Кпм машина на аэродроме
Аэродромная техника прошлого
Доброго дня всем.
Пост по большей части технически-созерцательный, а всё самое интересное, как всегда в подписях к фото.
Выше на фото очень интересный проект. ВАЗ-2108 ИКС — экспериментальный образец измерителя коэффициента сцепления ВПП, разработанный по заказу МГА. Для прогнозирования дистанции торможения воздушных судов при посадке. Разработка измерителя коэффициента сцепления ВАЗ-2108 ИКС началась на Волжском автозаводе в июле 1985 года по заказу аэропорта Курумоч. Он предназначался для замены прицепного измерителя на тележке АТТ-2. Проектирование было поручено конструктору В. Порубаю. Разработкой дизайна занимался С.Таранов. Общее руководство осуществлял главный конструктор Г. Мирзоев. К работе были привлечены специалисты НИИ Аэропроект (Москва). В качестве базового автомобиля был использован переднеприводной ВАЗ-2108. Основным требованием к конструкции было использование не менее 90% отечественных комплектующих. Электронику было решено заказать в Чехословакии. Прототип был изготовлен в марте 1986 года. В апреле он был отправлен в Москву на выставку оборудования аэропортов. Затем прошёл испытания в аэропорту Шереметьево. В 1989 году по документации ВАЗа на заводе №408 ГА в Москве была изготовлена опытная партия из 10 автомобилей. ВАЗ-2108 ИКС предназначен для измерения коэффициента сцепления взлётно-посадочных полос. На основе полученной информации прогнозируется дистанция торможения воздушных судов, а в случае мокрой ВПП — и скорости начала аква планирования. Данные замеров через диспетчера передаются на борт самолёта, заходящего на посадку. В салоне автомобиля установлен комплект контрольно-измерительных приборов, включающий 2 датчика силы ЛХ-144, датчик оборотов, датчик угла наклона. Рабочим органом измерителя является пятое колесо (от ВАЗ-1111), установленное в багажнике. Для опускания колеса в днище багажника выполнен вырез. Механизм подъёма колеса электрический. Для лучшего сцепления с поверхностью установлен балласт 100 кг. На месте заднего сиденья установлена ёмкость для воды для имитации мокрой ВПП. Для связи с диспетчером имеется УКВ-радиостанция с антенной на крыше автомобиля. Информация взята из … Высокой мысли пламень. Книга вторая / Под ред. Г.К.Мирзоева. — Тольятти: АвтоВАЗ, 2004. — С. 344-348.
Вакуумно-уборочная машина В-63 разработана на заводе Росдормаш на шасси автомобиля КрАЗ-219 в начале 60-х годов. Предназначена для удаления пыли с поверхности ВПП и рулёжек аэродромов. На раме базового автомобиля установлена вакуумная установка. В задней части расположены 2 бункера-пылесборника объёмом 700 л. С 1966 года выпускалась на шасси КрАЗ-257.
Сообщение [Страница 1 из 1]
Admin
КПМ-1
Комбинированная поливо-моечная машина
Комбинированная поливо-моечная машина КПМ-1 предназначается для очистки от пыли, грязи, снега, мелких камней и для мойки взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек.
Комбинированная поливо-моечная машина КПМ-1 смонтирована на шасси автомобиля ЗИЛ-150 и имеет специальное оборудование, состоящее из цистерны с фильтром, трубопроводов с центральным клапаном, сопел с заслонками, шестеренчатой раздаточной коробки типа РК-2 с карданным валом и центробежным насосом типа ПН-1200, плужного снегоочистителя, подметальной щетки с редуктором и системы гидроуправления. Цистерна сварная эллиптической формы, изготовлена из стальных листов толщиной 3 мм. В нижней части цистерны укреплена шесть кронштейнов, при помощи которых цистерна крепится к продольным балкам рамы автомобиля. Очистке воды, выходящей из цистерны к насосу, производится фильтром. Трубопровод состоит из двух ветвей: наполнительной, идущей от цистерны к насосу, и нагнетательное, идущей от насоса к соплам. Центральный клапан расположен между цистерной и центробежным насосом и предназначен для сообщения полости цистерны с системой трубопроводов машины и для отключения цистерны от сети трубопроводов.
Раздаточная коробка передает часть мощности от двигателя к насосу ПН-1200, к редуктору привода щетки и к гидравлическому насосу НШ-ЗА, являющемуся силовым агрегатом для привода гидроподъемников подъема и опускания подметальной щетки и плужного снегоочистителя. Плужный снегоочиститель и подметальная щетка выполнены в виде навесного оборудования. Привод подметальной щетки производится от двигателя автомобиля. Управление работой машины производится из кабины водителя.
Источник: «Справочное пособие по средствам аэродромного обслуживания летательных аппаратов» 1962 г.
КПМ и аэродром посадки
Одним из наиболее важных этапов полета, от которого зависит выполнение поставленной задачи, является выход вертолета на цель (площадку десантирования). Он должен быть осуществлен точно по месту и времени. Направление подхода к цели должно обеспечивать надежное ее обнаружение, скрытый подход, наименьшую уязвимость вертолетов от средств противовоздушной обороны противника и выполнение поставленной задачи.
Выход вертолета на цель в зависимости от навигационной обстановки и оборудования вертолета может осуществляться следующими способами:
— от исходного ориентира (ИО) по курсу и времени;
— по командам с пункта наведения;
— с помощью технических средств вертолетовождения.
Вывод вертолета на цель от исходного ориентира по курсу и
времени применяется при полетах на малых высотах и хорошей визуальной видимости цели. В качестве исходного ориентира на удалении 5—10 км от цели выбирается характерный, легко опознаваемый ориентир и от него до цели прокладывается линия заданного пути, измеряются расстояние и заданный путевой угол.
В полете при подходе к исходному ориентиру рассчитывается курс выхода на цель и время полета до нее. В момент выхода на исходный ориентир экипаж разворачивает вертолет на цель, включает секундомер для контроля пути по времени и, выдерживая заданный режим полета, переходит на визуальный поиск цели. Обнаружив цель, экипаж выполняет поставленную боевую задачу.
Вывод вертолета на цель по командам с пункта наведения производится с помощью радиолокационных станций обнаружения и наведения. При этом используется специально подготовленная карта или планшет.
После выполнения доставленной задачи вертолет выводится на исходный пункт обратного маршрута путем выполнения заранее предусмотренного маневра.
При видимости земли полет на ИПОМ осуществляется с курсом, рассчитанным по известному ветру, и с визуальным контролем. Если полет выполняется в сложных метеорологических условиях или ночью, то выход на ИПОМ и контроль его прохода производится с помощью радионавигационных средств вертолетовож — дения и навигационного комплекса. При выполнении полета в боевом порядке дополнительно предусматривается способ его построения-после цели.
Выход на линию заданного пути обратного маршрута и полет по ней до КПМ выполняется по тем же правилам и в том же порядке, что и при полете к цели. В процессе полета по обратному маршруту экипаж обязан определять место вертолета, навигационные элементы и все необходимые данные для точного выхода на КПМ по месту и времени.
В качестве КПМ в районе аэродрома выбирается радионавигационная точка или характерный ориентир. Если в качестве КПМ выбрана радионавигационная точка, то полет на нее производится одним из способов, рассмотренных в главах 7 и 8.
При выполнении посадки на запасном аэродроме экипаж обязан проложить маршрут полета на заданный аэродром, рассчитать необходимые данные для выхода на него и выбрать технические средства для контроля пути. После выхода на КПМ снижение и заход на посадку производится по команде руководителя полетов или заранее предусмотренному маневру.
Заход и расчет на посадку осуществляется, как правило, с использованием радионавигационных средств, расположенных на аэродроме.
«Подметалки» и «поливалки»: история советских коммунальных машин
Продолжаем публикацию статей, посвященных разнообразным специальным автомобилям для крупных городов. В предыдущих статьях мы рассказывали о необычных автомобилях-такси, которые горожане уже давно перестали замечать. Не обращать внимания на коммунальные машины сложнее: они вечно тормозят движение, издают пронзительные звуки, занимают все ряды широких проспектов и сгоняют водителей с парковок.
В обязанности этой техники входят регулярная очистка, мойка и уборка городских территорий, коммуникаций и памятников, обслуживание и ремонт сложнейших систем электро-, водоснабжения и канализации, вывоз мусора и различных отходов в любое время года и в любых климатических зонах.
Эту статью посвящаем первым самым простым и незаметным автомобильным труженикам крупных советских городов, выпущенным до развала СССР в 1991 году, – подметально-уборочным и поливочно-моечным машинам, в обиходе известным как «подметалки» и «поливалки». Они базировались на шасси обычных грузовиков и в те времена исполняли несложные обязанности: подметание, поливка и мойка проспектов, улиц, площадей и парков.
Первая советская подметальная машина ПУ-2 на шасси ГАЗ-АА на Садовом кольце в Москве. 1936 год
Первенцы подметальные и поливальные
История советских коммунальных автомобилей подметально-поливочной категории начиналась в середине 1930-х годов с развертыванием выпуска полуторок и трёхтонок. Первым в КБ Управления благоустройства Москвы (УБМ), с оглядкой на подобные немецкие машины, был создан достаточно совершенный подметальный автомобиль ПУ-2 на шасси грузовика ГАЗ-АА.
Редкое применение подметальной машины ПУ-2 в зимнее время в Ленинграде
Машины ПУ-2 с разнесенными в стороны кожухами боковых щёток и удлиненными бамперами
Точных сведений о конструкции ПУ-2 не сохранилось, но известно, что его оборудовали широкой задней щёткой и двумя боковыми, разнесенными по обеим сторонам кузова и обеспечившими достаточно широкую полосу уборки, которую от чужих машин «охранял» широченный бампер. Негабаритные машины, обычно работавшие по ночам, оказались слишком тяжелыми и неповоротливыми. В 1938-м их заменил «нормальный» вариант ПУ-5.
Упрощенная подметальная машина ПУ-5 с открытым расположением двух боковых щёток. 1938 год
В 1945-1946 годах на его основе было собрано 20 известных «подметалок» ПУ-7 с характерным остроконечным передком, способных убирать до 20 тысяч кубометров загрязнений в час.
Самая элегантная советская подметальная машина ПУ-7 с боковыми лотковыми щётками. 1946 год
На схеме ПУ-7 видны основная задняя щётка, шнек, наклонный транспортер и мусоросборник
С разных сторон автомобиля ГАЗ-АА были подвешены плоские щётки для выметания мусора из лотков вдоль тротуаров и задняя круглая основная щётка для уборки проезжей части. Сметавшийся ими мусор (смёт) забрасывался на винтовой шнек и при помощи скребкового транспортера попадал в 400-литровый мусоросборник. Во избежание запыленности места работы имелась увлажняющая система с принудительной подачей воды на форсунки. Все узлы работали от коробки отбора мощности шасси.
Опытная машина конструкции НАТИ на шасси ЗИС-5 с V-образной цистерной, основной щёткой в колесной базе и правой лотковой с электроприводом. 1940 год
С 1936 года для выполнения летних и зимних работ служили пятитонные грузовики ЯГ-4 с характерными узкими и удлиненными бамперами, доработанные в Московском управлении благоустройства и Ленинградском тресте очистки. На них устанавливали водяные цистерны вместимостью от 4 до 5,5 тысяч литров, центробежный насос с приводом от трансмиссии автомобиля, два передних и два центральных разбрызгивающих сопла для очистки крупных территорий.
На Красной площади моечная машина ПМ-4 на шасси ЯГ-4 с увеличенным объёмом цистерны и двумя насадками. 1936 год
На Невском проспекте поливочная машина МПЛ-4 с цистерной уменьшенной ёмкости и двумя боковыми соплами
Ярославские «поливалки» ПМ-4 очищают Садовое кольцо после марша немецких пленных 17 июля 1944 года. Справа – машина ПУ-5
С 1939-го на 59 грузовиках ЯГ устанавливали щётки для мойки различных объектов и плужные снегоочистители. Только в столице к началу 1941-го парк машин для уборки улиц составлял 632 единицы.
Машина ПМ-4 в зимней комплектации с поворотным отвалом и приводом из кабины водителя (из архива Е.Батурина)
Модернизированный вариант коммунальной машины ЯГ-6 с новыми моечными соплами. 1940 год
Расцвет колёсной коммуналки: учимся подметать, мыть и поливать
Уже в 1945 году начались работы по ранее неизвестным поливомоечным машинам с прямоугольными цистернами на базе ЗИС-5 военного образца. В кооперации с другими предприятиями московский авторемонтный завод «Аремз» разработал поливочный автомобиль ПМ-6 с цистерной на три тысячи литров воды, пожарным насосом центрального расположения и тремя передними соплами-насадками.
Поливальная машина ПМ-6 на шасси ЗИС-5 с тремя передними насадками и пожарным насосом. 1945 год
В Ленинграде собирали «поливалки» МПМ-2 на двух- и трехосных шасси с передней установкой насосного «оргáна», двумя поливальными насадками и четырьмя «про запас». С появлением подобной более совершенной техники работы по ним были прекращены.
Опытные ленинградские поливальные машины МПМ-2 с несколькими видами насадок и разбрызгивателей
В 1956-м на Экспериментально-механическом заводе Управления благоустройства Мосгорисполкома и заводе «Коммунальник» начались работы по созданию первого специального подметально-уборочного автомобиля с приводом рабочих агрегатов от шасси ГАЗ-51, рассчитанного на эксплуатацию на улучшенных дорожных покрытиях. Прототип ПУ-8 планировалось оснастить вторым рулевым колесом и дублированными педалями, чтобы водитель со всех сторон мог наблюдать за процессом работы.
Серийная подметально-уборочная машина ПУ-20 на шасси грузовика ГАЗ-51
Машина ПУ-20 для работы в городах и на усовершенствованных дорожных покрытиях
Рабочее оснащение серийной «подметалки» ПУ-20 размещалось в обтекаемом цельносварном кузове и включало две плоские боковые щётки (лотковые или торцевые) и одну заднюю основную с цепным приводом. Лотковые щётки подавали смёт к продольной оси автомобиля. Задняя щётка забрасывала его на шнек, с которого мусор поступал на транспортёр, доставлявший его в бункер объёмом в тысячу литров. Для борьбы с запыленностью служили водяной насос с фильтром и баком на 1000 литров воды, которую под давлением подавали на подбамперные форсунки.
Основные быстросъёмные рабочие органы «подметалки» ПУ-20 с цепным приводом основной щётки
Увлажнительная система с пятью разбрызгивающими форсунками, расположенными под бампером
Ширина подметённой полосы машины ПУ-20 составляла 2,7 метра. При полной нагрузке её масса достигала 6,4 тонны. Рабочая скорость находилась в пределах от 9,5 до 20 км/ч, максимальная транспортная – 40 км/ч. Расход бензина достигал 65,5 литров на 100 километров.
В середине 1950-х в Москве проходили испытания принципиально новой «пневматической» подметальной машины ПУМ-2СД на шасси ГАЗ-63 (4×4), созданной по образцу немецкого варианта Heuser. По всей её ширине мусор без какого-либо увлажнения засасывался в накопительный бункер при помощи сильного потока воздуха. Добиться абсолютной герметичности не удалось: шумная и тихоходная машина передвигалась в облаках пыльной бури.
Два фото рядом друг с другом и общей подписью
Модернизированная подметально-уборочная машина ПУ-53 на грузовом шасси ГАЗ-53-02. 1966 год
В 60-е появилась круглогодичная подметально-уборочная машина ПУ-53 на усиленном самосвальном шасси ГАЗ-53-02, по общей конструкции идентичная предшественнику ПУ-20. К её новинкам относились гидравлическая система управления рабочими органами, модернизированный винтовой транспортёр и два сменных контейнера-мусоросборника вместо одного бункера.
Подметальная машина ПУ-53 на выставке коммунальной автотехники на ВДНХ СССР. 1967 год (фото автора)
Ширина захвата модели ПУ-53 и параметры водяного бака не изменились. Емкость двух сменных бункеров составила 1,4 кубометра, максимальная скорость возросла до 85 км/ч. Её выпускали Экспериментально-механический завод Мосгорисполкома и Киевский экспериментальный завод «Дормаш».
В 1966 году на заводе «Дормаш» начался выпуск первых советских вакуумных подметально-уборочных машин ВПМ-53 на базе ГАЗ-53А. У них обычная цилиндрическая щётка переместилась вперед под кабину водителя и направляла смёт на лотковые щётки, которые забрасывали его во всасывающий рукав заборного сварного сопла пневматической системы. Затем мусор попадал в вакуумный бункер-циклон, создававшийся вентилятором высокого давления. Для разгрузки цельнометаллический кузов опрокидывался назад.
Вакуумная подметальная машина ВПМ-53 с основной и лотковой щётками и всасывающим рукавом. Фото 1974 года
Полезная ёмкость бункера машины ВПМ-53 составляла 1,6 кубометра, максимальная масса смёта – две тонны, запас воды – 760 литров. Рабочие скорости – от 5 до 16,5 км/ч. Полная масса машины – 6,6 тонны.
Вторую, не менее обширную, группу поливомоечных машин составляли довольно простые «поливалки», созданные на базе серийных грузовиков и предназначенные для полива и мойки дорожных покрытий с помощью мощных плоских веерообразных водяных струй.
Первой опытной «поливалкой» в 1955 году стала машина ПМ-8 на грузовике ЗИС-150 с закрытым цельнометаллическим кузовом, в работе над которой была реализована конструкция практически всех последующих машин этой категории. Через два года в КБ УБМ была создана модернизированная версия ПМ-10 для монтажа на грузовики ЗИС-150 и ЗИЛ-164.
Поливальная машина ПМ-10 с передними и центральными соплами близ театра Советской армии. 1957 год
Поливомоечные машины ПМ-10 на шасси ЗИС-150 с передним моечными насадками
Оборудование этой машины состояло из цистерны ёмкостью шесть тысяч литров, закреплённой на лонжеронной раме, одноступенчатого центробежного насоса с фильтрами и нагнетательным трубопроводом. От них вода под давлением подавалась на два подбамперных сопла, но на ряде машин третью насадку монтировали с правой стороны под кузовом. В зимнее время на машину ПМ-10 устанавливали снегоочистительный комплект П-11.
Поливомоечная машина ПМ-10 на шасси грузовика ЗИЛ-164. 1959 год
Ширина поливочной полосы составляла 18 метров, в моечном режиме – семь метров. Сухая масса машины ПМ-10 – 5,5 тонн, с полной нагрузкой – 11,5 тонн. Рабочие скорости находилась в границах 16-20 км/ч.
В то же время на шасси грузовика МАЗ-200 появилась тяжёлая поливочная машина ПМ-9 с цистерной на 7,5 тысяч литров воды, а в Ленинграде построили целый автопоезд ПМП с запасом на семь тысяч литров.
Ленинградский поливочный автопоезд ПМП с седельным тягачом ЗИС-120Н и полуприцепом-цистерной. 1956 год
С появлением грузовиков ЗИЛ-130 на их основе разные предприятия собирали поливочно-моечные машины ПМ-130 с карданным приводом от коробки отбора мощности центробежного одноступенчатого насоса, смонтированного на правом лонжероне рамы автомобиля. В отличие от первых машин ПМ-10 с декоративными облицовками кузовов здесь впервые обнажилась сварная овальная цистерна той же ёмкости с передним водозаборным люком, двумя волнорезами и прибором для определения уровня воды. С обеих сторон имелись пеналы для рукавов и наборов сопел, на крыше кабины крепился прожектор для работы в ночное время.
Универсальная машина ПМ-130 на шасси ЗИЛ-130 с передними насадками и моющей щёткой. 1970-е годы
В зависимости от климатических условий под рамой автомобилей монтировали различные щётки с приводом от базового шасси. Благодаря шарнирному креплению сопла устанавливались под любым углом, а водитель из кабины мог регулировать направление и силу струи.
Со второй половины 70-х самой распространенной советской «поливалкой» стал вариант ПМ-130Б, модернизация которого касалась лишь второстепенных узлов.
Модернизированная поливомоечная машина ПМ-130Б на грузовике ЗИЛ-130-76. 1980 год
Для этих машин ширина обработанной полосы при поливе составляла 15-18 метров, на мойке – 7-8. Полная масса с водой и спецоборудованием достигала 11,5 тонн, рабочая скорость – 10-20 км/ч. За всё время выпуска их собственная масса в 5,5 тонн оставалась неизменной.
Комбинированная поливомоечная машина КПМ-3 с тремя мощными насадками и летней щёткой
Малоизвестные комбинированные поливальные машины нескольких моделей на базе ЗИЛ-130 (КПМ-64, КПМ-3, КДМ-130/130А и др.) применялись в службах по содержанию автомобильных дорог, оснащались сменным заказным оборудованием и проблесковыми фонарями, отличались деталями, рядом параметров и поставлялись на экспорт. В разных комплектациях их масса составляла 5,2-5,8 тонн.
Коммунальные «поливалки» недалекого прошлого
Ни одна из описанных здесь коммунальных машин до настоящего времени не дожила, но оставила новое ярко выраженное потомство. Здесь ограничимся лишь спецавтомобилями, которые собирались под общим индексом КО (коммунальное оборудование) и выпускались до развала СССР.
Подметально-уборочная машина КО-304 на шасси ГАЗ-53А для обработки лотков и пневматической подачей мусора в опрокидывающийся кузов-бункер. 1978 год
Подметально-уборочная машина КО-309 на базе ГАЗ-53-14 с пневмомеханическим подборщиком и гибким шлангом с пылесосным наконечником. 1987 год
Поливочная машина КО-002 на шасси ЗИЛ-431416 с цистерной на 6,2 тысячи литров воды с гидравлическим и подметальным оборудованием. 1987 год
Уникальная многоцелевая машина для содержания дорог ЭД-244 на грузовике МАЗ-5337 с ёмкостью цистерны 7,5 тысяч литров, металлическим кузовом и отвалом. 1988 год
На заглавной фотографии – первые советские подметальные машины ПУ-2 на шасси ГАЗ-АА на ночном дежурстве на московском Садовом кольце
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации