Когда в россии ввели авто номера с регионами
«Понты стоят денег». Как купить блатной номер и какие из них утратили значимость 16:32, 4 марта 2021 Версия для печати
Закон о продаже красивых номеров через Госуслуги перенесён на 2022 год. Цены на черном рынке поднимаются: продавцы наживаются на желании автовладельцев получить привилегии на дороге.
Люди стремятся к самовыражению в разных сферах жизни. Владельцев автомобилей эта тенденция тоже не обошла стороной. Кто-то вкладывает средства в тюнинг, некоторые – в дорогие аудиосистемы, а есть те, кто охотится за государственными номерами с определенным сочетанием цифр и букв. Обладатели премиальных авто нередко стремятся показать свой статус с помощью красивого номера. К таким относят номерные знаки с повторяющимися буквами и цифрами, а также комбинациями символов, закрепленными за силовыми и правительственными структурами. Некоторые опираются на нумерологию и считают, что цифры наделяют транспорт дополнительной силой.
В народе считается, что сотрудники ГИБДД проверяют машины с красивыми номерами реже обычных, а владельцы элитных номеров, чувствуя привилегированность, могут позволить себе безнаказанное хамство по отношению к другим водителям.
Посетители тематических форумов высказывают противоположные мнения по поводу подобного приобретения:
— Понты стоят денег, и у кого есть лишние – пускай платит. Почему бы к дорогой машине не купить еще и красивый номер, если уж решил выделиться.
— Я знаком с действительно авторитетными людьми, на автомобилях которых обычные номера. Объясняют это тем, что нечего светиться, бросаться в глаза и привлекать к себе лишнее внимание.
Сколько будут стоить номера через Госуслуги
В ноябре 2018 года Минэкономразвития совместно с МВД решили узаконить услугу покупки красивых номеров. Ведомства подготовили поправки к закону «О государственной регистрации транспортных средств» и готовили изменения в Бюджетный кодекс. Согласно предложенным нововведениям, номерные знаки с желаемым набором букв и цифр можно будет получить через сайт Госуслуг, написав заявление при регистрации транспортного средства. За выбранный регистрационный знак нужно будет заплатить повышенную пошлину.
Стоимость варьируется в зависимости от вида номера. Самыми дешевыми оказались номера без повторов цифр и букв, пошлина на них составит 5 000 рублей. Номера, где повторяются либо буквы, либо цифры, стоят от 100 до 450 тысяч рублей. Элитные номера, где одинаковыми окажутся все символы, владельцам автомобилей придется отдать минимум 600 000 рублей, однако при повышенном спросе за такой номер придется побороться и участвовать в онлайн-аукционе. Победит тот, кто назовет наибольшую сумму, но в пределах 6 миллионов рублей. Полученные от продажи номеров средства будут поровну поделены между федеральным и региональным бюджетом и, по задумке Минэкономразвития, направлены на финансирование дорожно-транспортной инфраструктуры.
О возможности купить желаемый государственный номер легально можно пока забыть – нововведения перенесены на январь 2022 года.
Купить номера через посредников – законно?
Тем временем чёрный рынок «красивых» номеров набирает обороты, и даже поправки к закону о легальной покупке у государства подполье не искоренят. Во-первых, стоимость номеров «с рук», если не считать элитные, гораздо ниже. Номера с повторяющимися буквами или цифрами у перекупов начинаются от 50 000 рублей, в то время как МВД озвучили стоимость на подобные знаки свыше 150 тысяч. Во-вторых, на подпольном рынке больше выбор, ведь продаются знаки, уже имеющиеся в обороте.
К слову, покупка госномеров у перекупщиков – схема относительно легальная, ведь номера продаются настоящие, а оформить их можно только через ГИБДД.
Есть несколько способов приобретения желаемого номерного знака, но все они построены на одном принципе: купить такой номер можно только вместе с автомобилем, на который он зарегистрирован! Такие авто называют донорами, и обычно это старые отечественные «Жигули», которые чаще всего входят в стоимость красивых номеров. Процедура оформления несложная: автомобилист самостоятельно или через посредника покупает донора и перерегистрирует номера в ГИБДД, меняя местами с одной машины на другую.
Некоторым людям случайно выпадают эксклюзивные номера при регистрации авто, тогда они могут попробовать продать регистрационный знак. В таком случае владельцу всё равно придется отдать автомобиль вместе с номерами, а после того как новый хозяин переоформит номера, выкупить автомобиль назад. Этот вариант опасен для продавца тем, что новый владелец может отказаться от продажи машины, поскольку в договоре купли-продажи этот вариант не оговаривается.
Алексей, автор YouTube-канала «Три кола» рассказывает о собственном опыте поиска нужного номерного знака:
— На Авито раньше можно было в разделе «Автомобили» увидеть номер машины и созвониться с владельцем, договориться о продаже. Сейчас Авито закрывает номера плашкой, так что придется искать отдельно объявления о продаже номеров, круг поиска сужается.
Также Алексей рассказал о незаконном способе раздобыть контакты владельцев красивых номеров:
— Увидел на улице машину с понравившимися номерами, через знакомых в ГАИ тебе пробивают хозяина и номер телефона. Но лучше никому не говорить о том, что через ГАИ нашли – для сотрудников это грозит серьезным наказанием вплоть до уголовного.
Спецсерии теряют значимость
Государство может опоздать
С тех пор как функции ГАИ стали выполнять дорожные камеры, «блатные» номера потеряли свою актуальность: теперь не получится безнаказанно нарушать правила и надеяться, что крутые номера помогут избежать штрафов. Что касается красивых номеров, они по-прежнему пользуются спросом. Владельцы таких ГРЗ утверждают, что с машин реже снимают номера для требования выкупа, потому что боятся нарваться на «серьезных» людей. Кто-то верит в то, что такие номера приносят удачу или помогают показать статус.
А пока государство откладывает услугу продажи номеров через Госуслуги, их цена на чёрном рынке растёт и, по оценке «менеджеров», может увеличиться к концу года вдвое. Спрос рождает предложение, но красивые номера к 2022 году могут попросту закончиться.
Прямоугольник и квадрат: как менялись номера в России и СССР
МВД готовит новый стандарт для автомобильных и мотоциклетных номеров. В Научно-исследовательском центре проблем безопасности дорожного движения ведомства разрабатывают изменения в действующий с 1993 г. ГОСТ, которые должны устранить ряд имеющихся противоречий. Так, перспективные нормы разрешат использование табличек так называемого квадратного формата, которые используются в США и Японии, введут более компактные мотоциклетные номера, а также установят специальные знаки для ретро автомобилей и спортивных машин. Пересмотр стандартов пройдет в 2017 г., а окончательная редакция будет готова не раньше 2018 года. По сути, готовящийся ГОСТ предлагает возврат к некоторым правилам, которые вполне успешно существовали в прежние годы.
Белые номера. 1931-1936 годы
Из-за быстрого роста парка емкость номерных знаков быстро исчерпалась, и в 1934 г. формат табличек пришлось изменить. Название региона стали обозначать прописью, причем длинные имена сокращались до восьми букв, а количество цифр увеличили до пяти. К 1936 г. закончился и этот формат.
Черные и военные номера. 1936-1946 годы
В конце 1930-х появились первые дипломатические знаки, которые выдавались сотрудниками иностранных посольств – они имели три цифры вместо четырех и литеру «Д» в правом верхнем углу. А в 1940 г. в обиход вошли особые номера для военной техники, хотя единого стандарта ведомства не придерживались. Основной формат предполагал букву и пять цифр, но их расположение варьировалось, дефисы ставились произвольно, а некоторые части дополнительно использовали на табличках собственные знаки различия.
Желтые номера. 1946-1959 годы
Наконец, были официально введены номера для прицепов – если раньше на них вешали задние таблички грузовика, то теперь они получили собственные таблички того же формата со словом «прицеп». Передние знаки для мотоциклов были отменены, как и пробные и транзитные знаки. На испытаниях автозаводы использовали стандартные таблички, а для транзита выписывали бумажные знаки.
Черные и желтые. 1959–1982 годы
Дипломатические номера стали инверсными, то есть белыми, а литера «Д» сменилась латинской «D». Такие номер выдавались сотрудникам диппредставительств, а журналистам полагались таблички с буквой «K», торговым представителям – с буквой «М», причем в номерах последних также фигурировал двузначный код страны. В то же время появились номера с надписями «проба», «полигон», «спорт» и «милиция». Наконец, стандарт 1959 г. ввел выездные номера, в которых использовались буквы, совпадающие с латинскими.
Белые, желтые и красные. 1982–1993 годы
Военные номера остались прежними – черными. Существовал формат, аналогичный гражданскому в черном цвете, но до перехода на российские номера таких табличек было выдано немного. Номера нерезидентов стали цветными: красными с белыми символами – у сотрудников дипмиссий, желтыми с черными символами – у других иностранных граждан. Формат табличек не отличался: латинская буква и четыре цифры, которые кодировали страну или код региона регистрации, а также статус сотрудника посольства, либо указание на машину, предназначенную для экспорта из страны.
Российские номера
Иные цветовые решения применяются для автомобилей МВД (синий), сотрудников диппредставительств (красный), военных (черный), причем все они сделаны в схожем с обычными знаками стиле, но могут отличаться расположением и количеством букв и цифр. Вплоть до 2002 г. существовала линейка желтых номерных знаков для иностранных граждан, на которых буквой обозначался статус нерезидента. Сегодня желтые номера в формате «две буквы – три цифры» используются для такси и пассажирских автобусов.
Автомобилям, временно снятым с учета, ранее выдавались бумажные прямоугольные знаки с белым фоном и желтым полем региона, а также бумажные транзитные знаки для внутренней установки. А на машины, окончательно выезжающие за границу, ставили алюминиевые таблички с крупной буквой «Т». С октября 2013 г. автовладельцы получили право сохранить номерные знаки при смене машины, а транзитные номера были отменены кроме случаев вывоза автомобиля за границу. Кроме того, стало возможным провести регистрационные действия в любом отделении ГИБДД на территории страны, что лишило смысла использование кода региона.
До 2007 г. существовали также так называемые федеральные номерные знаки с флагом РФ вместо кода региона, которые выдавались высокопоставленным госслужащим и руководителя госкомпаний, и которые фактически являлись привилегированными. На смену таким табличкам по сути пришли традиционные знаки особых серий.
Реформа на бампере: как менялись автомобильные знаки в России
В России может быть проведена реформа стандарта автомобильных и мотоциклетных номеров. По данным «Коммерсанта», в МВД начали работу над обновлением действующего с 1993 года ГОСТа, в котором был установлен действующий в настоящее время формат, эту работу планируется завершить к концу 2018 года. О том, как менялся внешний вид советских и российских автомобильных номеров с момента введения первого стандарта в 1931 году, — в фотогалерее РБК.
Первый унифицированный стандарт советских автомобильных знаков появился в 1931 году. На белых табличках, которые крепились как на автомобилях, так и на мотоциклах, черной краской указывались номера, состоявшие из буквы и четырех цифр, разделенных дефисами. Спустя три года буква в начале номера была заменена еще одной цифрой, а под самим номером маленькими буквами начали подписывать название региона, в котором было зарегистрировано транспортное средство.
В конце 1936 года формат номеров изменился: он начал состоять из двухбуквенного индекса региона приписки и двух пар цифр, разделенных дефисами (на фото). После войны, в 1946 году, изменился дизайн номеров — сами таблички стали темно-желтыми, их формат при этом остался прежним.
Реформа 1959 года изменила формат автомобильных номеров в СССР: они стали иметь вид «две цифры — две цифры — три буквы». Сами таблички снова стали черными, номер наносился на него белой краской.
Расположение элементов на номерном знаке зависело от того, на какой части автомобиля он находится: на переднем номере буквы с цифрами были выстроены в одну линию, на заднем буквы помещались под цифрами.
Новый стандарт автомобильных номеров был введен в 1982 году. Как и в начале 1930-х, они снова стали писаться черной краской на белом фоне. Между парами цифр исчез дефис, а одна из трех букв была уменьшена в размере и вынесена перед цифрами. К выведенным из использования в номерах еще пятьдесят лет назад буквам «Ё», «Й», «Ъ», «Ы» и «Ь» добавилась «Щ».
В 1993 году ГОСТ 50577-93 ввел новый формат действующих автомобильных знаков, действующий по сей день. Он включил в себя трехзначный регистрационный номер, серию, состоящую из трех букв, одна из которых вынесена, как и при прежнем формате, а также код региона. В новых номерах было разрешено использовать только те буквы, графические аналоги которых встречаются и в кириллице, и в латинице.
Забытые даты. 20 лет на новых номерах.
С 1 января 1994 года в России были введены новые автомобильные номера. Их вид был совершенно непривычен − новый номер состоял сплошь из новшеств. Сейчас, наверное, мало кто помнит это ощущение. А я успел поездить еще на старых, советских номерах.
Вспомним, как это было, что на что поменялось 20 лет назад.
До 2004 года в России, а ранее в СССР действовали автомобильные номера образца 1977 года. Они состояли из 4-х цифр и трех букв. В основном варианте, исключая военные номера и номера для прицепов, номер начинался с буквы, затем шли 4 цифры, и затем еще две буквы.
А вот номера автомобилей, принадлежащих организациям, отличались − там сначала шли цифры, а после все три буквы вместе.
В буквах был закодирован регион. Использовались, как правило, буквы, присутствующие в названии города или области СССР. Причем, была изрядная путаница − для городов, начинавшихся на одну букву, использовали разные комбинации с второй буквой. Например, для Москвы были серии МН, ММ, МК, и другие. Для Московской области − МО, МЕ, МЖ, МЗ. Но никогда ни в Москве ни в области не было номеров МИ, МБ, т.к. эти комбинации использовались для другого города на «М» − столицы Белоруссии Минска. А «МУ» − это уже Мурманская область. Причем города были перемешаны с краями и даже целыми республиками. «ЛД» это город Ленинград, а «ЛИ» и «ЛК» − Литовская ССР! Иногда серий с буквами названия города не хватало, и тогда добавлялись вовсе абстрактные. Например, в том же Ленинграде были номера серии «СР».
Была еще одна интересная штука − в Москве в номере автомобиля такси был закодирован номер таксопарка. Зная это, а также места расположения парков, можно было использовать это при договоренности с таксистом, охотнее ехали часто ближе к своему парку. Я до сих пор помню многие номера парков и их места дислокации. Помимо всего прочего, были еще и специальные серии, по которым можно было определить принадлежность государственного автомобиля тому или иному ведомству.
Примеры номеров выездных серий Латвийской ССР.
Советские номера штамповались из стали, и поэтому часто ржавели. Потеки ржавчины на белом фоне ухудшали читаемость номера, подкрашивание в кустарных условиях как правило надолго не помогало.
Надо сказать, что к началу девяностых полно было автомобилей и на более старых номерах, так называемых «черных», образца 1958 года.
И вот, в 1993 году было принято решение закончить с этим бардаком, и ввести в новой России совершенно новые знаки, с другим принципом формирования. Страна была поделена на регионы с кодовыми номерами. Впервые под регион отводилось отдельное поле на номерном знаке, обособленное от основного кода. Впервые же на знаке присутствовал государственный флаг России. Тем самым, номерной знак стал цветным, что раньше даже представить было трудно.
Было оставлено три буквы, как и ранее, одна шла впереди. Впервые было введено ограничение на использование букв − допускались исключительно такие, аналоги которых есть в латинице. Исключение сделали для «У» − ее, при записи латиницей, все же с натягом можно заменить на «Y». Цифр стало три. Впервые было упразднено деление на «частные» и «государственные» знаки. Особый вид имели военные, дипломатические знаки, знаки автомобилей принадлежащих иностранным организациям и гражданам на условиях временного ввоза (желтые). А также прицепы, мотознаки, знаки сельхозтехники. И наконец последнее новшество − н омера стали штамповаться из алюминиевого сплава, а краска имела световозвращающее покрытие.
Когда мы увидели на улицах новые номера, это было очень непривычно. Надо сказать,что тогда автомобилей было намного меньше, чем сейчас и серии выходили медленнее. Несколько месяцев по городу ездили одни только «АА» − «АВ». Кстати, первые полгода-год (а в регионах и дольше) номера делали без цветного флажка России. Видимо, цветная печать была еще не до конца отлажена. Сейчас в среде коллекционеров такие номера, наверное, большая редкость.
Я получал новые номера в мае 1994-го, и у меня была уже серия «ВВ». Кстати, с введением новых номеров не сразу пошла охота за красивыми номерами. Какое-то время ушло на выработку новой моды − какие номера теперь красивые. Поэтому первое время были возможны вот такие сочетания:
Когда все привыкли к новым номерам, стало ясно, что они лучше и удобнее. Отделение кода региона в отдельный блок действительно было прекрасным решением. Правда, в те тяжелые годы сложно было представить, какой автомобильный бум ждет страну, и рано или поздно придется вводить дополнительные коды регионов, а позже − трехзначные коды. Но это все было потом.
А тогда все заметили, как ушли в прошлое гнилые номера, благодаря переходу на алюминий. Правда, со временем выявилась другая проблема − тонкая алюминиевая основа номера гораздо хуже поддавалась рихтовке в случае повреждений, чем старая стальная − мятый номер очень сложно было вернуть в приличный вид. Замена же испорченного номерного знака на новый долгие годы была очень сложной процедурой, и существенно упростилась только в прошлом году.
Ну а что же со старыми номерами? Их спокойно эксплуатировали еще очень долго. Не было требования по немедленной замене номеров, она происходила естественно при перерегистрации автомобиля. Однако, многие продавали машины по доверенности, либо просто не меняли машину, особенно это касалось людей пожилого возраста − времена были такие. У кого-то машина вообще стояла на приколе до лучших времен. Поэтому долго еще глаз цеплялся на улице за старый номер, который остался символом навсегда ушедшей эпохи. Хотя, конечно, советские номера, и особенно черные, стали встречаться все реже.
А еще с 1994 года начали выдавать водительские удостоверения нового образца − так называемые «пластиковые». Непривычно маленькие и по-заграничному симпатичные. Впрочем, это уже совсем другая история.