Прежде чем слово начать в упражнении следует
Прежде чем слово начать в упражнении следует
Главное – не артикулировать точно все гласные, а «затемнять» их, то есть все время держать губы в положении звука У, хоботком.
Хорошо поставленный голос звучит ровно и устойчиво. Чтобы развить эти качества, возьмите стихотворение с длинными строками, например, гекзаметр. Помните, да, из школьных знаний гекзаметр это стих, каждая строка которого состоит из шести слов – стоп. Читая такой стих вы научитесь развивать продолжительный выдох. Начинайте спокойно, ровно, отчетливо, без особого напряжения читать первую строку. В конце строки сделайте паузу для добора воздуха и снова на том же среднем тоне читайте вторую строку, затем добор и так далее. Каждую строку стихотворения читайте на выдохе. Помните о дыхании, следите за работой диафрагмы. В театральных вузах преподаватели речи для отработки данного навыка предлагают работать со стихотворением А. В. Прянишникова «Правила чтения», в нем перечисляются все правила дикции, дыхания и голоса, и рекомендации к этому упражнению. Предлагаю и вам несколько раз прослушать это стихотворение, а лучше записать на бумаге, выучить и тренироваться самостоятельно.
Итак, стихотворение Прянишникова «Правила чтения»
Благодаря этим упражнениям, вы можете сделать свой голос ярким, глубоким. Резонанс даст вашему голосу силу и уверенность.
Основой хорошей дикции является четкая и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Представленные упражнения помогут вам развить и сохранить эластичность и подвижность речевого аппарата.
Прежде чем приступить к тренировке правильного произношения гласных и согласных звуков, надо сделать разминку речевого аппарата.
К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки. Одни из них пассивно участвуют в речи, а другие, как язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть, принимают активное участие, поэтому их можно и нужно тренировать.
Упражнение 1. Раскрытие рта. Первым условием четкой, ясной речи является свободно и хорошо раскрывающийся рот. Исходное положение – рот закрыт, губы и челюсти расслабить, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов.
Произнесите звук [У] несколько раз без усилий и напряжения: ууууу. А теперь произнесите звук [А], рот раскройте в вертикальном направлении, нижняя челюсть опустится примерно на два пальца (≈ 3 см). Раскрывать рот на [А] надо мягкими, медленными движениями, Проделайте 5–6 раз.
Упражнение 2. Показать зубы. Исходное положение – рот закрыт, челюсти сжаты. Одновременно приподнимите верхнюю и оттяните нижнюю губу, обнажив верхние и нижние зубы. Проделайте 5–6 раз.
Упражнение 3. Вытягивание губ – «хоботок». Исходное положение – рот закрыт, челюсти сжаты, неподвижны, губы «в хоботок» (звук [У]). Делайте повороты «хоботка» вправо, влево, вниз, вверх), затем вкруговую – вправо, влево. Повторите 3–4 раза.
Хочу говорить красиво! Техники речи. Техники общения (4 стр.)
Благодаря этим упражнениям, вы можете сделать свой голос ярким, глубоким. Резонанс даст вашему голосу силу и уверенность.
3. Дикция
Основой хорошей дикции является четкая и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Представленные упражнения помогут вам развить и сохранить эластичность и подвижность речевого аппарата.
Прежде чем приступить к тренировке правильного произношения гласных и согласных звуков, надо сделать разминку речевого аппарата.
К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки. Одни из них пассивно участвуют в речи, а другие, как язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть, принимают активное участие, поэтому их можно и нужно тренировать.
Упражнение 1. Раскрытие рта. Первым условием четкой, ясной речи является свободно и хорошо раскрывающийся рот. Исходное положение – рот закрыт, губы и челюсти расслабить, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов.
Произнесите звук [У] несколько раз без усилий и напряжения: ууууу. А теперь произнесите звук [А], рот раскройте в вертикальном направлении, нижняя челюсть опустится примерно на два пальца (≈ 3 см). Раскрывать рот на [А] надо мягкими, медленными движениями, Проделайте 5–6 раз.
Упражнение 2. Показать зубы. Исходное положение – рот закрыт, челюсти сжаты. Одновременно приподнимите верхнюю и оттяните нижнюю губу, обнажив верхние и нижние зубы. Проделайте 5–6 раз.
Упражнение 3. Вытягивание губ – «хоботок». Исходное положение – рот закрыт, челюсти сжаты, неподвижны, губы «в хоботок» (звук [У]). Делайте повороты «хоботка» вправо, влево, вниз, вверх), затем вкруговую – вправо, влево. Повторите 3–4 раза.
Упражнение 4. «Скольжение». Исходное положение – рот полуоткрыт. Одновременно натяните на зубы верхнюю и нижнюю губы, затем плавным, скользящим движением раскройте губы «на улыбку». Повторите 5–6 раз.
Упражнение 5. Тренировка языка. Исходное положение – язык укладывается «лоточком» во рту, кончик языка касается нижних зубов, рот раскрыт на два пальца (≈ 3 см), нижняя челюсть абсолютно неподвижна. Кончик языка поднимите вверх – к твердому нёбу, потом вправо, влево – в щеку и снова верните в исходное положение. Повторите 4 раза.
Все упражнения на первых порах делайте с зеркалом, движения должны быть медленными и плавными. Если какие-то упражнения не получаются, не расстраивайтесь, просто снова и снова повторяйте их.
После того как вы хорошо разогрели мышцы речевого аппарата, можно приступать к артикуляционной гимнастике. Цель – выработать четкое, ясное, правильное звучание каждого гласного и согласного звука. Тренировка начинается с гласных звуков, правильное произношение которых придает звучность и мелодичность нашей речи, в то время как согласные звуки являются как бы костяком, каркасом.
ИТАК, ОТРАБОТКА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
При произнесении гласных воздух свободно проходит через полость рта, не встречая препятствий, меняется лишь положение губ и языка. Основных гласных звуков шесть: И, Э, A, О, У, Ы. Буквы Е, Я, Ю, Ё обозначают йотированные звуки. Это значит, в звучании этих гласных участвуют две буквы, где первая буква Й, как бы смягчает произносимую вместе с ней вторую букву.
Например, буква Е произносится как ЙЕЭ, слышите, окончание звука становится похожим на звук Э, соответственно: jА, jУ, jO.
Сложностей в произношении гласных, как правило, нет. Речевой аппарат, губы в частности, просто влияют на различную окраску в произношении этих гласных И, Э, А, О, У, Ы.
Упражнение для тренировки произношения гласных звуков.
Произнесите медленно, но на одном дыхании, вернее на одном выдохе, гласные, в следующей последовательности.
И-Э-А-О-У-Ы
Старайтесь активнее задействовать все мышцы речевого аппарата. Я бы даже сказала с некоторым усилием, чтобы глядя на себя в зеркало, вы видели своего рода гримасы. Это хорошо разогреет ваш речевой аппарат и в расслабленном состояние звук останется таким же ярким. Постепенно убыстряйте темп. Старайтесь произнести несколько связок на одном дыхании. Но следите, чтобы это было не во вред звучанию. Все звуки должны быть отчетливо слышны.
Когда вы сможете уверенно и достаточно быстро произносить эту связку, переходите к связке с йотированными гласными. Все тоже самое. Сначала Е-Ю-Я-Ё медленно затем быстро. Затем соедините две связки И-Э-А-О-У-Ы– Е-Ю-Я-Ё. И снова проделайте в том же ритме: от медленного – к быстрому.
Когда вы добьетесь хорошего звучания, попробуйте произнести различные слова, которые начинаются с гласных. Например утро, юбка, эхо, ель, ива, сын, осы, ёлка, акт, яр
Отработка произношения согласных звуков.
При произнесении согласных звуков, требуется большее, чем при произнесении гласных, напряжение речевого аппарата. Работа над согласными требует больше внимания потому, что недостатки в их произношении встречаются гораздо чаще.
Задания для развития дикции
Упражнение А.В. Прянишникова:
Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении,
Следует клетку грудную расширить слегка при этом,
Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку,
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье,
И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется одна диафрагма.
Чтенье, окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Четко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных,
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса звук был свободен.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде, чем убрать упражненье на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.
Упражнение “Аквалангист”
Это упражнения на развитие грудного дыхания. Нужно стараться произносить слова, первые буквы которых подчеркнуты, как бы изнутри, из живота, на выдохе.
Чтоб овладеть грудным регистром
Я становлюсь Аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже,
А дно морское ближе, ближе,
И вот уж в царстве я подводном,
Хоть опустился глубоко,
Но голосом грудным, свободным,
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом
Гомер, гекзаметры:
1. Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;
Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев;
Платье надев, изощренный свой меч на плечо он повесил;
После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,
Вышел из спальни, лицом лучезарному богу подобный.
Звонкоголосых глашатаев царских созвав, повелел он
Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян;
Кликнули те; собралися на площадь другие; когда же
Все собралися они и собрание сделалось полным,
С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился –
Был не один, две лихие за ним прибежали собаки.
Образ его несказанной красой озарила Афина,
Так, что дивилися люди, его подходящего видя.
Старцы пред ним раздалися, и сел он на месте отцовом.
2. Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не иссякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.
Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи (11 стр.)
Скорость произнесения
Чаще всего мы говорим на средней скорости. Изменение ее вызвано необходимостью, ситуацией или сценарием нашей речи. Если же вы знаете за собой склонность к повышению скорости во время самого обычного бытового разговора или же, наоборот, окружающие говорят, что вы очень медлительны в речи, это, скорее всего, можно отнести к говорам, психоневрологическим личным особенностям или повышенной/пониженной эмоциональности.
Все это поддается контролю и тренировке. Берем нашу любимую чистоговорку.
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да так и не выболтала.
Изменяем пошагово скорость: начиная с очень медленного произнесения, с каждым разом увеличиваем ее. Ускоряться можно как от слова к слову, так и проговаривая по кругу весь текст чистоговорки.
Задание № 8
«Голосовой мячик». Для выполнения этого упражнения вам потребуется мяч. Можно взять теннисный или любой другой небольшой прыгучий мяч.
Затем оставляем настоящие мячи и заменяем их воображаемыми. При этом звук и направленность движений должна остаться такой же, как и при работе с настоящими мячами.
Задание № 9
Задание № 10
«Собачка». Запрокиньте голову назад и произносите «подлаивающие» звукосочетания «ау-ау-ау». Это можно делать то громче, то тише, то выше, то ниже, развивая способность к модуляции.
Задание № 11
Прочитайте и осмыслите гекзаметр «Правила чтения», составленный А. В. Прянишниковым.
Для развития устойчивости голоса начинайте монотонно читать первую строку гекзаметра на средней высоте, затем, сделав добор воздуха, продолжайте читать вторую строку так же монотонно и на средней ноте, потом третью и т. д. Следите, чтобы голос не дрожал, не качался, все время был ровным и на одной и той же ноте.
Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.
Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье
И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтобы для голоса путь был свободен;
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту или громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность,
В повседневной жизни продолжайте наблюдать за собой и корректировать осанку, особенно когда вы оказываетесь в ярких эмоциональных состояниях. Если о дыхании на этапе научения и тренировки лучше всего размышлять, находясь в состоянии покоя, то звук лучше всего контролировать, что называется, в работе.
Наблюдайте, как происходит процесс формирования речи во время разговора по телефону, на работе с коллегами, в личной беседе, в кругу друзей…
Глава 4. Артикуляция
В этой главе вы узнаете, как много может дать вам правильная артикуляция, поскольку она поддерживает речевой процесс, успокаивает вас и сообщает чувство уверенности, которое вы передаете своей аудитории.
Устройство артикуляционного аппарата
Для начала рассмотрим устройство органов, из которых складывается артикуляционный аппарат. Полость рта образуется верхней и нижней челюстями и изменяется по форме и объему
в зависимости от расположения языка и нёба, а это связано, в свою очередь, со степенью участия лицевых, мимических мышц, а также круговой мышцы губ. Верхняя челюсть неподвижна. Движения нижней челюсти (вверх до смыкания с верхней, опускание и отведение в стороны) имеют большое значение для произношения. Все эти движения осуществляются большим количеством мышц лицевой и мимической мускулатуры. Таким образом, в процессе артикуляции задействованными оказываются мышцы нижней челюсти, губ, языка, верхнего твердого и мягкого нёба, нижнего мягкого нёба и гортани.
При бытовом разговоре артикуляции уделяется так же мало внимания, как и дыханию и звучанию. Но если вам приходится работать по телефону, преодолевать шум или работать на большую аудиторию, артикуляция должна быть безупречной. Кроме того, необходимо помнить, что если вы говорите слишком быстро, то как бы срезается часть гласных и согласных звуков. Если вы проглатываете звуки, то слушателям придется бессознательно восполнять пробелы. Ухо слушателя не улавливает того, что вы произносите, и остается только догадываться и додумывать о смысле сказанного.
Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности (23 стр.)
♦ Можно выбрать какую–нибудь фразу и изобразить пантомимически, какие ситуации могут заканчиваться этой фразой.
♦ Упражнения, направленные на то, чтобы научиться изображать мимически и положением тела различные эмоции. Один из присутствующих показывает перед аудиторией, в каком настроении или состоянии он находится, другие определяют это; попробуйте выразить эмоции гнева, презрения, сочувствия, удивления, счастья.
♦ В присутствии аудитории примите положение для речи (сидя, стоя). Пусть зрители скажут, какое впечатление вы производите.
Техника речи
1. Упражнение для развития правильного речевого дыхания: читайте текст, стараясь экономно распределять выдох.
Правила чтения
Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненьи, Следует клетку грудную расширить слегка и при этом Низ живота подобрать для опоры дыхания и звука. Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны. Каждую строчку стихов говори на одном выдыхании. И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было: Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных; Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен; Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком – Голос и в тихом звучанье должен хранить металличность. Прежде чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался, Выход веди экономно, с расчетом на целую строчку. Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи. (С. Никольская. Техника речи. – М., 1978. – С. 59)
2. Работа над расширением диапазона голоса: читайте стихотворение вслух, постепенно понижая голос, «дирижируйте» при этом руками. Последние шесть строк должны звучать в грудном регистре.
Аквалангист
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Сейчас начну я опускаться.
Мой голос будет отражаться
И в резонаторе грудном,
И непременно в головном.
Все
Ниже
Опускаюсь!
Ниже!
А дно морское ближе…
Ближе…
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.
3. Работа над мелодическим рисунком речи: произнесите текст из «Конька–Горбунка» П. Ершова громко, протяжно, на широком активном дыхании.
Рядом едет с ним глашатый,
Длинноусый, бородатый;
Он в злату трубу трубит,
Громким голосом кричит:
«Гости, лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте;
А надсмотрщикам сидеть
Подле лавок и смотреть,
Чтобы не было содому,
Ни давежа, ни погрому
И чтоб никакой урод
Не обманывал народ».
4. Тренировка интонирования: прочтите вслух стихотворение А. С. Пушкина «Клеветникам России». Следите за знаками препинания и интонацией речи.
Вы грозны на словах – попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?
5. Работа над дикцией: прочитайте стихотворения В. Брюсова, добиваясь ясного и выразительного звучания; обратите внимание на свою дикцию, дыхание, интонацию.
Буря с берега
Перекидываемые, опрокидываемые,
Разозлились, разбесились белозубые угри.
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,
Расплетались и сплетались от зари до зари.
Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?
Мглами взвихриваемыми, пути забрызгивающие,
Вы закрыли, заслонили все фарваторы к земле.
Тьмами всасывающими опоясываемые,
Заметались, затерялись в океане корабли,
С неудерживаемостью перебрасываемые,
Водозмеи, огнезмеи их в пучину замели.
Чем обманываете вы? Не стремительностями ли
Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?
И заласкиваете не медлительностями ли
Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?
6. Освоение орфоэпических норм: расставьте ударения в словах; прочитайте слова, обращая внимание на сочетание «чн»; прочитайте слова и определите, где произносится «е», а где «ё»; прочитайте слова, обращая внимание на твердое произношение согласных перед «ё».
5.4. Конспекты уроков по формированию коммуникативной компетентности
Практические задания по формированию коммуникативной компетентности
Тема урока: «Русская фразеология»
Задание 2 уровня
Объясните значения фразеологизмов:
• комар носа не подточит;
Какие фразеологические обороты обыграны в следующих цитатах?
1. Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу (И. Ильф, Е. Петров). 2. Мы рано укладываемся дрыхнуть на дешевеньких лаврах (М. Горький). 3. У ребенка, что на уме, то и на карандаше (Д. Заславский). 4. Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонил его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно пялило свои лучи во все стороны (А. П. Чехов).
Задание 3 уровня
Оформите книгу фразеологизмов (объяснить фразеологизм и «нарисовать» его).
Задание 4 уровня
Придумайте и запишите юмористический рассказ с использованием фразеологизмов (рекомендуем пользоваться фразеологическим словарем).
Тема урока: «Активный и пассивный запас русского языка. Устаревшие слова»
Задание 2 уровня
Создайте небольшой текст с использованием данных слов (очи, чело, ланиты, уста, перст, глаголет, льзя, зрачковый, брадобрей).
Задания 3 и 4 уровней
Напишите небольшой исторический рассказ или текст, используя устаревшие слова.
Тема урока: «Лексика. Антонимы»
Задания 2 уровня Прочитайте стихотворение. Определите его главную мысль. Сколько частей в стихотворении? Как они связаны между собой? Найдите антонимы. Какова их роль в тексте?
Доброта
Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда–то
Хоть чем–то согрели меня.
Согрели своей плащ–палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле.
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле… (Ю. Друнина)
Задание 3 уровня
1. Выразительно прочитайте предложения. Почему каждый человек через данные понятия оценивает свои слова и поступки? Докажите, что добро – это благо, а зло – что–то дурное, вредное.
♦ Жизнь дана на добрые дела.
♦ Делай добро и жди добра.
♦ Добро не умрет, а зло пропадет.
♦ Добро поощряй, а зло порицай.
♦ Доброе дело без награды не останется.
♦ Доброе семя – добрый и всход.
♦ Добрые слова дороже богатства
♦ Добрые дела и по смерти живут.
♦ Зло тихо лежать не может.
♦ Лихому служить – будешь тужить.
♦ Много у зла силы, да воли ему нет.
♦ На лихо – лихо, на добро – добро.
2. Порассуждайте на тему: может ли быть добро «с кулаками»?В чем, на ваш взгляд, семантические различия слов «добрый» и «добренький»?
Задание 4 уровня
Напишите небольшое сочинение на одну из следующих тем.
• Какие нравственные ценности человека высоко ставились во все времена и считаются общечеловеческими?
• Почему нравственность как нормы, ценности, идеалы необходима для развития человеческого общества, цивилизации в целом?
• Какой поучительный смысл содержат народные изречения?
Тема урока: «Осложненное предложение. Обращение»
Задание 2 уровня Подберите по памяти отрывки из стихотворений, басен, сказок, в которых используются обращения.
Задания 3 и 4 уровней
Придумайте и запишите собственное произведение (сказка, басня, стихотворение). Используйте в ваших текстах обращения (одушевленные и неодушевленные).
Тема урока: «Текст. Типы речи»
Задание 3 уровня
Напишите пересказ одной из сцен пьесы Островского «Гроза». В тексте–повествовании используйте глаголы–синонимы с учетом речевой ситуации, ремарок.
Задание 4 уровня
Напишите сочинение на одну из следующих тем.