко «пёстро, востро, костяно, мудрено». Положили его на полку. Но тут мышка пробегала, махнула хвостом, яйцо и разбилось.
Заканчивается сказка очередной странной реакцией. «Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал».
Тут и сказке конец. Сюжет оборван. Открытый финал? А дальше могла быть продолжена череда неадекватных реакций. Однако сказано, что яйцо «мудрено».
Интересен вариант Алексея Николаевича Толстого. Начало знакомое: «Жили-были дед да баба. У них была курочка Ряба». Далее всё предсказуемо – снесла курочка яичко: «пёстро, востро, костяно, мудрено». Мышка хвостиком «вернула», и результат понятен. И началась настоящая фантасмагория. Дед и баба начали рыдать, ворота скрипеть, куры летать… Но заканчивается сказка утешением: Ряба пообещала снести другое яйцо, не простое, а золотое.
Перевёртыш привычного сюжета. Разбилось простое яйцо, а курица взамен пообещала золотое. То есть нечто более ценное.
Тайны за семью печатями
Яйцо – глубокий символ, олицетворяющий мироздание. В свете этого совсем не случайно, что в некоторых вариантах начинался переполох, куры летали, ворота скрипели. Но ещё яйцо – символ зарождения чего-то нового.
В мифологии Индии бог Брахма долгое время спал в золотом яйце. Пробудившись, создал землю, небесный свод, духов и, наконец, людей из разных частей своего тела (что привело к делению их на касты). Появление мироздания из яйца – весьма выразительный образ. Любопытно, что в этом контексте оно золотое. Налицо ассоциации с солнечным светом.
В греческой мифологии яйцо – весьма интересный предмет. Красавица Леда привлекла внимание самого Зевса. И тот, приняв облик лебедя, овладел ею. Результатом этого стали несколько яиц, рождённых Ледой. Из одного из них появилась на свет Елена Прекрасная – будущая невольная виновница Троянской войны. Такая своеобразная нить, протянутая от чудесного рождения к разрушению.
В литературе разбивание яйца – процесс совсем не простой. Как тут не вспомнить «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, где шла война между Лилипутией и Блефуску. А всё из-за спора, с какого конца разбивать яйцо. Вражда между тупоконечниками и остроконечниками стала нарицательной для обозначения бессмысленных противоречий.
Трактовок сказки о курочке Рябе может быть очень много. Порой – взаимоисключающих. Даже в том, что курочка – именно Ряба (бело-чёрная), тоже есть смысл. Белый цвет – день, чёрный – ночь. А тут двухцветие. Рябая курица – среднее между днём и ночью. А более глобально – между жизнью и смертью. И золотое яйцо – нечто неживое. А простое – продолжение жизни.
Золото добывают под землёй. Поэтому оно ассоциировалось со смертью. И деду с бабой пришла весть о скором уходе. Единственный выход отсрочить это – разбить яйцо. Но золото не бьётся. Сделала это мышка – посредница между земным и подземным мирами. И дед с бабой плачут – они не смогли обойти судьбу. Курочка Ряба обещает им другое яйцо – простое. То есть шанс продлить жизнь.
Но можно трактовать и в весьма бытовом ключе. Золотое яйцо – шанс улучшить жизнь. Кстати, на подобные мысли наталкивает вариант Алексея Толстого, где взамен разбитого простого Ряба обещает золотое. Но в версии Ушинского дед и баба не поняли его ценности. Им нужна яичница здесь и сейчас. Мечта сбылась. Но это слишком простое толкование.
Яйцо может быть и символом возрождения и обновления жизни. Мифологическая птица Феникс сама себя сжигала и возрождалась. По одной из версий, на месте самосожжения появлялось яйцо, из которого и появлялся на свет молодой, обновлённый Феникс, ещё более прекрасный. А песня его обладала магическими свойствами. Очень вероятно, что жар-птица из русских сказок – тоже некий вариант Феникса. Жар от самосожжения, а затем – возрождение. Это могло быть как раз через новое яйцо – очень вероятно, что золотое.
…Незамысловатая на первый взгляд сказка содержит в себе много смысла. Она подобна зерну, которое прорастает постепенно в сознании читателя, А ещё – пища для размышлений. У каждого своя цепочка ассоциаций. Вероятно, сказка ещё не до конца разгадана. И сделать это предстоит новым читателям.
********************
Впервые опубликовано в интернет-журнале «ШколаЖизни.ру»
Потерянный смысл «курочки рябы». Роль Ушинского в современной трактовке сказки
Самые ранние варианты русской народной сказки «Курочка Ряба», она же «Яичко», «Курочка» дошли до нас в пересказе известного собирателя сказок А. Н. Афанасьева в сборнике «Народные русские сказки» 1855 г. – 1863 г.
Можете познакомиться с вариантами сказки на страничке.
В поисках смысла в различных произведениях исследователи порою уходят далеко, пускаясь во всевозможные фантазии и аллюзии. Иногда это оправданно, когда текст богат иносказаниями, метафорами и образами. Но иногда это абсолютно неуместно, как в случае с текстом «Курочки Рябы». Так, встречаются красивые публикации о том, что яйцо является центром мироздания или потерянном раем.
Начнем с того, что существует несколько вариантов «Курочки Рябы»
Самым известным вариантом считается текст в изложении Константина Ушинского (1824–1870) – знаменитого русского педагога и публициста. Менее часто встречается эта сказка в изложении А. Толстого близкого к версии Ушинского, но имеющей в основе один из инвариантных сюжетов, по которому разбивается простое яичко.
Жили себе дед да баба,
И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое —
Золотое.
Дед бил-бил —
Не разбил.
Баба била-била —
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало
И разбилось.
Дед и баба плачут,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое».
Жили-были дед да баба,
У них была курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено, —
Посадила яичко в осиное дупелко,
В кут*, под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула,
Яичко приломала.
Об этом яичке дед стал плакать,
Бабка рыдать, вереи хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под ногами закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался,
Верх на избе зашатался…
А курочка ряба им говорит:
— Дед, не плачь, бабка, не рыдай,
Куры, не летайте,
Ворота, не скрипите, сор под порогом,
Не закуривайся,
Тын, не рассыпайся,
Верх на избе, не шатайся,
Снесу вам еще яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено,
Яичко не простое — золотое.
Изначальный текст «Курочки Рябы» гораздо длиннее общеизвестного и заканчивается по-другому. После того как мышка разбила яичко, узнавшие об этом люди с горя и на эмоциях совершают непонятные поступки: внучка с горя удавилась, дьячок перебил колокола, просвирня просвиры изломала и т.п. Несоответствие причины и последующих последствий носит явно комичный и поучительный характер. Соответственно и смысл сказки совсем другой, чем в общеизвестной версии. Обещание курочки снести ещё яичко появилось в более поздних авторских вариантах.
Смысл этой короткой сказки в высмеивании глупости и пустом внимании на вещи, которые никак не влияют на жизнь: из-за маленькой неприятности (разбитое яичко) последствия оказались чересчур большими, кто-то удавился, кто-то волосы на голове рвёт – перечислять варианты человеческой глупости можно долго…
Отметим, что под глупостью имеем в виду не характеристику личности человека, а отсутствие ума, как основополагающего элемента человеческой зрелости. Проявлением ума по учениям святых отцов является преобладание последнего над другими частями души, которые отвечают за наши желания и чувства. Главными качествами ума можно отметить трезвение, направленность к добру, богопознание. Так, умный человек не будет из-за разбитого яйца удавливаться или рвать на себе волосы. Но, пустой и глупый человек может предать второстепенному событию роль главного.
Урок сказки в том, чтобы не придавать большого значения тому, что того не стоит. Часто определённые события заставляют действовать человека неразумно исходя из того, что человек предполагает за событиями, которые последуют потом. Человек начинает гадать и полагаться на свой разум и совершает ошибку. Если человеческий ум недостаточно развит – это может привести к печальным последствиям: через напрасную суетливость и беспокойство можно нажить большие неприятности. Евангельским ориентиром здесь может служить заповедь о том, что нужно полагаться во всём на Бога, как всеведущего и всеустраивающего источника жизни и нравственного закона.
Самой близкой аллегорией к сказке можно назвать современную трактовку фразеологизма «посыпать голову пеплом» (имеется в виду древнееврейский обычай оплакивания умерших, известный из Ветхого Завета).
В одной из версий сказки курочка обещает снести золотое яичко взамен простого (см. народные сюжеты и вариант А. Толстого). Такое построение вполне логично, так как дед и бабка будут утешены материальным достатком. Теряют малое, приобретают многое.
Что же сделал со сказкой Ушинский?
Константин Дмитриевич изменил цепочное построение сказки, изменил концовку с ироничной – на загадочную, тем самым изменив смысл сказки, а если точнее, убрав его.
Чтобы понять, зачем автор добавил в сказку такое окончание, да и вообще, зачем он её исказил или выбрал именно такую версию сказки, нужно ознакомиться со взглядами и деятельностью самого Константина Дмитриевича.
Вдохновлённый западными идеями просвещения, хорошо
эрудированный и образованный Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1870) мечтал о развитии педагогики в России, считая существующую систему образования устаревшей и схоластичной. Примером ему служили в основном англо-германские практики, о чём можно судить по его работам.
Влияние на Ушинского оказали известные пионеры педагогики как науки, западные мыслители: Коменский (чешский педагог гуманист), Пестелоцци (педагог — гуманист), Дистеверг (немецкий педагог, либеральный политик).
Но больше всего во взглядах Ушинского прослеживаются черты западных философских воззрений эпохи Просвещения и более позднего периода. Так, немецкий ране–философский термин «Bildung», которым принято обозначать выделение немецкого образования, основанного на германской национальной культуре с целью воспитания гражданских и общественно полезных качеств личности, вполне коррелируют со взглядами Ушинского на педагогику в целом.
Постепенное отступление религии из жизни человека (секуляризация) и переориентация на антропоцентризм (человек – центр мира) захватывало все новые и новые сферы человеческой жизни. Константин Дмитриевич Ушинский стал проводником этих идей в русском образовании. По сути, он вытеснил теоцентрическую основу образования, заменив её системой всестороннего развития человека в духе гумманистических идей XVIII–ХIХ веков.
Неправы те, кто называют Ушинского основоположником русской системы обучения, которая существовала и до него. Однако до него, педагогика не выделялась в науку, а обучение проводилось по святоотеческим книгам и учениям. Это предполагало приоритет духовно-нравственного образования над утилитарной сущностью учебных навыков. Можно привести в пример таких святых отцов Русской Православной Церкви как Кирилл Туровский (1130 — около 1182), Ростовский митрополит Димитрий (1651–1709), святитель Тихон Задонский (1724–1783), святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867), наконец, епископ Евсевий Орлинский (1805–1883) и его известная книга «О воспитании детей в духе христианского благочестия» (1844). Немаловажное значение, а точнее – главное, занимало семейное воспитание.
Ушинский, собрав во едино европейский опыт, попытался создать национальную систему образования, которая объединила бы в себе и воспитание, и образование, основываясь на русской литературе.
Может быть, это был запрос времени, но именно тогда, в XIX веке, русское общество испытало плоды повреждения нравов передового общества, что послужило попытке переосмысления русского исторического процесса и духовно-нравственных основ.
За гуманистический подход Ушинского к образованию, в советское время его труды были востребованы, а издавались практически без цензуры (вымараны только религиозные вставки).
Самая известная учебная книга Ушинского – это «Родное слово» 1864 г.
В предисловии к советскому изданию «Родного слова» Ушинского можно встретить такие фразы, которые подтверждают непростое восприятие работ Ушинского его современниками:
Как известно, в советский период власть усердно искала нравственную идею для сплочения масс, основанную, естественно, на атеистических принципах. Идеи Ушинского пришлись как нельзя кстати, т.к. несмотря на то, что главным он считал христианскую нравственность, в его трудах и учебниках утилитарная сторона обучения отделена от религиозной составляющей. Это позволило теоретикам нового государства основать на его трудах квазиобразование.
Об опасности оторванности нравственности от религии писал в свою бытность Лев Тихомиров:
Вне религии у человека нет притока нравственной силы, нет и источника сознательной и добровольной дисциплины. Без религии общество имеет в своем распоряжении только слепую привычку да чисто принудительную дрессировку.
о нравственном начале:
Говоря об Ушинском как пионере русского образования, необходимо добавлять, что речь идёт о светском образовании.
Основным элементом обучения по Ушинскому является наглядность и систематическое возбуждение самостоятельного мышления учащихся. Процесс обучения построен от простого к более сложному. Все элементы должны быть связаны между собой, а процесс обучения логичным. Вот что он писал в своих трудах:
На основании этого подобран материал для «Родного слова». О трудности подборки материала Константин Дмитриевич писал:
Может быть, поэтому, готовя материал для обучения, Ушинский написал и обработал множество произведений русского фольклора, который искренне считал очень красивым.
Сказки, обработанные Ушинским, как правило, небольшие, встречаются и совсем короткие. Некоторые из них ставят в тупик читателя:
Так появилась «Курочка Ряба» в обработке Ушинского. Текст был сильно переработан: убран цепочный принцип и переписана концовка сказки (в котором курочка пообещала снести простое яичко).
К слову сказать, эта сказка содержится в самом начале учебника «Родное слово» первого года обучения, то есть её смысл должен понять самый маленький читатель. Так что, рассуждая над смыслом именно этой версии сказки, о сакральных смыслах и сложных аллюзиях говорить не приходится.
«Золотое яичко» изучается сразу после народной песенки «Петушок» (Петушок, петушок золотой гребешок….), в которой почему-то никто не ищет высокий смысл (следующей сказкой после «Золотого яичка» идет «Репка», которая вошла в учебник в народном варианте, смысл которой остался прежним, подробнее смотрите по ссылке).
Для Ушинского ценность «Золотого яичка» в красоте и простоте языка, понятной следственной связи, которую должны понять ученики: курочка несёт яйца → яйца простые лучше, чем золотые. Ушинский заложил загадку в текст, над которой дети должны подумать, поразмыслить и дать своё предположение отгадки. Но так получилось, что над этой бессмысленной загадкой теперь бьются взрослые, пытаясь найти в ней сакральный или другой высокий смысл.
Закончить бы хотелось словами Льва Тихомирова:
вот искусство, ныне по преимуществу утраченное. Мы не находим способов ни развивать, ни дисциплинировать человека, а затем, получая общество, составленное в самой угрожающей пропорции из личностей расшатанных, бунтующих, ничем не удовлетворимых
1 комментарий
Курочка снесла яичко.
Куры «несут» не яйца, а кур с петухами в оболочке. Яиц в природе нет. Морочат голову загадками: что появилось раньше, курица или яйцо. Евреи стараются опустить читателя до своего уровня. Для этого и понаиспускали языки. Например партий, как таковых, нет. Это разделившиеся на группы крипты. И т.д. Разделившиеся на команды спортсмены воюют со зрителями, с гоями. Ничего нет. Поменьше читайте.
«Курочка Ряба»: скрытые смыслы простой сказки
Я с детства усвоила пушкинское: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Но сейчас, став взрослой, поспорила бы с великим поэтом: не ложь сказка, а правда! Причина столь категоричного заявления — мое знакомство со сказкотерапевтами. Есть, оказывается, и такие, — и это серьезное и интереснейшее направление в современной психологии. О Золушке, Дюймовочке, Царевне-Лягушке и иже с ними — разговор впереди, а сегодня поговорим о сказке, которая кажется на первый взгляд чересчур незатейливой — «Курочке Рябе». Наш собеседник — сказкотерапевт Лариса Еналеева.
— Лариса, если уж мы поведем разговор о сказках не просто как о выдуманных историях для малышей, а как о психотерапевтическом методе, давайте разберем тогда, что вообще такое сказка, и как она проявляется в нашей жизни?
— Сказка — это мудрость наших предков, в ней зашифрованы законы мироздания, которые таким образом передавались из поколения в поколение. Понятно, что все мы живем не только внешним миром, у каждого из нас есть внутренний мир, который развивается по определенным законам, и сказка отражает эти видимые и невидимые процессы: через метафоры, через образы, через события, происходящие в сказках, мы можем наблюдать наши жизненные сценарии — как внешней, социальной жизни, может быть, семейной, так и внутренней.
То есть, сказочные сценарии влияют на нас независимо от нас?
Подсознательно сказка может влиять на нас как красивая или не очень иллюстрация нашего состояния. Сказка может языком метафор показывать процессы, которые с нами происходят, отражать их, как в зеркале: мы можем заглянуть в него и почерпнуть мудрость. Или сказка может стать для нас предупреждением, подсказкой: этой дорогой ходить не стоит, лучше обойти.
Любая сказка, особенно если мы говорим про народную сказку (русскую народную, украинскую народную, греческую народную, любую) — это концентрат житейской мудрости, а мы можем пользоваться им, имея ключи к этим историям. Любая сказка — как слоеный пирог. Мы можем раскрывать его слой за слоем и погружаться в глубины смысла постепенно, потихоньку, открывая одну дверь за другой…
«Курочка Ряба» — это сказка для детей или для взрослых?
Курочка Ряба — это сказка сказок. Она живет испокон веков. Как вы думаете, отчего такая коротенькая, казалось бы, незамысловатая история столько лет передается из поколения в поколение? В этой истории есть очень красивый шифр.
Например, что такое золотое яйцо? Золотое яйцо — это то, что нам дается Богом при рождении, — жизнь. И курочка Ряба — это прообраз высших сил, которые даруют нам жизнь как великую ценность, и эту ценность важно беречь. Она дается единожды и навсегда. Если ее не сохранить, если поддаться воздействию зла, жизнь, как золотое яйцо, может быть разрушена. С рождения, с младенчества мы рассказываем эту сказку нашим детям, чтобы донести до них мысль о том, что самое ценное у человека — это его жизнь, и ее нужно беречь.
Все персонажи этой сказки пытаются разбить золотое яйцо. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко и разбилось…
Да, так и в нашей жизни. Рядом с важными ценностями всегда будут находиться внешние силы, сбивающие с толку, пытающиеся нанести ущерб. С чего все начинается? Дед и баба не берегут золотое яйцо, и сами начинают по нему бить. У них не получается его разбить, но они снова предпринимают попытки, и тогда закономерным образом находится третья сила, которая доделывает это дело до конца.
И вот тут начинается уже совсем не детская сказка, где дед и бабка выступают прообразом человека, который пытается разрушать себя изнутри. Это может быть вирус самоедства, например, у женщины — я такая-сякая, это не умею, это у меня не получается и т.д. Ложками, которыми персонажи сказки бьют по золотому яйцу, могут выступать также вирусы тревоги, сомнений, раздражения. Это некие сумеречные чувства, испытывая которые, мы начинаем разрушать себя изнутри, даже не отдавая себе в этом отчета. А ведь Господь Бог, даруя нам золотое яйцо, нашу жизнь, говорит: живи и радуйся, умножай свет, любовь, а не уныние, страхи, раздражение и злость. Эти негативные чувства — подкормка для мышей. Кто такая мышь? Это житель подземного царства. Житель, которому чуждо солнце, чужд свет, мышь ведь не просто так живет под землей. Именно там обитает сила, которая возымеет свою власть и разрушит яйцо, если ты перестанешь ценить свою жизнь.
То есть, достаточно деду и бабке даже помыслить о том, чтобы разбить золотое яйцо, мышь тут как тут. То, что не смогли сделать дед с бабкой, легко получилось у мышки — достаточно было махнуть хвостиком, и яйцо разбилось. Дед плачет. Баба плачет. А курочка Ряба заявляет, что простое яйцо им снесет. Что означает простое яйцо?
Означает, что жизнь-то у тебя все равно останется, но будет ли она полна света, любви и добра? Она будет обыкновенна, как простое яйцо.
Курочка Ряба в этой сказке — прообраз Творца. Творец милостив к нам. Он дает по силам. Если ты не проживаешь такую жизнь, какая тебе дана изначально Богом при рождении, то тогда живи другой. Она обычная, привычная, но простая, может быть, даже пустая.
Эта сказка предупреждает не только о важности сохранения жизни. Речь может идти и о здоровье — смысловых пластов тут множество. Изначально каждому человеку дается золотое яйцо как жизненный признак здравия — душевного, духовного, физического, и младенец, рожденный в любви, таким здоровьем обладает. Но здоровье мы точно так же можем ухудшать и разрушать под действием негативных мыслей, раздражения, тревог. Или начинаем собирать и умножать болезни вокруг себя постоянными жалобами: у меня спина больна, голова, шея: чем больше мы об этом думаем, чем больше эти болезни пестуем в себе, тем больше их кормим. «Мышь» растет и крепнет и действительно влияет на наше здоровье. В то же время, когда мы данное нам Богом здравие (золотое яйцо) умножаем, бережем — через веру, через любовь к себе, в том числе к своим мыслям, тогда и ресурсы организма сохраняются и защищают нас от «мышей», а то и разрушают оковы зла и позволяют нам жить полноценной красивой жизнью.
Какая глубокая сказка…
Рассмотрим еще один из пластов: отношения в союзе мужчины и женщины. Господь дает им любовь, золотое яйцо — прообраз их отношений. Есть благодать, но вот они начинают действовать привычным для себя способом. Что мы привыкли делать с яйцами? Разбивать, есть, потреблять…
Использовать…
Да, если мы начинаем эти отношения использовать для удовлетворения своего «эго», не заботясь о потребностях другого, мы тем самым тоже не бережем золотое яйцо, не создаем из него некое произведение искусства, не преумножаем данную нам благодать. Напротив, мы привычно горделиво реагируем на что-то, горделиво поступаем, тем самым притягивая те силы, которые будут разрушать наши отношения, наше золотое яйцо. В итоге отношения становятся простыми, обыденными, и тогда у женщины перестают гореть глаза, а мужчина перестает чувствовать себя воином, победителем, царем. Сказка нас предупреждает: цените свои отношения — это дар Божий, он дан не просто так. Мы же знаем, что если супругам даются какие-то трудности, то это тоже дар Божий, это тоже золотое яйцо, просто надо присмотреться, чему оно нас учит.
Когда мы читаем эту сказку детям, о таких глубинных смыслах, естественно, не задумываемся. Да и дети ее так не воспринимают. Как же теперь читать ее с малышами?
Специально, конечно, ничего не нужно истолковывать. Ведь все сказки, которые мы просто читаем малышам, закладываются в наше подсознание. Другое дело, что вместе с детьми мы можем стать исследователями, можем задать им соответствующие вопросы, поразмышлять над действиями персонажей. Что такое шифр сказки? Это то, чему учит сказка. Есть еще код сказки. Это ответ на вопрос, о чем сказка?
Глубинный, сокровенный код сказки о курочке Рябе — ценности нашей жизни, добродетели человека и вывод о том, как важно их беречь. И мы можем с детьми поразмышлять, о чем эта сказка, какие важные идеи в ней отражены и каким образом мы можем эти знания передать другу, папе, маме, как полученный в сказке урок проявляется в нашей жизни. Тогда сказочная информация становится жизненной. Достаточно поразмышлять над ней.
Можно ли у детей напрямую спрашивать: как ты думаешь, что такое золотое яичко?
Да, и если он ответит «не знаю», это нормально. «Ну да¸ я тоже не знаю, а давай поразмышляем: мне кажется, золотое яйцо — это…», — и дальше продолжаете уже вы. А тебе как кажется? А мне кажется, что вот это… А давай посмотрим линию героев? Как герои преодолевают трудности? Кто-то активно, кто-то пассивно. И так постепенно, шаг за шагом разбираете всю сказку. В «Курочке Рябе» дед и бабка как преодолели трудность? Пассивно?
Получается, да. Они заплакали.
С одной стороны, слезы — это пассивная реакция. Но, с другой стороны, их сердце начало очищаться. Они с сожалением начали плакать, им стало жалко, что яйцо разбилось… Они раскаялись подлинно, сердечно и получили другое яйцо. И это тоже один из вариантов преодоления трудностей.
Иногда герои в сказках активно вступают в борьбу. Например, Иван Царевич и Чудо-Юдо на Калиновом мосту из сказки «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо». Там активный бой. Иногда борьба ведется по-женски — помните мамок-нянек в Царевне-Лягушке: «Ложись спать, утро вечера мудренее»? Царевна мамок-нянек позвала, они ей и хлеба напекли, и ковер выткали.
А кого представляют мамки-няньки?
Это наши невидимые помощники, которые помогают нам разрешать трудности. Сказка учит помнить, что в мире мы не одни, у нас всегда есть помощники, на которых можно положиться. И самое главное — внутренние помощники, наши духовные ресурсы — Богородица, ангелы-хранители, святые… Это та сила, те, извините, «мамки-няньки», которые всегда придут на помощь.
То есть, лягушка-то Царевна, просто помолилась, проще говоря.
Она призвала все силы мироздания в свою жизнь, чтобы разрешить какую-то задачу. И это женский способ разрешения трудностей — через молитву, через веру в Бога, через внутреннее ощущение. Но чтобы помощь пришла, внутри должна быть чистота и свобода от сумеречных чувств, переживаний и тревог. Активный способ борьбы — это мужской тип преодоления трудностей.
Далее, размышляя над сказками, мы можем подумать о том, какая мотивация была у героя, для чего они нужны были друг другу? Ведь мышка тоже нужна была бабке и деду. Для чего, как вы считаете?
Чтобы показать им ценность той жизни, которую они потеряли?
Конечно, как раз мышка и должна была им показать, насколько необратимым может быть процесс, который мы сами запускаем, и это в сказке-предупреждении очень наглядно продемонстрировано. И курочка Ряба была дана, чтобы украсить, обновить жизнь деда и бабки.
Я слышала другое мнение о значении золотого яйца: оно непрактично, не применимо к жизни, с ним ничего не сделать, поэтому оно и разбилось, как не нужное для жизни. Простое яйцо ближе к реальности, из него можно что-то сварить, сделать, приготовить, а на золотое — только лишь любоваться. Что вы думаете о такой трактовке сказки?
Есть и такой вариант. Но тогда получается, что все, что нам дает Господь, мы должны отдать на откуп силам разрушения и довольствоваться только простой жизнью? Двоякое толкование выходит. Получается, что вы не должны в себе умножать дар благодати, а довольствоваться малым и простым, потакая силам зла — «мышке». Тогда почему эта сказка живет столько веков?
Многое, видимо, зависит от того, с какой интонацией мы читаем эту сказку…
Да, очень важно читать эту сказку с верной интонацией. Вкладывая в слова чувства, которые важно дать пережить ребенку.
Любая народная сказка — это концентрат мудрости, и в ней не просто так показаны силы, добродетели, вызывающие в нас желание жизни, желание радоваться, желание умножать свой дар. Золотое яйцо — это Божий дар, который дан человеку при рождении. Дар связан с таким внутренним состоянием, когда ты не можешь не делать того, что тебе дано делать: когда ты должен отдавать людям то, что тебе подарено, и делать их мир чище, лучше, красивее, светлее. Дар невозможно не реализовать. Любыми путями человек все равно найдет, как это сделать. Если у него работа, к примеру, связана с бумагами, но есть дар теплого сердца, такой человек не сможет не помогать. Он найдет места, найдет сферы, где себя применить. И у каждой из нас есть этот дар, и очень важно открыть его, найти свое призвание, предназначение в этой жизни. Кому-то дается актерский талант — чтобы дарить людям определенные состояния и переживания, кому-то — дар музицирования, чтобы одухотворять, кому-то дар молитвенный — это особый дар. Если свой дар не развивать, он начнет в первую очередь разрушать саму женщину, делать ее менее счастливой.
И еще я бы хотела затронуть тему дара материнства. Ребенок — это тоже образ золотого яйца, которое дается семье. И по нему не надо бить ложками, навешивая ту или иную модель воспитания. К чему это может привести, мы знаем — яйцо может разбиться. Так часто бывает, когда родители не видят в детях детей. Ребенка, конечно, надо, прежде всего, просто любить, а если мы хотим развивать его таланты, сначала надо осторожно, бережно присмотреться к нему, понаблюдать — что он любит, какой у него настрой, какие желания и способности, каково его предназначение в нашем роду, для чего он дан нам?
Ребенок — то золотое яйцо, из которого важно создать уникальное произведение искусства, органичное его внутренней природе. Излишне опекая, жестко контролируя ребенка, мы никогда не поможем ему раскрыться и разрушим все хорошее, что в нем есть, а если найдем ключик к его сердцу, наш малыш будет сиять от счастья.