Как проверить бублик акпп на автомобиле
Основные признаки неисправности гидротрансформатора
Гидротрансформатор является одним из наиболее высоконагруженных элементов трансмиссии с автоматической коробкой передач. Перегоняя через себя рабочую жидкость (трансмиссионное масло, которое передает энергию от двигателя на колеса), лопасти турбины, насоса и другие элементы узла подвергаются постоянному усиленному механическому воздействию и износу.
Согласно общим принципам работы автоматических трансмиссий, срок службы АКПП и гидротрансформатора должен совпадать – то есть капитальный ремонт коробки должен проводиться одновременно с ремонтом или заменой ГДТ. Однако на практике именно гидродинамический трансформатор нередко оказывается первой деталью, которая не «доживает» до общего капремонта коробки.
Как понять, что гидротрансформатор сильно изношен или неисправен?
Для вычисления неисправности гидродинамического трансформатора есть определенные симптомы в работе транспортного средства. По этим симптомам можно не только достоверно установить, что ГДТ требует ремонта, но и с большой долей вероятности определить, какая именно часть агрегата изношена больше всего.
Основные симптомы неисправности гидротрансформатора и сопредельных механизмов, а также «расшифровка» этих неисправностей выглядит так:
— Самой распространенной проблемой является износ фрикционной накладки поршня блокировки, при блокировки гидротрансформатора возникает вибрация, а это говорит о том, что износ фрикциона достиг своего максимума.
— В процессе работы АКПП при переключении передач отчетливо слышны механические шумы, исчезающие при увеличении оборотов и нагрузки. Подобный признак с огромной долей вероятности свидетельствует о необходимости ремонта или замены гидротрансформатора АКПП.
— Скорость разгона транспортного средства заметно снизилась – искать причину подобному явлению следует в обгонной муфте гидротрансформатора.
— При скорости от 60 до 90 километров может наблюдаться легкая вибрация. Такая проблема часто встречается на автомобилях марки BMW и Range Rover с трансмиссиями компании ZF серии 6HP.
— Автомобиль останавливается без возможности продолжения движения, говорит о том, что на турбинном колесе поврежден шлиц.
Также стоит отметить, что на длительность эксплуатации гидротрансформатора влияет и стиль вождения, и качество масла, и его количество его количество в системе, и регулярность замены.
Качественный ремонт гидротрансформаторов – компания «Транс Трэйд»!
Если вам необходим ремонт или замена гидродинамического трансформатора, специалисты компании TransTrade готовы оказать вам квалифицированную помощь самого высокого уровня.
В нашем арсенале – самое современное оборудование и инструменты.
Кроме того, почти наверняка, вам даже не придется ждать ремонта вашего ГДТ – мы просто заберем ваш неисправный трансформатор и предложим на обмен другой аналогичный, полностью восстановленный, готовый к любым нагрузкам по цене ремонта вашего трансформатора!
«Бублик», убийца АКПП: что ломается в гидротрансформаторах и как их чинят
Гидротрансформатор, он же «бублик» (прозвище пошло от его формы), является непременным атрибутом любого «настоящего автомата». Не обходятся без него и мощные вариаторы, и даже в преселективную АКПП его поставили на некоторых моделях Honda (например на Acura TLX), чтобы обеспечить мягкость движения на малой скорости. И иногда он выходит из строя.
Казалось бы, это чисто гидравлический узел и ломаться там нечему, разве что протечь может… Но нет, современный гидротрансформатор много сложнее в устройстве, чем картинка в старом учебнике и скорее является узлом с ограниченным сроком службы, после чего должен пройти процедуру восстановления. Что же с ним происходит, что у него внутри и как это починить?
Как устроен «бублик»?
Основной задачей гидротрансформатора всегда было преобразование крутящего момента и оборотов: он работает как гидравлический редуктор, который умеет снижать обороты и повышать крутящий момент с коэффициентом трансформации до 2.4. Основана его работа на передаче энергии через поток жидкости — в данном случае трансмиссионного масла, которое мы все знаем как ATF (automatic transmission fluid).
Коленчатый вал мотора связан с насосным колесом, которое разгоняет жидкость и отправляет ее на турбинное колесо. Турбинное колесо в свою очередь связано с коробкой передач. Жидкость раскручивает турбинное колесо и отправляется обратно на насосное. Но перед этим она попадает на лопатки направляющего аппарата, выполненного в виде колеса-реактора, которые ускоряют поток жидкости и направляют его в сторону вращения.
Таким образом поток жидкости ускоряется до тех пор, пока скорости вращения насосного и турбинного колес не выравниваются, и тогда гидротрансформатор переходит в режим гидромуфты, при котором преобразования крутящего момента не происходит, а направляющий аппарат начинает свободно вращаться, не мешая току жидкости.
Чем больше разница скоростей вращения турбинного и насосного колес, тем больше ускоряется ток жидкости, но при этом она начинается нагреваться, а КПД гидротрансформатора падает — больше энергии уходит в нагрев. Когда же скорости вращения колес выравниваются, то в передаче момента через жидкость с большими потерями смысла нет.
Поэтому со временем в гидротрансформаторы стали внедрять элементы обычного фрикционного сцепления, основанного на трении. Называется это блокировкой гидротрансформатора. Суть блокировки — в соединении входного и выходного валов, чтобы передавать момент напрямую. Без нее старые машины с АКПП, как говорится, «не ехали».
На самых старых конструкциях блокировка срабатывала автоматически, за счет давления рабочей жидкости, но с появлением АКПП с электронным управлением функция стала управляться отдельным клапаном. Говорить же о способах реализации блокировки нужно в отдельной статье, потому что их великое множество. Но смысл один — соединять валы и временно исключать из цепочки передачи крутящего момента трансмиссионное масло.
А вскоре на фрикционы блокировки возложили задачи, сходные с задачами обычного сцепления механической КПП — при разгоне они немного смыкались, пробуксовывая и помогая передавать крутящий момент, а сама блокировка стала срабатывать очень рано, чтобы уменьшить потери в гидротрансформаторе. Собственно, современные гидромеханические «автоматы» уже нельзя назвать классическими — это уже некий гибрид.
И чем мощнее становились двигатели, тем сильнее нагревалась жидкость в ГТД, тем сложнее было обеспечить его охлаждение, и тем больше работы по передаче крутящего момента старались переложить на сцепление блокировки.
Что ломается в гидротрансформаторе?
Раз есть сцепление внутри «бублика», значит, оно изнашивается — вечных фрикционных пар не бывает. К тому же продукты их износа загрязняют внутренности ГТД, поток горячей жидкости с абразивом «выедает» металл лопаток и других внутренних частей. Также потихоньку стареют, выходят из строя от перегрева или просто разрушаются уплотнения-сальники, а иногда выходят из строя подшипники или даже ломаются лопасти турбинных колес.
Продукты износа фрикционной накладки попадают и в саму АКПП, ведь охлаждение ГТД идет прокачкой масла через насос коробки и общий теплообменник. А в гидроблоке АКПП (о нем нужно рассказывать отдельно) есть еще много разных мест, где грязь может что-то забить или жидкость может проточить лишние отверстия, повредить соленоидные клапаны, замкнуть проводники…
В общем, со временем ГТД становится основным источником «грязи» в АКПП, которая обязательно выведет ее из строя. У некоторых АКПП проблема осложняется тем, что материал накладок «приклеен» к основе, и по мере износа в жидкость начинают попадать клеющие вещества, ускоряя процессы загрязнения в разы.
Таким образом, поживший «бублик» нужно менять или ремонтировать, пока он не сломал всю коробку передач. К слову, старые АКПП, у которых блокировка срабатывала редко, только на высших передачах или ее не имелось вовсе, имеют заметно большие интервал замены масла и ресурс.
Наиболее печальный случай
К чему это приводит, можно увидеть на примере широко распространенной 5-ступенчатой АКПП Mercedes 722.6. Она ставилась на несколько десятков моделей Mercedes-Benz, Jaguar, Chrysler, Dodge, Jeep и SsangYong c 1996 года и ставится по сей день.
В этой коробке передач гидротрансформатор блокируется на всех передачах, и специальный клапан регулирует его прижатие. Даже при плавном разгоне включается частичная блокировка, а при резком блокировка включается почти сразу. Машина получается экономичной и динамичной.
Как проверить состояние гидротрансформатора в «домашних» условиях?
Собственно в заголовке все сказано. Как проверить состояние гидротрансформатора в «домашних» условиях?
Комментарии 31
а у тебя ЗФ стоит тоже, не? как и на бемках?
если да, то мастера говорят, что на моторах до 200 коней, бублики почти не летят)
Снятый никак! Изнашивается там, как выще написано, блокировка. Если ошибка есть по блокировке, или она не включается…
Отдать в ремонт и тогда будет полная уверенность в его работоспособности.
эмм… «проверить…» что именно в ГТ, и, главное — из-за чего? Что-то беспокоит?
В общем то чуть ниже изложил текущую проблему, но продублирую: Симптомы, вперед едем рывками с 4000-4500 об/мин, назад примерно с такими же оборотами. Купил два донора для ремонта акпп, с одним отдали еще бублик. вот хочу выяснить как мне выбрать лучший вариант)
Когда писал, описания ещё не было (естественно косяк из-за тырнета). Дома, насколько мне известно — никак, если только нет оборудования для разварки-заварки «бублика». Только в спец СТО. Даже если попытаться что-либо «нащупать» вращая валы руками, без нагрузки и центровки оных — бесполезно. Тем более, если косяк в блокировке — надо раскручивать до тех самых 4-4,5 т.об.
В общем то чуть ниже изложил текущую проблему, но продублирую: Симптомы, вперед едем рывками с 4000-4500 об/мин, назад примерно с такими же оборотами. Купил два донора для ремонта акпп, с одним отдали еще бублик. вот хочу выяснить как мне выбрать лучший вариант)
имхо — отдать в ремонт. Масло в любом случае идёт через фильтр поэтому «крупные куски» — не попадут. имхо — оставляй родной — не в нём дело.
доноры для ремонта у меня уже куплены и из них будет собираться акпп на замену. с одним донором пришел еще бублик, хотел выбрать тот что лучше, но походу придется оставить свой родной, тем более в центр ремонта акпп звонил, там мне тоже сказали что бублик с 90% вероятностью нормальный и тоже посоветовали оставить его, если истории «бублика» от донора неизвестна
Вот что мне сейчас сказали по телефону в центре по ремонту акпп: при симптомах, как у меня, вперед едем рывками с 4000-4500 об/мин, назад примерно с такими же оборотами, посмотреть фрикционы, если они погоревшие, то с 90% вероятностью «бублик» живой
Если фрикционы погорели, в коробе будет много грязи от них. В фильтре она осядет не вся, часть все равно отложится в корпусе, в гидроблоке, в гидротрансформаторе… Если короб пойдет в переборку, лучше уж и «бублик» сразу отдать на разборку-промывку.
Купил два донора для ремонта акпп, с одним отдали еще бублик. вот хочу выяснить как мне выбрать лучший вариант)
Лучший вариант — это один из «бубликов» отдать в контору, которая ремонтом занимается. Они его полностью приведут в порядок, и уже у тебя за это голова не будет болеть.
Разрезать, дефектовать, понять, что он живой и испорчен и купить новый…
Ну или отнести в спец. контору, где заменят корпус и грамотно заварят, если нет других повреждений и критического износа
Если механизм износился — получим чек но ездить можно.
Момент блокировки — легко увидет на машине. При езде с постоянной скоростью, после переключения — через некоторое время — обороты как бы падают примерно на 500 а скорость сохраняется. Это значит сработала блокировка.
На снятом трансформаторе — это не проверить.
Никак. Только на спецоборудовании и специалистом, восстановление гидротрансформатора делается на специальном аппарате.
включит драйв, держать тормоз и газ в пол, держат не более 5 секунд. обороты двигателя не должны подняться более 2500-3000
Да, так называемый Stall Test.
Только значение оборотов для каждого автомобиля и для каждого варианта устанавливаемых на этот автомобиль двигателей и АКПП будет индивидуально.
авто Opel Vectra B дрыгатель X25XE акпп AW50-42LE
включит драйв, держать тормоз и газ в пол, держат не более 5 секунд. обороты двигателя не должны подняться более 2500-3000
подержать больше и бросить педаль тормоза ))))) получим динамичный старт на АКПП бонусом убитые привода и диф )))
Неисправности гидротрансформатора АКПП
Неисправности гидротрансформатора АКПП приводят к появлению вибраций и неприятных шумов в процессе езды автомобиля в городском режиме, то есть, на скорости около 60 км/ч. Причинами неисправности могут быть частично вышедшие из строя фрикционные пары, износ лопаток шестерен, разрушение уплотнительных сальников, выход из строя подшипников. Ремонт гидротрансформатора — достаточно дорогое удовольствие. Поэтому чтобы не доводить до такого «бублик» (гидротрансформатор получил такое название среди автолюбителей за свою круглую форму) коробки автомат, есть универсальный совет — регулярно меняйте жидкость ATF.
Признаки умирающего гидротрансформатора
Симптомы выхода из строя гидротрансформатора условно можно разделить на три группы — поведенческие, звуковые, дополнительные. Разберем их по порядку.
Поведенческие симптомы выхода из строя гидротрансформатора АКПП
Существует ряд типовых признаков в поведении машины, явно указывающих на то, что гидротрансформатор неисправен. Так, к ним относится:
Поломки гидротрансформатора по своим признакам очень похожи с поломками других элементов автоматической трансмиссии. Поэтому необходимо выполнять дополнительную диагностику.
Звуковые симптомы
Симптомы выхода из строя гидротрансформатора АКПП можно определить и на слух. Выражается это в следующих признаках:
Шум исходит из коробки-автомата, поэтому водителю на слух порой сложно определить, что гудит именно гидротрансформатор. Поэтому при появлении посторонних шумов, исходящих из системы трансмиссии желательно выполнить дополнительную диагностику, поскольку посторонние шумы всегда указывают на какие-либо, даже незначительные, неисправности.
Дополнительные признаки
Существует и ряд дополнительных признаков, указывающих на то, что гидротрансформатор умирает. Среди них:
При возникновении одного или нескольких признаков частичного выхода гидротрансформатора из строя необходимо как можно быстрее диагностировать поломку. И если ремонт «бублика» обойдется в более-менее приемлемую сумму, то использование неисправного гидротрансформатора может привести к поломке более дорогостоящих элементов трансмиссии вплоть до всей АКПП.
Причины неисправности
Гидротрансформатор — устройство не очень сложное, однако в процессе эксплуатации автоматической трансмиссии он изнашивается и постепенно выходит из строя. Перечислим, какие именно системы могут поломаться, и по каким причинам.
Фрикционные пары
Внутри гидротрансформатора есть так называемая блокировка, которая, по сути является элементом автоматического сцепления. Механически работает она схоже с классическим сцеплением МКПП. Соответственно, имеет место износ фрикционных дисков, их отдельных пар, либо всего комплекта. Кроме этого, элементы износа фрикционных дисков (металлическая пыль) загрязняют трансмиссионную жидкость, из-за чего могут забиться каналы, по которым проходит жидкость. Из-за этого падает давление в системе, а также страдают другие элементы автоматической трансмиссии — гидроблок, радиатор охлаждения и прочие.
Лопатки лопастей
Металлические лопатки под воздействием высоких температур и наличия в трансмиссионной жидкости абразива также со временем изнашиваются, и добавляют в масло еще больше металлической пыли. Из-за этого снижается эффективность работы гидротрансформатора, снижается общее давление жидкости в системе трансмиссии, ну а из-за грязной жидкости растет перегрев системы, изнашивается гидроблок, увеличивается нагрузка на всю систему. В самых худших случаях возможна полная поломка одной или нескольких лопастей на крыльчатке.
Разрушение сальников
Под воздействием горячей и загрязненной жидкости АТФ увеличивается нагрузка на резиновые (пластмассовые) сальники-уплотнители. Из-за этого страдает герметичность системы, и возможна утечка трансмиссионной жидкости.
Блокировка гидротрансформатора АКПП
На старых коробках-автомат блокировка (сцепление), у которых управление им было механическое, непосредственно блокировка срабатывала реже, только на высших передачах. Поэтому ресурс таких коробок был выше, а интервал по замене трансмиссионной жидкости — больше.
На современных же машинах блокировка срабатывает, то есть, гидротрансформатор блокируется на всех передачах, а специальный клапан регулирует силу его прижатия. Так, при плавном разгоне блокировка включается частично, а при резком — она включается практически сразу. Делается это для снижения потребления топлива, а также для увеличения динамических характеристик машины.
Одна другая сторона медали в данном случае заключается в том, что в таком режиме работы значительно возрастает износ закладок блокировки. В том числе быстро изнашивается (загрязняется) трансмиссионная жидкость, в ней появляется много мусора. С увеличением пробега плавность блокировки падает, а при разгоне или при обычной езде машина начнет немного дергаться. Соответственно, масло в АКПП нужно менять примерно на 60 тысячах километров пробега, поскольку в зону риска попадает уже вся система автоматической трансмиссии.
Износ подшипников
В частности, опорных и промежуточных, между турбиной и насосом. При этом обычно слышится хруст или свист, издаваемый непосредственно упомянутыми подшипниками. Особенно хрустящие звуки слышны при наборе скорости, однако при выходе машины на стабильную скорость и нагрузку звуки обычно пропадают, если подшипники не изношены до критического состояния.
Потеря свойств трансмиссионной жидкости
Если жидкость ATF находится в системе трансмиссии уже давно, то она чернеет, густеет, в ее составе появляется много мусора, в частности, металлической крошки. Из-за этого страдает и гидротрансформатор. Особенно критична ситуация, когда жидкость не только теряет свои свойства, но и падает ее общий уровень (количество в системе). В таком режиме гидротрансформатор будет работать в критическом режиме, при критических температурах, что значительно снижает его общий ресурс.
Обрыв соединения с валом АКПП
Это критическая поломка, которая, правда, случается крайне редко. Заключается она в том, что происходит механический обрыв шлицевого соединения турбинного колеса с валом коробки-автомат. В этом случае движение автомобиля в принципе невозможно, поскольку от двигателя на АКПП крутящий момент не передается. Ремонтные работы заключаются в замене вала, восстановлении шлицевого соединения либо же полной замене гидротрансформатора в критических случаях.
Поломка обгонной муфты
Внешним признаком поломки обгонной муфты АКПП будет ухудшение динамических характеристик машины, то есть, она будет хуже разгоняться. Однако без дополнительной диагностики невозможно точно установить, что виновата в этом именно обгонная муфта.
Как проверить гидротрансформатор АКПП
Существует несколько стандартных процедур, с помощью которых можно косвенно определить состояние гидротрансформатора автоматической трансмиссии. Полное истинное состояние можно определить лишь при демонтаже указанного узла и его детальной диагностике.
Проверка сканером
Первое, что нужно сделать чтобы определить неисправность гидротрансформатора — это просканировать автомобиль на наличие ошибок специальным диагностическим сканером. С его помощью можно получить коды ошибок, и в соответствии с ними уже предпринимать конкретные ремонтные действия. Такое сканирование поможет выявить ошибки не только гидротрансформатора, но и других систем автомобиля (при наличии ошибок). Это позволяет оценить состояние трансмиссии в целом, и ее отдельных деталей в частности.
Стоп-тест (stall-test)
Косвенную проверку можно сделать и без использования «умной» электроники. Например, в мануалах многих автомобилей можно встретить такой алгоритм как проверить работу гидротрансформатора:
У большинства автомобилей нормальные обороты от 2000 до 2400, точную информацию для своей машины необходимо уточнять. По результатам показаний тахометра можно судить о состоянии гидротрансформатора. Для этого воспользуйтесь усредненными данными, приведенными далее:
К сожалению, самостоятельная диагностика автовладельцем состояния гидротрансформатора ограничена. Поэтому при появлении описанных выше симптомов и выполнения стоп-теста рекомендуется обратиться за выполнением детальной диагностики в автосервис, где проверят снятый гидротрансформатор АКПП.
Ремонт гидротрансформатора
Покупка нового гидротрансформатора — достаточно дорогое удовольствие. Усложняется ситуация еще и тем, что зачастую на старые подержанные импортные автомобили достать подходящий «бублик» бывает непросто. Поэтому в большинстве случаев автовладельцы предпочитают ремонтировать гидротрансформаторы, тем более что этот узел вполне ремонтопригоден.
Цена самого простого ремонта начинается со значения около 4…5 тысяч российских рублей. Однако сюда нужно добавить стоимость демонтажа трансмиссии, выполнения дефектовки, а также цену новых заменяемых деталей. Как правило ремонт гидротрансформатора состоит из следующих работ:
При выполнении ремонта важен профессионализм его исполнителей. Дело в том, что гидротрансформатор работает с высокими оборотами и давлениями жидкости. Поэтому здесь очень важна точность настройки узла, поскольку малейшая несоосность или разбалансировка при значительных нагрузках может вновь вывести из строя гидротрансформатор и даже другие элементы автоматической трансмиссии, вплоть до самой АКПП.
Профилактика гидротрансформатора
Ремонт «бублика» может обойтись в достаточно «круглую» сумму денег, поэтому имеет смысл задуматься о том, что лучше в щадящем режиме использовать гидротрансформатор, чем допускать его частичный выход из строя. Тем более, что рекомендации по его щадящему использованию достаточно просты:
Использование неисправного гидротрансформатора грозит постепенным выходом из строя других элементов автоматической трансмиссии. Поэтому при появлении малейших подозрений на неисправность «бублика» — необходимо как можно быстрее выполнить диагностику и соответствующие ремонтные работы.