фуникулер что это такое фото в нижегородском кремле
Возрождение «элеватора»: показываем, как будет выглядеть фуникулёр в Нижегородском кремле (ФОТО)
Проект возрождения фуникулёра в Нижегородском кремле рассмотрели депутаты Законодательного собрания региона. В понедельник, 16 сентября, его представил замуправляющего делами Правительства Тимофей Шульга. Фуникулёр будет проходить под землёй и соединит площадь Минина и улицу Рождественскую.
Линии фуникулёра свяжут площадь Минина и улицу Рождественскую. Верхняя подстанция площадью 490 кв. метров расположится у Часовой башни, которая находится над Зеленским съездом. От неё на фуникулёре можно будет добраться до Бугровской ночлежки на площади Народного единства. Там будет располагаться нижняя станция в 167 кв. метров. Платформы обещают сделать доступными для маломобильных граждан. Время в пути фуникулёра составит примерно 2 минуты. В один вагончик смогут вместиться до 40 человек.
Кремлевский фуникулер – это «элеватор», который входил в единую систему первых линий Нижегородского электрического трамвая. Их пуск был приурочен к открытию Всероссийской выставки 1896 года. В настоящее время постройки станции «элеватора» и рельсовые пути полностью утрачены, тоннель засыпан, а место прохода фуникулёра забетонировано.
Одно из отличий будущего фуникулёра от того, который был в столице Приволжья полтора века назад, это всего одна линия пути.
— Старый фуникулёр был двухпутный. То есть сверху и снизу вагончик, вода наливалась, он становился тяжёлым, ехал вниз и тянул другой вагончик. Так они расходились: один наверх другой вниз. Почему я про воду заговорил, потому что тяга на воде, — заметил замуправляющего делами Правительства Тимофей Шульга.
Для движения возрождённого фуникулёра будут использовать уже не воду, а электрическую тягу. А старый метод работы фуникулёра обыграют в форме инсталляции, которая появится прямо в подземном тоннеле. Тимофей Шульга добавил, что рассматривается возможность сделать под землёй даже резервуары с водой. Но эти идеи пока ещё в стадии рассмотрения.
Фуникулёр по-нижегородски: разбираемся, нужны ли городу «элеваторы»
В июне 2021 года в Нижегородском кремле начнётся строительство фуникулёра за 320 млн рублей. Ранее в регионе уже существовали «элеваторы», работавшие от силы тяжести. Редакция «Царьграда» решила подробнее узнать историю данного вида транспорта в Нижнем Новгороде.
Нижний Новгород был первым городом в России, где появились и действовали фуникулёры. В 1896 году «Финляндской компанией лёгкого пароходства» петербургского предпринимателя Р.К. фон Гартмана были построены два фуникулёра: Кремлёвский и Похвалинский. Их строительство было приурочено к Всероссийской промышленной и художественной выставке, проводившейся в том же году. Примечательно то, что к её открытию в Нижнем Новгороде был также пущен первый на территории современной России электрический трамвай, построены здания драматического театра и окружного суда, открыта пароходная линия, связывающая верхнюю часть города с нижней.
Похвалинский элеватор. Фото взято из открытого источника
Похвалинский элеватор соединял Канавинскую и Верхнебазарную трамвайные линии. Длина его путей составляла — 160 метров. Линия этого фуникулёра имела две станции и проходила вдоль Похвалинского съезда. Нижняя станция была расположена возле начала Плашкоутного моста через Оку (сейчас на этом месте расположен Канавинский мост), а верхняя станция, в которой располагался зал ожидания, находилась там, где сейчас расположен отель Azimut. Этот фуникулёр просуществовал до 1927 года.
Кремлёвский элеватор. Фото взято из открытого источника
Сами элеваторы состояли из двух вагонов, которые располагались на верхних и нижних станциях. Это было обусловлено механизмом движения самого фуникулёра. Ведь они работали не от электричества, а от силы тяжести. В каждом вагоне находились резервуары для набора воды. На верхней станции эти ёмкости наполнялись, из-за этого вагоны плавно спускались вниз по рельсам, и поднимали вагоны с пустыми баками с нижней станции наверх. Движение осуществлялось одновременно по одной линии, раздвоенной в середине.
Оба элеватора были демонтированы до 1927 года в связи с развитием трамвайных линий. В июне 2021 года в нижегородском Кремле начнётся реконструкция фуникулёра. Элеватор уже летом начнёт курсировать между площадью Народного единства и крнмлёвским манежем. Построить «чудо техники» планируется в рамках подготовки к празднованию 800-летия города.
Руины Кремлёвского элеватора. Фото: Нижегородские новации, Дима Четыре
Забытый Нижний: Кремлевский и Похвалинский фуникулеры
Поделиться
Сто лет назад под Нижегородским кремлем проходила подземная линия фуникулера, соединяющая низину с холмом. В народе этот транспорт назывался элеватором. Конным повозкам было тяжело справляться с подъемами по холмистой местности центральной части Нижнего Новгорода, и тогда было решено построить принципиально новый вид транспорта. Сейчас о нем напоминают лишь каменные стенки между Северной и Часовой башнями.
Построили фуникулер к Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года. Он соединял конечную станцию трамвайной ветки, проходившую по улице Рождественской от съезда с плашкоутного моста (на его месте сейчас Канавинский) до Скобы, с трамвайной линией, которая вела из Кремля по Большой Покровской через Малую Покровскую и далее по Похвалинской улице к Смирновскому саду (сейчас на его месте отель Azimut). Общая длина линии Кремлевского элеватора составляла 133,12 метра, время в пути – полторы минуты.
Фуникулер в кремле не требовал электричества и работал за счет силы тяжести. В каждом вагоне были установлены емкости для воды. Когда один вагончик поднимался вверх, его наполняли водой, а в том, что опускался, одновременно жидкость сливалась. Под силой тяжести верхний опускался вниз, а легкий нижний поднимался.
Станции кремлевского элеватора располагались по разные стороны кремлевской стены. Часть пути вагон фуникулера следовал по подземному тоннелю. В каждом вагончике было по две каюты с сидячими и стоячими местами. Говорят, что билет на этот транспорт стоил недешево и позволить его себе могли только богатые купцы.
С другой стороны улицы Рождественской, где сейчас находится Канавинский мост, располагался второй фуникулер – Похвалинский. У подножья холма построили здание городской электростанции, которое выходило прямо на плашкоутный плавучий мост, опирающийся на плоскодонные суда. Здание станции было также пунктом посадки на элеватор.
Прекратили свою работу оба фуникулера – Кремлевский и Похвалинский – в 1926 и 1927 году соответственно в связи с развитием в городе трамвайной сети.
За качественные современные фото спасибо Александру Липину.
Каким будет фуникулер в Нижегородском кремле?
Преображение Нижегородского кремля является одним из самых масштабных проектов, которые планируется воплотить в жизнь к 800-летнему юбилею города. И речь не только о реставрации зданий, но и о строительстве нового туристического аттракциона — фуникулера, который начнет работать в 2021 году. Стоимость этого объекта оценивается в 500–700 миллионов рублей, и он должен стать новой изюминкой ансамбля Нижегородского кремля. Впрочем, не такой уж и новой.
История фуникулера
На самом деле речь идет не о создании, а воссоздании фуникулера, который функционировал в Нижнем Новгороде в конце XIX — начале XX века. Рельсовое транспортное средство построили в 1896 году к Всероссийской промышленно-художественной выставке — важнейшему событию для города на тот момент.
Фуникулер, или, как его тогда называли, элеватор, имел протяженность 133,2 метра и соединял конечную станцию трамвайной ветки на улице Рождественской (она вела от съезда с плашкоутного моста, на месте которого сейчас расположен Канавинский мост, до Скобы) с другой трамвайной веткой — той, что тянулась по Большой Покровской через Малую Покровскую и далее по Похвалинской улице к Смирновскому саду (сейчас там гостиница Azimut). Станции располагались по разные стороны кремлевской стены.
Фото: wikipedia.org
Тогда фуникулер работал исключительно за счет силы тяжести, без электричества. В каждом вагончике было две каюты, в которых продавались как сидячие, так и стоячие места. Проработал элеватор, он же фуникулер, до середины 20-х годов ХХ столетия, а потом его упразднили за ненужностью — в городе уже была хорошо развита трамвайная сеть.
Весной 2019 года стало известно, что кремлевский фуникулер восстановят в историческом виде к юбилею города. Но, конечно, без новшеств не обойдется — вряд ли кто-то станет использовать технологии столетней давности. На сегодняшний день постройки станций элеватора утрачены, тоннель засыпан, а место прохода вагонов забетонировано. Однако сохранились обрамление портала тоннеля с наружной стороны Кремля и пешеходный мост.
Фото: Алексей Трефилов / wikipedia.org
Новый проект
Как сообщили корреспонденту GiperNN в пресс-службе правительства Нижегородской области, современный фуникулер стилизуют под своего предшественника, но комплекс все же будет отличаться. Так, длина рельсового пути составит 151 метр, а не 133.
Нижняя станция расположится в своем историческом месте — рядом с храмом Рождества Иоанна Предтечи. Здание станции площадью 167,26 кв.м будет одноэтажным, с отапливаемым подвалом и холодным чердаком. В нем разместят вестибюль, служебные помещения, помещение для посетителей, платформу и рельсовые пути. За основу дизайна возьмут исторические деревянные фасады. Также станцию украсят деталями из искусственного архитектурного камня и металла художественной ковки.
Верхняя станция будет построена с внутренней стороны Кремля, между Северной и Часовой башнями. Здание площадью 480,5 кв.м задумано с фасадами в виде накладных светопрозрачных витражей с декоративными накладными стальными элементами зеленого цвета, похожими на стебли растений. Кровлю проектировщики видят эксплуатируемой, на ней будут зеленые насаждения и пешеходные дорожки. Павильон верхней станции фуникулера должен максимально вписаться в окружающий пейзаж и выглядеть как часть кремлевского склона.
Фото: пресс-служба правительства Нижегородской области
Перепад высот между верхней и нижней станциями составит 50 метров, рельсовый путь будет проходить под углом 19 градусов. Вагон сможет вместить 40 человек. Тоннельная часть трассы длиной 77 метров пройдет под Кремлевской стеной. Ширина тоннеля — 6,4 м.
Ансамбль фуникулера будет выдержан в «кремлевских» красно-кирпичных тонах.
Состаренная колотая фактура и красный оттенок кирпича помогут нивелировать разницу в возрасте окружающих построек и нового возводимого объекта, а также подчеркнут историческую ценность и целостность постройки, — говорится в пояснительной записке к проекту, предоставленной правительством Нижегородской области.
Для воссоздания дизайна будут использоваться исторические фотографии, однако полного соответствия, судя по всему, ждать не приходится.
Экономическая отдача
Министр экономического развития и инвестиций Нижегородской области Игорь Норенков уверен, что рассматривать фуникулер как отдельный прибыльный проект не стоит: безусловно, деньги, которые будет давать эксплуатация, нескоро покроют те огромные средства, которые вложат в строительство.
По словам Норенкова, нужно оценивать Нижегородский кремль как единый ансамбль и все решения по увеличению его привлекательности для туристов тоже воспринимать в комплексе.
Фуникулер — не электричка, он не сможет перевозить по 200 пассажиров, а, скорее, станет элементом нижегородской самобытности, потому что потребности в нем как в транспортной инфраструктуре нет. На фуникулер в отдельности ставку никто не делает, с экономической точки зрения это не рационально. Мы работаем на облик и привлекательность города и Кремля в целом, и вот в этом контексте объект оправдан и интересен.
Первых пассажиров обновленный фуникулер должен перевезти в юбилейном 2021 году. Проектную документацию подготовят к концу текущего года. Строительство, вероятно, начнется уже в 2020 году.
Фуникулер на откосе Нижегородского кремля начнут строить уже в ноябре
Сейчас специалисты думают, как его можно будет интегрировать в транспортную систему города
Фуникулер хотят сделать там, где он и был раньше — рядом с Северной башней
Фото: Наталья Бурухина
Фуникулер в Нижегородском кремле построят в июле 2021 года
Нижегородские власти собираются приступить к работам по благоустройству территории кремля уже в следующем месяце. Именно на ноябрь запланировано начало строительства фуникулера, который пройдёт от улицы Рождественской через главную достопримечательность города. Если всё будет хорошо, то жители смогут прокатиться на нём уже следующим летом.
Как сообщили нам в Управлении делами правительства Нижегородской области, во время инженерно-изыскательных работ специалисты выявили оползнеопасные процессы на участке склона между Ивановской и Тайницкой башнями кремля. Это касается и участка между Северной и Часовой башнями. Из-за этого было принято решение провести ряд геологических изысканий, чтобы придумать, как избежать оползней на этой территории. Проектные работы затянулись, и сроки реализации проекта сдвинулись.
— Начало строительно-монтажных работ по возведению фуникулера запланировано на ноябрь 2020 года. Завершение строительства запланировано на июль 2021 года. На данном этапе также прорабатывается возможность интеграции фуникулера в транспортную систему города, — говорится в ответе на наш запрос.
В управделами заявили, что для укрепления склона разработаны специальные противоаварийные технические решения. На текущий момент специалисты уже пробурили 63 скважины под сваи, из которых 50 забетонировали. Дальнейшие работы идут по графику. Что касается сооружения тоннеля, то его могут строить в течение всего года независимо от климатических условий.
Напомним, первоначально областные власти заявляли, что строить фуникулер будут за федеральные деньги: планировалось привлечь 500 миллионов рублей. Только вот несколько месяцев назад стало известно, что работы по его возведению серьёзно подорожали — до 811 млн рублей.